Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:25, контрольная работа
Теория государства и права – фундаментальная учебная и научная дисциплина, которая закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает будущему юристу общетеоретические знания, необходимые для освоения других юридических дисциплин, а также для практической работы. Теория государства и права изучается на 1 и 6-м курсах. В конце обучения сдается государственный экзамен. По данной дисциплине на 1-м курсе пишется контрольная и курсовая работа
Система законодательства – совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние и содержательные характеристики права. Выступает внешним выражением, формой системы права.
Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
Систематизация законодательства – целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью увеличения их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
Содержание правоотношения – субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
Сознательно-волевой характер права – признак, означающий, что право есть проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Право регулирует общественные отношения, взаимодействуя с волей индивидуумов и социальных групп.
Состав правонарушения – совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. Состав правонарушения включает в себя объект, субъекта, объективную сторону и субъективную сторону правонарушения.
Социальная власть – система отношений подчинения одних людей воле и действиям других. Структуру любого властного отношения (властеотношения) составляют властвующий субъект (народ, класс, община, род, совет старейшин, вождь) и подвластный объект (индивид, коллектив, организация).
Социальное управление в обществе – целенаправленное воздействие на людей и их объединения для достижения определенных результатов. Предполагает наличие особых органов управления.
Социальные нормы – связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.
Способы (приемы) толкования – совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. С. т. подразделяются на грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический, функциональный.
Структура общества – внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. В С. о. входят социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Структура правовой нормы – логически согласованное внутреннее ее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.
Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо – индивид или организация.
Субъективная сторона правонарушения – то, что характеризует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т. е. его вина.
Субъективное право – предусмотренная в норме права мера возможного поведения управомоченного лица, предоставленная управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, обеспеченная действиями (бездействием) обязанного лица. С. п. включает в себя право на собственные фактические действия, право на юридические действия, право требования, право притязания.
Субъекты правоотношений – участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. С. п. могут быть индивиды, их организации и, как исключение, социальные общности.
Судебный прецедент – решение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Обязательным для всех нижестоящих судов является не решение целиком или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи («ratio decidendi»).
Сущность государства – легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.
Теория государства и права как наука – обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе.
Теория государства и права как учебная дисциплина – учебная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции. Структура Т. г. и п. как учебной дисциплины включает в себя разделы, главы, пункты научно-учебного материала, выражающие его единство и дифференциацию.
Тип государства и права – модель или идеальный, выраженный в понятии образ государства и права, в котором объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которому соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных правовых систем.
Типология – учение о классификации, т. е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов (в нашем случае таким сложным объектом выступают государство и право).
Толкование права – интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. В зависимости от соотношения смысла нормы и ее текстуального выражения различают буквальное толкование, распространительное толкование и ограничительное толкование. По субъектам толкования Т. п. подразделяется на официальное (аутентическое, легальное, правоприменительное) и неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное).
Убеждение (как метод осуществления государственной власти) – метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей.
Унитарное
государство – целостное централизованное
государство, административно-
Управомочивание – способ правового регулирования, который выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Учредительная норма – норма, отражающая исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляющая устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. У. н. служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.
Фактический состав – совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий.
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
Форма государства – организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
Основные формы государственного устройства – унитарная и федеративная, редко встречающаяся форма – конфедерация.
Форма правления – способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные Ф. п. – монархия и республика.
Формальная определенность права – признак, означающий, что нормы права закреплены в официальных письменных источниках, изданных государством.
Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Ф. г. можно подразделить: по причинам возникновения: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.), и б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел») (экономическая, экологическая и др.); по направленности: а) внутренние (экономическая, социальная, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, экологическая, стимулирования научно-технического прогресса и ограничения его вредных последствий, информационная) и б) внешние (обороны, интеграции в мировую экономику, обеспечения мира, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка).
Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные функции (экономическую, политическую, воспитательную) и конкретные функции (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную).
Функции теории государства и права – направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Они подразделяются на теоретико-познавательную (гносеологическую), методологическую, политико-управленческую, идеологическую, прогностическую функции.
Юридическая обязанность – предусмотренная в норме права мера необходимого поведения обязанного лица в интересах управомоченной стороны, обеспеченная возможностью государственного принуждения. Ю. о. имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно-принудительного воздействия.
Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкциями юридических норм. Основаниями Ю. о. являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт.
Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях увеличения их ясности, понятности и эффективности.
Юридические гарантии законности – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия. Среди Ю. г. з. различают средства выявления (обнаружения) правонарушений; средства предупреждения правонарушений; меры пресечения правонарушений; меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений; юридическую ответственность; процессуальные юридические гарантии. К организационным средствам относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности: кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков) и др.
Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.