Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:14, реферат
Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности.
Правообразование. Объективное и субъективное в праве
1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В родовой общине или в племени
действовали правила поведения
или так
называемые социальные нормы. Это были
нормы обычаев, нормы обычного права,
которые регулировали труд, охоту, рыбную
ловлю, боевые действия, быт и семейные
отношения. Многие из обычаев являлись
одновременно и нормами морали, религии,
которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью норм поведения в родовой
общине было то, что нормы поведения
выражали интересы всех членов рода. У
членов рода не было четкого разграничения
прав и обязанностей. Исполнение норм
поведения обеспечивалось привычкой,
естественной потребностью соблюдать
укоренившиеся правила, а также при
необходимости обеспечивалось общественным
мнением родовой общины или
племени.
В процессе перехода от первобытности
к государственной организации общества
возникает право. Источниками права являются:
1. санкционированные государством первобытные
обычаи, превращенные в нормы
права и охраняемые государством от нарушений;
2. юридический прецедент, которому государство
придает юридически обязательную
силу для аналогичных дел;
3. издание государством нормативных актов,
содержащих нормы права.
Право-сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы все участников общественных отношений. Многообразие подходов к определению и пониманию права обусловлена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, психологическими особенностями.
Нормативный подход.
Нормативный подход наиболее ярко выражен
в теории юридического позитивизма и теории
нормативизма. Нормативное понимание
права основано на представлении, что
“право - это система общеобязательных,
формально определенных норм, которые
выражают и призваны обеспечить классово
определенную свободу поведения в её единстве
с ответственностью и сообразно этому
выступают в качестве государственно-властного
критерия правомерного и неправомерного
поведения”.
Из этого определения можно выделить ряд
следующих признаков:
1. Право - это совокупность норм установленных
или санкционированных государством.
2. Правовые нормы отличаются от других
социальных норм, а) формальной определенностью,
так как право это нормы изложенные в законах
и др. нормативных актах.
3. Государство выступает гарантом соблюдения
законности, посредством поощрительных
мер воздействия, а также посредством
карательных и право - восстановительных
санкций.
4. Правовые нормы воздействуют на поведение
людей непосредственно или через правовые
отношения, образующиеся между физическими
и (или) юридическими лицами.
К позитивной черте нормативного подхода
следует отнести то, что лишь при таком
понимании права могут быть обеспеченны
законность, господство права, восходящее
к его официальному установлению и единообразному
пониманию.
(естественно-правовой,
ценностный) подход.
Согласно ему, право - не тексты законов,
а содержащаяся в общественном сознании
система понятий об общеобязательных
нормах, правах, обязанностях запретах,
условиях их возникновения и реализации,
порядке и формах защиты.
При этом, они приводят в пример существование
целые эпох и государств, где существование
права обходились без законов и без текстов;
при системе прецедентов источником права
было профессиональное правосознание,
обычное право опиралось на массовое правовое
сознание.
В современном обществе отдельные слова
вообще не воспринимаются практикой либо
меняются по смыслу. Все противоречия
между условными терминами законодательства
и их реальным значением снимаются в процессе
общественной практики, вырабатывающей
единообразное понимание терминов. Важно
и то, что в общественном сознании реальным
содержанием наполняются те термины, которые
непонятны и практически неосуществимы,
без учета норм и критериев общественной
морали. Такие термины (клевета, хулиганство,
исключительный цинизм) конкретизируются
и делаются общезначимыми при помощи так
называемых «оценочных понятий». При этом
тексты закона не только оцениваются общественным
сознанием с позиций здравого смысла,
но и сопоставляются с понятиями справедливости
и гуманизма. Именно в общественном сознании
содержаться не всегда зафиксированные
в текстах законов ценности, представления
о правах и свободах человека.
Социологический
(функциональный) подход.
Социологический подход представлен социологической
теорией. Данный подход аргументируется
и характеризуется следующим: ”… коль
скоро правопорядок все же является фактом,
значит - существует и право, но не в виде
слов закона и не только как правовые знания
и представления (они слишком разнообразны
и недостаточно действенны), а как порядок
общественных отношений в действиях и
поведениях людей.”
Государственная воля, воплощенная в правовых
нормах, на этой ступени материализуется
в общественных отношениях, придавая им
правовую форму. Право в действии есть
его реализация, проявляющаяся в правовом
поведении. Урегулированность, законность,
правопорядок обеспечиваемые в обществе,
- необходимые элементы правопонимания.
