Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
По поводу правопонимания юридической наукой накоплен богатейший теоретический материал, что подтверждается существованием нескольких крупных юридических школ, объединяющих различные теории права, а также множеством самостоятельных концепций права. Не имеет смысла рассматривать каждую концепцию права в отдельности, поскольку нельзя объять этот воистину безбрежный океан правовой мысли. Остановимся на наиболее общих, наиболее типичных теоретических представлениях о том, что есть право, то есть на типах правопонимания. Общепринятым является то, что тип правопонимания - это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения .
Введение.
Раздел 1. Основные теории происхождения права:
Теологическая теория
Естественно-правовая
Теория юридического позитивизма
Теория нормативистского понимания права
Психологическая теория
Теория солидаризма
Социологическая теория
Марксистская теория
Теория немецкой исторической школы права
Раздел 2. Понимание права в мировой и отечественной
юриспруденции.
Раздел 3. Современные концепции правопонимания:
3.1. Либертарный подход
3.2. Социологический подход
3.3. Нормативный подход
3.4. Нравственный (естественно-правовой) поход
3.5. Интегративный подход
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
2. Отсюда социологическая юриспруденция сделала вывод о том, что право в действительности - это не столько система официальных норм, сколько прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции.
3. В связи с указанным пониманием права сторонники социологической теории считают, что если официальные законы расходятся с практическими жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению, т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий характер.
4. Социологическая
теория права придает правовую значимость
интуиции, догадкам, чувствам, предложениям
и иным факторам в обосновании свободы
судейского усмотрения при вынесении
решений.
1.8. Марксистская (классовая) теория права.
Главными представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.
Марксистская (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
Как показывает исторический опыт главные причины возникновения государства и права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей. Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации.
Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.
Известные
во всемирной истории крупнейшие разделения
труда, связанные с отделением скотоводства
от земледелия, ремесла от земледелия
и с появлением торговли и обмена привели
к быстрому росту производительных сил,
к способности человека производить больше
средств к существованию, чем это было
нужно для подержания жизни. Становится
экономически выгодным использовать чужой
труд. Военнопленных, которых раньше убивали
или принимали на равных в свой род, стали
превращать в рабов, заставляли работать
на себя. Производимый или остаточный
(сверх необходимого для прокормления
) продукт присваивали.
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течении многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.
Во всей Галлии, писал по этому поводу Гай Юлий Цезарь, существуют вообще только два класса людей, пользуются известным значением и почётом, ибо простой народ держат на положении рабов: сам по себе он ни на, что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами.
В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.
«Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы.
Он был заменен государством». Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя. Частично - путём полного вытеснения последних. Таким образом государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путём. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.
До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким же регулятором стало право.
Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось. О чём можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в особенности, Древней Греции, древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.
Так, в хорошо известных «Инструкциях» римского юриста II в. н. э. Гая прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные или рабы». Далее уточнялось: «Из свободных людей одни- свободнорождённые, другие вольноотпущенные. Свободнорождённые суть те, которые родились свободными, вольноотпущенные - это те, которые отпущены на волю из законного рабства».
Аналогичное закрепление в праве экономического
и социального неравенства, наличие права
собственности у одних и отсутствие его
у других, официальное закрепление власти
господствующих слоев и классов имело
место не только у римского народа, но
и других народов
Основные моменты, характеризующие данную теорию права:
1) Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создает и обеспечивает соблюдение права. В праве выражена государственная воля. По этим признакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма. Однако волевой характер права отмечали еще древнеримские юристы. Отличительной особенностью марксистской теории является то, что государственная воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля экономически и политически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата или всего народа в социалистическом праве).
2) Другой важной чертой этой теории является положение о том, что указанная воля - не произвол определенного класса, а содержание ее предопределенно материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом. Однако материальными, производственными отношениями (базисом) содержания права обусловлено лишь в конечном счете. На право оказывают влияние и многие другие факторы (соотношение классовых сил, традиции, мораль, правосознание, политика и др.), а потому оно относительно самостоятельно по отношению к экономике. В силу этого оно оказывает обратное влияние на развитие экономических, да и других отношений, выступает в качестве важного фактора стабилизации и развития общественных отношений.
.3)Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство. По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
1)Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.
2)Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебей2ской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
3)Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.
Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».Впоследствии положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.
Материалистическая теория ограничивает
жизнь права историческими рамками классового
общества. Она считает, что право - исторически
преходящее явление, которое необходимо
обществу лишь на определенном этапе его
развития. С исчезновением классов, оно
утратит полностью свою социальную ценность.
Маркситско-ленинская теория утверждает,
в полной мере определяемое его волей.
Заслугой марксизма являются постулаты
о том, что право - это необходимый инструмент
обеспечения экономической свободы индивида,
являющийся «беспристрастным» регулятором
отношений производства и потребления.
Его нравственные основы в цивилизованном
мире учитывают и реализуют объективные
потребности общественного развития в
рамках дозволенного и запрещенного поведения
участников общественных отношений. Как
показывает исторический опыт главные
причины возникновения государства и
права лежат вовсе не в сфере морали и
религии. Они коренятся в области экономики
и в социальной жизни людей.
1.9. Теория немецкой исторической школы права.
Наибольшее
развитие получила в конце XVIII-начале XIX
вв. в трудах представителей немецкой
исторической школы права (Гуго, Савиньи,
Пухта и др.). Эта школа возникла как антитеза
естественно-правовому учению. Представители
этого направления рассматривают право
как историческое явление, которое развивается
постепенно, стихийно из «недр национального
Духа». Поэтому немецкая историческая
школа придерживалась консервативных
взглядов и идейно была направлена против
универсализма римского права, выражала
стремление отстоять самобытность национальных
форм и содержания права. Известной идеологической
формулой данной школы был тезис о том,
что «Дух народа определяет право народа».
Право здесь выступает в виде исторически
сложившихся правил поведения, законы
производны от права обычного. Правовые
обычаи признаются в качестве основного
источника права. «По учению исторической
школы, не существует права вечного, универсального;
право во всем его составе есть продукт
истории». Историческая школа права отрицает
категорию прав человека и обращает, прежде
всего, внимание на национально-культурные
и исторические особенности права. Выражаясь
современным языком, эта школа выступила
против «глобализации» права и правосознания.
В данной теории справедливо подчеркивалась
естественность развития права, зависимость
законодателя от убеждений нации и от
традиционных нормативно-правовых установок.
Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству
приводила к необоснованному игнорированию
формально-юридического и естественно-правового
начала. В тоже время достоинством данного
учения являлась разработка эволюционности,
органичности развития права, отрицание
необходимости революционных волеустановлений.
Право в данной теории рассматривалось
через теорию правоотношения. Немецкая
историческая школа права заметно повлияла
на развитие русского позитивизма и государственнического
подхода [17].
Информация о работе Теории и концепции происхождения государства и права