Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
По поводу правопонимания юридической наукой накоплен богатейший теоретический материал, что подтверждается существованием нескольких крупных юридических школ, объединяющих различные теории права, а также множеством самостоятельных концепций права. Не имеет смысла рассматривать каждую концепцию права в отдельности, поскольку нельзя объять этот воистину безбрежный океан правовой мысли. Остановимся на наиболее общих, наиболее типичных теоретических представлениях о том, что есть право, то есть на типах правопонимания. Общепринятым является то, что тип правопонимания - это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения .
Введение.
Раздел 1. Основные теории происхождения права:
Теологическая теория
Естественно-правовая
Теория юридического позитивизма
Теория нормативистского понимания права
Психологическая теория
Теория солидаризма
Социологическая теория
Марксистская теория
Теория немецкой исторической школы права
Раздел 2. Понимание права в мировой и отечественной
юриспруденции.
Раздел 3. Современные концепции правопонимания:
3.1. Либертарный подход
3.2. Социологический подход
3.3. Нормативный подход
3.4. Нравственный (естественно-правовой) поход
3.5. Интегративный подход
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:
а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти. Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права -- интереса -- с самим правом.
Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.
Для себя я сделала вывод, что основная роль, функция права, необходимая в каждой стране - это обеспечение гражданам свободы личности, чтобы право взаимодействовало в гармонии с обществом, но некоим образом не было мерой принуждения или навязыванием, чьих то интересов.
На сегодняшний день задача науки должна заключаться в установлении четкого критерия, который бы позволил отделить подлинное право от произвола и других, переходных к нему форм. Но пока наука этого не достигнет, то будет возможность трактовать в качестве права неправовые процессы юридической практики.
А так,
как право является главным, регулирующим
механизмом всей государственной и общественной
жизни, то возникает потребность в необходимости
его глубочайшего осмысления, а игнорируя
право или, относясь к нему легкомысленно,
мы тем самым никогда не создадим благополучное,
демократическое, процветающее государство.[19]
Раздел
3. Современные концепции правопонимания.
Учение о праве демонстрируют огромное разнообразии подходов, оценок, результатов. И все же можно констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе. Но за этой общей основой начинались различия. Многообразие учений о праве касалось и содержания права, и его формы. Когда речь идет о содержании права как определенного порядка в обществе, подразумевается, чьи интересы в обществе отражает и закрепляет этот порядок, какие группы общества за этим стоят, в пользу кого и против кого направлен этот порядок. Иными словами, под содержанием права мы понимаем его социальное качество, его служение тем или иным общественным слоям.
С точки зрения философского подхода правопонимания, имеет особое значение как различие, так и отождествление права и закона.
Отождествление права и закона, и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которое можно назвать юридическим ( от ius - право ) и легистским ( от lex - закон ).[8]
Именно для юридического правопонимания вопрос «что такое право?» является подлинным, действительной проблемой. Для лигистского же подхода такого вопроса не существует, для него право - это уже официально данное, действующие, позитивное право. Выделение на основе различия права и закона двух типов правопонимания ( юридического и легистского), которые охватывают все возможные трактовки права, включая все возможные трактовки права, но не отрицая значительных различий между разными подходами внутри самих этих типов правопонимакния. Это обстоятельство необходимо выделить будто любой вариант различения права и закона носит естественно-правовой характер и исходит из признание той или иной версии естественного права. Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола), право- это приказ официальной власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), то есть закону - к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной силой. [10].
Для юридического
правопонимания право это не просто произвольное
и субъективное властное веление, а нечто
объективное и самостоятельное, обладающее
своей ( не зависящий от воли законодателя)
собственной природой , своей сущностью
и своей спецификой. Этим принципом права
является принцип формального равенства,
выражающий сущность и особенности права,
его отличие от других социальных явлений,
норм и регуляторов. Для юридического
подхода концепцию правопонимания можно
назвать юридико - либертарной, поскольку,
согласно данной концепции, право -- это
всеобщая и необходимая форма свободы
людей, а свобода ее в социальной жизни
возможна и действительна лишь как право
и в форме права.
Право, подразумеваемое либертарным правопониманием,--это выражение смысла и свободы индивидов и, следовательно, исходной основой и отличительной особенности всякого права, т.е. это лишь необходимый минимум права, то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона. Более конкретно смысл и особенности либертарной концепции правопонимания (в ее соотношение с естественно-правовым подходом) можно пояснить, например, в контексте характеристики « позитивного права » при социализме. С позиций либертарного правопонимания, которое является именно строго юридическим подходом, ясно, что законодательство при социализме -- это не правовое законодательство; соответственно и у «социалестического права» отсутствует минимально необходимое качество права, представленное в правовом принципе формального равенства и свободы индивида.