В самом деле: действие права осуществляется
путем исполнения (соблюдения, использования,
применения) правовых норм. При этом в
указанную деятельность вовлекаются правоприменительные
органы, образуются правоотношения, на
нее оказывает свое влияние правосознание
людей. Иными словами, функционирует сложный
механизм правовой системы, отнюдь не
сводящийся к юридическим нормам. А это
в свою очередь означает, что говоря о
праве и его понимании, мы не можем игнорировать
тех составных частей механизма, которые
нормами права не являются, но без которых
нормы действовать не в состоянии.”
Нормативное понимание права
самое пригодное для отражения
его инструментальной роли. Определение
права как совокупности охраняемых
государством норм позволяет гражданам
и другим исполнителям правовых предписаний
знакомиться с содержанием
В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.
И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее соответственно идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.
Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике. Сегодня мы понимаем, что критика эта была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Кельзен, например, на задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не входил в решение вопроса, откуда берется исходная норма права (изучение права из самого права), так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.
Но для практического
юриста это действительно
Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Чистый практик нормативного толка в решении конкретного дела не задумывается о классовой окраске государственной воли. Это может быть воля всего народа или отдельной его части, воля большинства или меньшинства, прогрессивных или консервативных слоев общества. Государственную волю могут сформировать и единственно интересы правящей элиты, расходящиеся с интересами страны и даже государства в целом.
Во взгляде на действительность
и решение дела через юридические
очки, через призму принятых государством
нормативных актов – содержание
нормативного подхода к праву (одновременно
положительное и отрицательное)
1. Нормативный подход
больше, чем какой-либо другой, подчеркивает
определяющее свойство права
– его нормативность. Иметь
в виде руководства общее
2. Нормативность в данном
подходе органически связана
с формальной определенностью
права, что существенно
3. Фиксированность средств
государственного принуждения
4. Противостояние режиму произвола и беззаконию.
5. Косвенная ориентация
на необходимость возведения
в закон надлежащей (справедливой,
моральной, прогрессивной и т.
6. Ориентация на подзаконное
нормативное регулирование
7. Признание широких
Последний пункт в качестве положительного обстоятельства не бесспорен. И если приводить его здесь, то надо иметь в виду то государство, которое выражает интересы общества, служит им, ориентируясь на такие ценности, как справедливость, свобода, гуманность. Нормативное понимание права хорошо служит в те исторические периоды, которые отличаются стабильностью. Оно не вызывает нареканий с точки зрения практики, если законодательство обновилось, если при этом соблюдены все демократические процедуры, если в нормах отразились передовые настроения широких масс.
Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определенных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.
Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе.
Как уже отмечалось ранее, право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношений в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства. Право всегда социально обусловлено. Принято выделять три основных вида такой обусловленности:
- юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношениям, содержание которых составляют взаимные права и обязанности сторон, т.е. реально возникшие правоотношения, что имеет место, прежде всего, в экономической сфере;
- на основе познания
тенденций общественного
- непосредственной основой
возникновения права может
Так, в современной России в течение нескольких лет биржевая деятельность не была урегулирована специальным законом, но осуществлялась, и даже успешно.
В узком инструментальном
понимании право разделяют еще
на право в объективном смысле (объективное
право) и право в субъективном смысле (субъективное
право).
Чтобы понять, что такое субъективное
право, отметим, что каждый человек имеет
свои внутренние (субъективные) представления
о правилах поведения. Субъективное право
– это мера юридически возможного поведения,
призванная удовлетворять собственные
интересы лица. Субъективны конкретные
права и свободы личности (право на жизнь,
свободу, труд, образование и т. п.), в том
смысле, что связаны с субъектом, принадлежат
ему и зависят от его воли и сознания. Если
же все люди начнут действовать только
по своим внутренним правилам, не вырабатывая
общих подходов, то невозможно было бы
построить какое-либо коллективную деятельность
(производство, дорожное движение, учебный
процесс). Возникает необходимость в правилах
общих для всех, чтобы избежать беспорядка
и произвола. Такие, общие для всех правила
и являются объективным правом.
Довольно часто
право в объективном смысле отождествляют
с законом, что дает наглядное
представление о праве, но не является
точным. Более полно представляется
объективное право, если к нему относят
также законодательство, юридические
обычаи, юридические прецеденты и нормативные
договоры данного периода в конкретном
государстве. Оно объективно в том смысле,
что непосредственно не зависит от воли
и сознания отдельного лица и не принадлежит
ему.
В целом, право – это система общеобязательных,
формально определенных юридических норм,
выражающих интересы общества, социальных
групп и т.п. На их основе возникают и устанавливаются
правоотношения между разными субъектами.
Государство поддерживает регулирование
этих общественных отношений.