Теории и концепции происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

По поводу правопонимания юридической наукой накоплен богатейший теоретический материал, что подтверждается существованием нескольких крупных юридических школ, объединяющих различные теории права, а также множеством самостоятельных концепций права. Не имеет смысла рассматривать каждую концепцию права в отдельности, поскольку нельзя объять этот воистину безбрежный океан правовой мысли. Остановимся на наиболее общих, наиболее типичных теоретических представлениях о том, что есть право, то есть на типах правопонимания. Общепринятым является то, что тип правопонимания - это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения .

Содержание

Введение.
Раздел 1. Основные теории происхождения права:

Теологическая теория
Естественно-правовая
Теория юридического позитивизма
Теория нормативистского понимания права
Психологическая теория
Теория солидаризма
Социологическая теория
Марксистская теория
Теория немецкой исторической школы права

Раздел 2. Понимание права в мировой и отечественной
юриспруденции.
Раздел 3. Современные концепции правопонимания:
3.1. Либертарный подход
3.2. Социологический подход
3.3. Нормативный подход
3.4. Нравственный (естественно-правовой) поход
3.5. Интегративный подход
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 389.22 Кб (Скачать)

   Основное теоретическое и практическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм выражения и отражения реально существующих явлений, вещей, а именно в том, что наше сознание не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его. Правовые явления как продукт сознания, конструкция всякого правосознания. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня - одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

Современные учения о сущности права представляют собой конгломерат отдельных концепций, направлений. Плюрализм (множество школ и теорий) имеет свои причины. В их ряду можно отметить;

1) Возникновение теорий на различных этапах развития общества, каждый этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях права;

2)Связь теории права с разными философским воззрениями.

3) Обусловленность теорий национальными, религиозными традициями, особенностей формирования правовых систем в той или иной стране.

3) Школы и теории могут выражать интересы разных социальных сил, меняются интересы, меняются и взгляды. Обострение классовой борьбы приводит к появлению солидаризма в праве;

4)Одной из важных предпосылок множественности теорий является сложность механизма правого регулирования, который предполагает наличие различных элементов: норм права, юридических фактов, правоприменительных актов, в том числе и судебных, влияние на право и правовое регулирования правосознания, нравственности с их представлениями о добре и зле, справедливости, разумности, добросовестности.

5)Кроме того, право как социальный институт, связанный с экономикой, политикой, интересами классов и социальных групп индивидов, в своем регулирование взаимодействует различными социальными нормами.

Каждая теория создается не на пустом месте, не в отрыве от правого регулирования, но каждая из них берет за основу один два феномена участвующих в правовом регулировании. Так, теория естественного права кладет в основу идеи правосознания и морали о справедливости, юридический позитивизм подчеркивает связь права с государством, нормативизм делает упор на нормативный характер права, и т.д.

Заметим, что все эти теории страдают определенной односторонностью подходов. На формирование различных теорий оказывает свое влияние и идеологическая борьба, развивающиеся в начале в русле “феодализма- капитализма”, а затем “социализма-капитализма”.

В заключении своей работы мне хотелось бы представить две точки зрения на соотношение подходов и теорий. Первую высказывают В.Н. Кудрявцев и А.М. Васильев. “Идея многоаспектного, многостороннего подхода к праву ныне, видимо наиболее точно отражает общие усилия ученых по его изучению. Каких бы взглядов на право они не придерживались, все против односторонности.”[3].Таким образом, они выдвигают интегративный подход в понимании права, и считают, что он наиболее полно отвечает потребностям современности. “Сегодня в правовой науке создалась ситуация, когда аналитические разработки перешагнули через наличные теории (ведь понятие, по существу, есть развивающаяся теория ). Поскольку наличный аналитический материал уже не укладывается в существующие теории, потребность синтеза необходимо ведет к новой теории (понятию), более адекватно обобщающей данные анализа.”[3].

   О.Э. Лейст имеет другой взгляд  на соотношение подходов: «… однако, не следует, что общее понятие права должно быть синтезом, суммой, соединением трех представлений. Наоборот, каждое из них - необходимый противовес другим, что не дает впасть в крайность, уйти за пределы права к беззаконию и произволу. Суть в том, что между крайними точками зрений трех концепций права не истина, а сложнейшее общественное явление - право, которое в любой из своих частей может стать и бытием свободы, и орудием порабощения и произвола, и компромиссом общественных интересов, и средством угнетения , и основой порядка…. Быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в том и состоит , чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права.» [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Список  использованных  источников литературы: 

  1. Берман Г. Дж.. Вера и закон: примирение права и религии. - М., 1999.
  2. Берман Г.Дж. Интегральная юриспруденция. - М., 1999.
  3. Васильев А.М., Кудрявцев В.Н. Право: развитие общего понятия//Cов. государство и право. - 1985.- № 7.- С. 10.
  4. Дюги Л. Общество, личность, государство. - СПб., 1909.
  5. Кистяковский Б. Право как социальное явление. 1911.
  6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1909.
  7. Лейст О.Э. Три концепции права//Сов. государство и право. - 1991. - № 12. - С. 3 - 11.
  8. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М., 1978.
  9. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. - М., 1999.
  10. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. - М., 2006.
  11. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. - М., 1998.
  12. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т.П. - СПб., 1910.
  13. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995.

    14.Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова,

         А.В. Малько. - М., 1999.

     15.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2001.

    16.Четвернин В.А. Понятие права и государства. - М., 1997.

    17.Чичерен Б. Философия права. - М., 1900.

    18.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 1995.

    19. Ссылка/ http//student.rostov.ru.

Информация о работе Теории и концепции происхождения государства и права