Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:25, контрольная работа
Теория государства и права – фундаментальная учебная и научная дисциплина, которая закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает будущему юристу общетеоретические знания, необходимые для освоения других юридических дисциплин, а также для практической работы. Теория государства и права изучается на 1 и 6-м курсах. В конце обучения сдается государственный экзамен. По данной дисциплине на 1-м курсе пишется контрольная и курсовая работа
Естественное право (естественные права) – система социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.
Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. Принципами З. являются единство, всеобщность, целесообразность.
Законодательная инициатива – принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган.
Законодательный процесс – урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.
Закономерности развития государства – устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной З. р. г. считается его постепенное историческое превращение из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества.
Запрещение – способ правового регулирования, который выражается в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
Злоупотребление правом – деяние, при котором субъект не нарушает правовых предписаний, однако при этом своими действиями наносит ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право «во зло» другим субъектам.
Императивный метод правового регулирования – метод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.
Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.
Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.
Интерпретационный акт – правовой акт компетентных государственных органов, содержащий результат официального толкования.
Источник (форма) права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные И. п. – это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.
Кодификация – вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).
Коллизионная норма – норма, призванная устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.
Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).
Корпоративная норма – правило поведения, создаваемое в организованном сообществе, распространяющееся на его членов и направленное на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
Коррупция – подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы К. – взяточничество, подкуп, протекционизм и др.
Легальность государственной власти – юридическая характеристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирование в режиме законности.
Легитимность государственной власти – степень доверия и поддержки государственной власти широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно Л. в. отвечает представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражает его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу.
Международное право – сложной комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и сформированных в самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с правовыми системами государств. Предмет регулирования М. п. – отношения между государствами (межгосударственные отношения) и отношения с участием различных участников международного общения (иные международные отношения). Наряду с этим нормы М. п. в определенной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственных отношений).
Метод правового регулирования – совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.
Методология юридической науки – относительно самостоятельная область юриспруденции, в которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических исследований.
Методы юридической науки – применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. М. ю. н. подразделяются на философские, общенаучные, частнонаучные.
Механизм (аппарат) государства – специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
К элементам, составным частям М. п. р. относятся юридические нормы, нормативные правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.
Мировой правопорядок – система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.
Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.). который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. М. бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительная, конституционная).
Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.
Недемократический режим – вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществляется неправовое государственное принуждение, права и свободы человека и гражданина не защищены. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил.
Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Нормативность – признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально-определенных правил поведения – норм, т. е. права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующим законодательством. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Право, таким образом, выступает мерой свободы.
Нормативный акт – официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Нормативный договор как источник права – соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.).
Обеспечительная норма – норма, содержащая предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
Общедозволительный тип правового регулирования – дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.
Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.
Общество – исторически сложившаяся на определенной территории в результате совместной деятельности совокупность людей, характеризующаяся многообразием отношений (экономических, политических, этических, религиозных и др.) и целостностью организации жизни.
Объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред (жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т. д.).
Объект правоотношения – реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Объективная сторона правонарушения – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.
Объективно-противоправное деяние – деяние, совершая которое и нарушая при этом нормы права, лицо наносит ущерб (кому-, чему-либо). Однако иные элементы состава правонарушения – субъект или субъективная сторона – отсутствуют. К О.-п. д. можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости и др.
Обычай – общее правило, возникающее в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности существования вошедшее в привычку людей.
Обязывание – способ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Оперативная норма (норма-инструмент) – норма, устанавливающая даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
Относительное правоотношение – правовая общественная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).
Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.
Охранительная норма – норма, фиксирующая меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правового запрета. О. и. определяет также условия и порядок освобождения от наказания.
Позитивное право – система общеобязательных формально-определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. П. п. – право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках.
Политическая система общества – система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.