Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
По поводу правопонимания юридической наукой накоплен богатейший теоретический материал, что подтверждается существованием нескольких крупных юридических школ, объединяющих различные теории права, а также множеством самостоятельных концепций права. Не имеет смысла рассматривать каждую концепцию права в отдельности, поскольку нельзя объять этот воистину безбрежный океан правовой мысли. Остановимся на наиболее общих, наиболее типичных теоретических представлениях о том, что есть право, то есть на типах правопонимания. Общепринятым является то, что тип правопонимания - это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения .
Введение.
Раздел 1. Основные теории происхождения права:
Теологическая теория
Естественно-правовая
Теория юридического позитивизма
Теория нормативистского понимания права
Психологическая теория
Теория солидаризма
Социологическая теория
Марксистская теория
Теория немецкой исторической школы права
Раздел 2. Понимание права в мировой и отечественной
юриспруденции.
Раздел 3. Современные концепции правопонимания:
3.1. Либертарный подход
3.2. Социологический подход
3.3. Нормативный подход
3.4. Нравственный (естественно-правовой) поход
3.5. Интегративный подход
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Существующие Школы и Теории
происхождения права могут
выражать интересы различных социальных
сил, меняются интересы - меняются взгляды
на право. По мере развития истории
под давлением сложившихся исторических,
экономических и политических предпосылок
зарождались и успешно развивались
при помощи своих сторонников различные
течения:Теологическая теория права, Теория
«естественного права», Теория юридического
позитивизма, Нормативистская теория
права, Психологическая теория права,
Теория солидаризма, Социалистическая
теория, Марксистская теория права
и Теория немецкой исторической школы
права. Все перечисленные выше теории
и школы будут подробно рассмотрены далее.
1.1. Теологическая теория права.
Теологические взгляды на право - это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности. Так в законах царя Хаммурапи записано: «Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению бога Мардуха». Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связанны с идеологией мировых религиозных воззрений:
иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом.
В книге «Исход» Библии записано: «Господь позвал Моисея на Синайскую гору и передал каменные скрижали, содержащие закон, писанный перстом Божьим».
В священных книгах индуизма записано, что Верховное существо (Бог) раскрыло Ману свой священный закон как отцу человечества в момент создания мира.
Мусульманское право, содержащееся в священных книгах ислама, является изречением пророка Мухаммеда, на которого снизошло откровение Аллаха.
На мой взгляд теологическая теория не может объяснять происхождения права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим перстом». Мы можем судить об это только из народных историй передающихся из поколения в поколение. Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества, духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».
Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского(1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие. высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины». И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам».
После того, пишет Саллюстий, когда «трудом
и справедливостью» возросло Римское
государство, когда силою оружия были
укрощены великие цари и смирились дикие
племена, когда исчез с лица земли Карфаген
- соперник Римской державы и «все моря,
все земли открылись перед нами, судьба
начала свирепствовать и всё перевернула
вверх дном». Римляне, которые с лёгкостью
и достоинством переносили лишения, опасности
и трудности, не выдержали испытания досугом
и богатством. В начале, подмечает Саллюстий,
развивалась жажда денег, за нею жажда
власти, и «обе стали как бы общим корнем
всех бедствий». Так случилось потому,
что корыстолюбие сгубило верность, честность
и остальные добрые качества. Вместо них
«оно выучило высокомерию и жестокости,
выучило презирать богов и всё полагать
продажным». Честолюбие многих сделало
лжецами. Заставило «в сердце таить одно»,
а вслух говорить другое. Дружбу и вражду
оценивать «не по сути вещей, а в согласии
с выгодой, о пристойной наружности заботиться
больше, чем о внутреннем достоинстве».
1. 2. Теория «естественного права».
В преддверие буржуазной революции наибольшее распространение и развитие получила теория «естественного права». Она исходит из двойственности права. Наряду с Позитивным правом, созданным государством, согласно этой теории, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы. «Естественное право» служит критерием оценки права позитивного. Все, что в позитивном праве противоречит «естественному праву», недостойно уважения и не должно считаться правом. Под «естественным правом» представители этой теории фактически понимали буржуазные представления о справедливости, общем благе. Основными идеями «естественного права» провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство, право на революционные выступления против правительства, попирающего эти права.
В период разложения феодализма и свершения буржуазных революций рассматриваемая теория была направлена против феодальных теологических представлений о праве, против самих феодальных порядков, феодального государства и права, которые признавались противоречащими духу «естественного права». Представители школы «естественного права» того времени ( Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев) были прогрессивными деятелями, использовали свои идеи для критики феодального строя и для обоснования нового, буржуазного порядка. Под лозунгами этой теории совершались буржуазные революции. Ее идеи были отраженны в содержании Декларации независимости США (1776 г.), Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.).
После укрепления власти буржуазии роль теории «естественного права» упала. Первое место заняли позитивистские идеи о праве. После второй мировой войны идеи школы «естественного права» в измененном виде были подхвачены теорией «возрожденного естественного права», которая выступает преимущественно как теологическое представление о праве.
Католическое направление этой теории покоится на сочинениях средневекового теолога Фомы Аквинского. Естественным правом провозглашается право божественное, «вечное право», право, данное Богом. Право собственности и вытекающее из него неравенство бедных и богатых покоятся на этом «вечном» божественном праве.
