Основные теории происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права, предметом - определение причин и основ возникновения государства и права.
Целью данной работы является обобщение теорий государства и права и их всесторонний анализ, выделение различных направлений эволюции науки теории государства и права, закономерностей и форм возникновения государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика первобытного общества……………6
Глава 2. Возникновение государства и права…………………………11
2.1 Возникновение государства………………………………………...11
2.2 Возникновение права………………………………………………..15
Глава 3. Основные теории происхождения государства и права…….20
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по праву.doc

— 128.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

     Введение…………………………………………………………………3

    Глава 1. Общая характеристика первобытного общества……………6

    Глава 2. Возникновение государства и права…………………………11

     2.1 Возникновение государства………………………………………...11

     2.2 Возникновение права………………………………………………..15

    Глава 3. Основные теории происхождения государства и права…….20

    Заключение……………………………………………………………….28

     Список  используемой литературы……………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Введение. 

   Изучение  процесса происхождения государства  и права имеет не только  чисто познавательный, академический,  но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять  социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

   Познание  государства и права следует  начинать с вопроса о происхождении  государства - всегда ли в истории  человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Вот почему необходимо изучить характеристику сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, антропологии истории социологических наук непосредственно изучающих это общество.

   Теория  государства и права изучает  разнообразие первопричин образования  и развития государства и права.  При этом особое значение придается  изменению организационно-производственной  структуры общества. Кардинально  усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

   В дальнейшем  необходимость государства и  права обуславливается всей совокупностью  причин самого различного, прежде  всего, общенационального порядка.  Государство и право выступают  как определенное выражение гражданской  общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

   Актуальность  выбранной темы вызвана, прежде  всего, тем, что обобщение теорий  происхождения государства и  права позволяет четче определять  все свойственные им функции  - основные направления их деятельности, точнее установить их место  и роль в жизни общества и политической системы. 
   Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.  
   В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. 

   Объектом  исследования данной работы являются  теории происхождения государства  и права, предметом  -  определение  причин и основ возникновения  государства и права. 
   Целью данной работы является обобщение теорий государства и права и их всесторонний анализ, выделение различных направлений эволюции науки теории государства и права, закономерностей и форм возникновения государства. 
 
 
 

 

        Глава 1. Общая характеристика первобытного общества.

   Догосударственное  общество, которое, как известно, принято называть первобытным, а существовавший в нем строй - первобытнообщинным, заняло в истории человечества довольно значительный отрезок времени - более тридцати тысячелетий - и прошло в своем развитии несколько периодов. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения. Долгое время принято было выделять два периода - матриархат и патриархат. Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине,  и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде. Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому, и родство, в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства. Данная периодизация первобытного общества встречается во многих учебниках по теории государства и права и сейчас. В основном выделяют три периода периодизации  первобытного общества - ранний, средний и поздний, из которых ранний - это период становления первобытнообщинного строя, средний - период зрелости, а поздний - период распада первобытного общества.

   Говоря об общественном устройстве, власти и управлении в первобытном обществе, необходимо иметь в виду в основном период зрелого первобытного общества, потому что в период распада первобытнообщинный строй и присущие ему власть и управление подвергаются определенным изменениям.

   Для общественного  устройства зрелого первобытного  общества характерны две основные  формы объединения людей - род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества.

   Род (родовая  община) является исторически первой  формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве.  Род - это союз, объединение людей, связанных между собой родственными узами, хотя в определенном смысле род может называться и семьей.

   Другой  важнейшей формой общественного  объединения первобытных людей  было племя. Племя - более крупное  и более позднее общественное  образование, которое возникает  с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.

   Кроме  родов и племен в первобытном  обществе встречаются и такие  формы объединения людей, как  фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства.

   Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными формами общественного объединения первобытных людей, в то же время мало чем отличались друг от друга. Каждая из них - это лишь более крупная, а значит и более сложная форма по сравнению с предыдущей. Но все они были однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.

   Теперь  посмотрим, что же представляли  собой власть и управление  в период зрелого первобытного общества. Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому обществу. Она возникает вместе с ним и является его непременным атрибутом. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Общественная власть - это публичная власть, хотя нередко под публичной властью подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно. С публичной властью тесно связано управление, которое является способом осуществления власти, претворения ее в жизнь. Управлять - значит руководить, распоряжаться кем или чем-либо.

   Публичной  власти первобытного общества  присущи следующие черты. Во-первых, она не была оторвана от общества и не стояла над ним. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены другими. Какого-либо специального аппарата управления, какой-либо особой категории управляющих, что имеется в любом государстве, у этой власти не существовало. Во-вторых, публичная власть первобытного общества опиралась, как правило, на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение, если оно и имело место, исходило от всего общества - рода, племени и т.д., - и каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., которые опять же есть в любом государстве, здесь тоже не было.

   В родовой  общине как первичной форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было, как принято считать, родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов оно выбирало старейшину или вождя. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов и некоторых других "должностных" лиц - жрецов, шаманов, колдунов и т.п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

   В племени  организация власти и управления  была примерно такой же, как  и в родовой общине. Основным  органом власти и управления  здесь, как правило, был совет  старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа.

   Аналогичной  была организация власти и  управления во фратриях и союзах  племен. Так же как в родах  и племенах, здесь встречаются  народные собрания, советы старейшин,  советы вождей, военные предводители  и прочие органы, которые являются олицетворением так называемой первобытной демократии. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не существует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

   Таким  образом, с точки зрения своего  устройства первобытное общество  являлось достаточно простой  организацией жизнедеятельности  людей, основанной на родственных  связях, коллективном труде, общественной  собственности и социальном равенстве  всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции и т.п., что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение, если в нем возникала необходимость (например, изгнание из рода), исходило только от общества (рода, племени и т.д.) и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом.

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права