Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
По поводу правопонимания юридической наукой накоплен богатейший теоретический материал, что подтверждается существованием нескольких крупных юридических школ, объединяющих различные теории права, а также множеством самостоятельных концепций права. Не имеет смысла рассматривать каждую концепцию права в отдельности, поскольку нельзя объять этот воистину безбрежный океан правовой мысли. Остановимся на наиболее общих, наиболее типичных теоретических представлениях о том, что есть право, то есть на типах правопонимания. Общепринятым является то, что тип правопонимания - это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения .
Введение.
Раздел 1. Основные теории происхождения права:
Теологическая теория
Естественно-правовая
Теория юридического позитивизма
Теория нормативистского понимания права
Психологическая теория
Теория солидаризма
Социологическая теория
Марксистская теория
Теория немецкой исторической школы права
Раздел 2. Понимание права в мировой и отечественной
юриспруденции.
Раздел 3. Современные концепции правопонимания:
3.1. Либертарный подход
3.2. Социологический подход
3.3. Нормативный подход
3.4. Нравственный (естественно-правовой) поход
3.5. Интегративный подход
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Введение.
Раздел 1. Основные теории происхождения права:
Раздел 2. Понимание права в мировой и отечественной
юриспруденции.
Раздел 3.
Современные концепции правопонимания:
3.1. Либертарный подход
3.2. Социологический подход
3.3. Нормативный подход
3.4. Нравственный (естественно-правовой) поход
3.5. Интегративный подход
Заключение.
Список использованных
источников и литературы.
Введение.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Украины, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Важное значение как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения права. Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлении. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", - каково естественное право. В другом смысле право - это то что "полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право". По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами. В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи "регулирующей нормой политического общения", право как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить "критерием справедливости". Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, чем какими явлениями оно связано и откуда оно происходит. Нужно помнить, прежде всего, что "оно получило свое название от justitia - правда, справедливость", что право есть "искусство добра", "равенства и справедливости". Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, касающиеся естественного права.
Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена. "Юристы все еще ищут определение права", - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двух тысячелетнюю историю постижения природы этого явления.[13] Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по- прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений.[13] Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права[13], тенденциях правопонимания. Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение.
Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение. В современной теории права изложенная выше концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права. Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе
разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые "уравновешивают" друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через
обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется. При таком подходе нормы права рождаются не "сверху", а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, "зона" свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н. Разумовичем изложена так: "Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной
необходимостью." В представленной дефиниции на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их
правомерного поведения. В целом же большинство современных исследователей сходятся на том, что в развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты:
а)естественно-исторический характер происхождения права;
б) его способность служить масштабом поведения свободных и равных субъектов;
в) такие свойства права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей;
г) гарантии реализации права, в том числе - посредством вмешательства со стороны государства.
Термин «право» многозначен: под ним понимается ряд различных, подчас разно плоскостных явлений (право как система общеобязательных норм, субъективное юридическое право, моральное право, права человека и т.д.). Вместе с тем при всей своей многозначности слово «право» выражает и нечто единое. В наиболее абстрактном виде оно обозначает социально оправданную свободу поведения; оправданную, нормальную и в этом смысле нормативную - то, что людям «можно», то есть допустимо делать, совершать, и что, следовательно, обществом принимается, поддерживается. По большей части право как оправданная свобода поведения опирается на известные идеальные (идеологические), иные организационные, нормативные (уже в несколько ином значении) формы - мораль, корпоративные нормы, нормы, выраженные в законах, и другие (то, что закреплено в юридических нормах или в нормах морали, то и «можно»). Но есть и «права», которые непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), иных организационных, нормативных форм опосредования. Такие права могут быть названы непосредственно-социальными; «непосредственными» в том смысле, что они существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах, или нет. По отношению к ним право как юридическое явление выступает в качестве «позитивного права» - права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в документах, которые можно увидеть, потрогать.
По поводу правопонимания юридической наукой накоплен богатейший теоретический материал, что подтверждается существованием нескольких крупных юридических школ, объединяющих различные теории права, а также множеством самостоятельных концепций права. Не имеет смысла рассматривать каждую концепцию права в отдельности, поскольку нельзя объять этот воистину безбрежный океан правовой мысли. Остановимся на наиболее общих, наиболее типичных теоретических представлениях о том, что есть право, то есть на типах правопонимания. Общепринятым является то, что тип правопонимания - это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения .
Для написания данной работы я обратилась к трудам девятнадцати ученых-правоведов и моя курсовая имеет следующую структуру:
Введение.
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел3.
Заключение.
Список
литературы.
Раздел 1. Основные теории происхождения
права:
По вопросу о понятии, сущности и условиях происхождения права существует целый ряд мнений, взглядов, теорий. И. Кант отмечал, что право существует тысячи лет, а юристы до сих пор не могут договориться, что такое право. Это относится и к нашей отечественной науке. Существование множеств школ и теорий о праве имеет свои причины:
1) возникновение теорий на разных этапах развития общества, каждый этап
выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях права;
2) связь теории о праве с разными философским воззрениями;
3) обусловленность теории национальными, религиозными традициями,
особенностями формирования правовых систем в той или иной стране;
4)одной из важных предпосылок множественности теорий является сложность
механизма правового регулирования, который предполагает наличие различных
элементов: норм права, юридических фактов, правоприменительных актов, в
том числе и судебных, влияние на право и правовое регулирование
правосознания, нравственности с их представлением о добре и зле,
справедливости, разумности, добросовестности и т.д.
5) кроме того, право как социальный институт, связанный с экономикой,
политикой, интересами классов и социальных групп и индивидов, в своем
регулировании взаимодействует с корпоративными и иными социальными
нормами.
Информация о работе Теории и концепции происхождения государства и права