Я считаю, что эта теория не описывает происхождения права, потому что она была выдвинута только для того чтобы свергнуть старые представления о праве и под ее прикрытием проводить буржуазные революции. «Эта теория призвана вытеснить коммунистические идеи, отвергающие частную собственность, а с приходом буржуазных порядков она будет отправлена в архив [15].
В ее основе лежат следующие идеи:
1. Политическая и правовая жизнь общества должна соответствовать требованиям естественного права, вытекающих из природы человека и гражданина. В этой связи действующее в государстве законодательство призвано закреплять и обеспечивать права и свободы людей, обусловленные их естественной природой.
2. Теория естественного права покоится на признании цивилизации, которые имеют приоритетное значение. Идеи справедливости, добра, не отчуждаемости прав и свобод человека господство разума и т.п. - вот тот не полный перечень ценностей, которые должны быть положены в основу существования общества и государства.
3. Естественное выводится из разумной природы человека, из свободы его воли, цивилизованного способа существования в определенном сообществе.
Причем человеку не даруются властью права и свободы они принадлежат ему от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Именно господство в праве общих абстрактных принципов (свободы, справедливости, каждому свое, уважение друг друга, общего блага и т.д.) отличают эту теорию от других теорий.
Резюмируя изложенные положения о специфике и сущности естественного права, можно сформулировать следующее определение общего (универсального) понятия естественного права. «Естественное право - это везде и всегда наличное, извне преданное человеку исходное для данного места и времени права, которое как выражение объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Можно сформулировать и более краткие дефиниции общего понятия естественного права. Можно сказать, что естественное право - это право, извне преданное человеку и приоритетное по отношению к человеческим установлениям. Или: естественное право - это правовая форма выражения первичности и приоритета естественного над искусственным в человеческих отношениях»[11]. Между естественно-правовой и реально-исторической формами соотношения «естественного» и «искусственного» (дано в виде позитивного права) имеется заметное соответствие и сходство. Поэтому естественно-правовой принцип противопоставления (соотношения и т.д.)
«естественного»
и «искусственного» затрагивает противоречивую
суть человеческого бытия и цивилизации,
по-своему выражает одно из существенных
противоречий в развитии человечества.
Этим, кстати говоря, обусловлен тот значительный
вклад, который естественно-правовая мысль
(с характерной для нее разработкой проблем
права в глобальном контексте человечества
и т.д.) внесла в становление и развитие
не только юриспруденции, но также социальной
философии и философии истории.
1.3. Теория юридического позитивизма.
Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., когда буржуазия достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя, в могуществе ее государства и права. Буржуазия видит в своем праве фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения. Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.
Юридический позитивизм связан с философским позитивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально- логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный метод признается в качестве основного метода исследования. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах. [18].
Данная теория представляет собой некую теоритическую концепцию, основывающуюся на признании лишь позитивного (официального) права, выраженного в виде юридических норм. А все остальное, называемое правом, в том числе естественное право, является ни чем иным, как моральной оценкой действующего права. Не имея официального выражения и властного обеспечения, оно представляет собой лишь систему научных взглядов, а следовательно не обладает общеобязательной силой. Уклоняясь от оценки существующей действительности, юридический позитивизм замыкается на констатации существования права в отрыве от тех общественных отношений, которые служат его основанием. Отсюда и отрицание им возможности познания сущности права. Главное для него - это описание правовых явлений, изучение внешнего способа их существования. Поэтому право в рассматриваемой теории сводится исключительно к совокупности юридических норм или «агрегату правил, установленных политическим руководителем, или сувереном», «Всякое право есть команда, приказ» (Остин). Общеобязательная же воля, лежащая в основе права, вообще не является предметом ее анализа.
При чем нормы права, с точки зрения юридического позитивизма, являются продуктом государственного произвола, а не неизбежным следствием социально- экономического и политического состояния общества. Более того, эти нормы сами порождают определенные общественные отношения. Таким образом юридический позитивизм, во-первых, отождествляет право сего нормами, а во- вторых, приписывает ему определенный характер. «Право в объективном смысле,- есть норма, определяющая отношения человека к человеку»[18].
К основным
идеям и положениям «юридического позитивизма»
относятся трактовка права как творения
власти, властная принудительность как,
в конечном счете, единственная отличительная
особенность права, формально- логический
и юридико-догматиченский метод анализа
права, отрыв и «очищение» права от общественных
отношений, а юриспруденции - от «метафизических»
положений о природе, причинах, ценностях,
сущности права и т.д. Подобные представления
в XIX в. развивали Д. Остин, Ш. Амос и др.
в Англии; Б. Е.Васьковский, А.Х.Гольмстен,
Л.Д.Гримм, С.В.Пахман, Г.Ф.Шершеневич и
др.в России. «Так, Ш. Амос утверждал, что
«право есть приказ верховной политической
власти государства с целью контроля действий
лиц в данном сообществе»[11]. Г.Ф. Шершеневич
придерживался аналогичных воззрений.
Право, по его оценке, - это «произведение
государства», а государственная власть
характеризуется им как «тот начальный
факт», из которого исходят, цепляясь друг
за друга нормы права»[18].
Информация о работе Теории и концепции происхождения государства и права