Специфика либертарной концепции состоит в том, что в ней нет присущего естественноправовым представлениям дуализма одновременно действующих систем одновременно действующих систем «правильного»(идеального, должного, естественного) права и «неправильного» права. На самом деле при социализме (также согласно либертарному правопониманию) фактически есть и действует лишь так называемое
«социалистическое право»(т.е.советское законодательство), которое не только не является правом, но и не может быть таковым.[8].
Сторонником либертарного подхода выступает ВС Нерсесянц. Вот что он пишет в отношении социологического подхода: “Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений.”[9].Свою точку зрения он имеет и на естественно-правовой подход. “С точки зрения общей теории правопонимания, естественно-правовой подход и либертарный формально-юридический подход - различные формы юридического правопонимания, представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса области теоретико-правовой мысли.”[9]. Более того, далее он жестко критикует естественно правовой подход за смешивание права с неправовыми явлениями- моралью, нравственностью, религией и тд.
Итак, либертарный
подход дает следующее определение праву:
”…право - это форма отношений равенства,
свободы и справедливости, определяемая
принципом формального равенства участников
данной формы отношений. Везде, где есть
(действует) принцип формального равенства
(и конкретизирующие его нормы), есть (действует)
право, правовая форма отношений. Формальное
равенство как принцип права и есть правовое
начало, отличительное свойство и специфический
признак права. В праве нет ничего , кроме
принципа формального равенства (и конкретизация
этого принципа). Всё, выходящее за рамки
этого принципа и противоречащее ему,
является не правовым, а антиправовым.”
[9].В этом и заключается суть либертарного
подхода.
3.2. Социологический (функциональный) подход
В последнее десятилетие по мере освоения российской правовой наукой и практикой нового, непозититвистского, правопонимания, основанного на различие права и закона, горизонты социологии права существенно расширяются. Для юридико-социологических исследований значительный интерес представляет понимание права как объективного социального явления, конституирующим признаком которого является формальное равенство субъектов правого общества. Присущий и для социологического правопонимания, принцип который выражает его специфику это принцип формального равенства людей в их общественных отношениях при этом трактуется как правой синтез (триединство) всеобщий равной меры, свободы и справедливости. Согласно такому подходу, право как специфическая форма общественных отношений людей по принципу формального равенства - это абстрактно равная и одинаково справедливая для всех мера.
Такое
правопонимание дает социологии права
теоретическую базу, необходимую для разработки
социологического понятия и формирование
на этой основе новой концепции предмета
социологии права как юридической дисциплины.
Социологическое понятие права опирается с одной стороны, на понимание права как равной меры свободы в общественных отношениях, а с другой стороны - на ключевую для общей социологии интереса. С этих позиций под правом в его социологическом выражении нами понимается форма осуществления социальных интересов по принципу формального равенства. Социальные интересы реализуются в правовой в форме в том случае, когда нет привилегий для одних интересов за счет ущемления других. При социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в широком плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структурой общества, изучать реальные механизмы действия права.
Социологический подход представлен социологической теорией. Данный подход аргументируется и характеризуется следующим: ”… коль скоро правопорядок все же является фактом, значит - существует и право, но не в виде слов закона и не только как правовые знания и представления (они слишком разнообразны и недостаточно действенны), а как порядок общественных отношений в действиях и поведениях людей.”[9]. На таком понимании основаны социологические концепции.
Наиболее точную характеристику социологического подхода дают В.Н. Кудрявцев и А.М. Васильев: “Право в действии дает представление о смысле правового регулирования, его конечных целях. Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, - необходимые элементы правопонимания. Они образуют тот срез общественных отношений, где правовые предписания соединены с фактическим поведением. Именно на основе изучения действия права возникли идеи о расширении предмета правопонимания, о том, что следует принимать во внимание не одни лишь правовые нормы, а весь механизм правового регулирования, всю правовую систему. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.”[3].
Положительным моментом такого подхода является стремление познать право, в действии, в процессе функционирования, что дает сделать шаг вперед в развитии социологии и психологии права. При этом исследования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средства достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.
Основу социальной концепции права, представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.
В трактовке Дюги социальная норма -- это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет:
«Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство[4].
Таким
образом, социальная концепция права,
рассматривая сущность права, представляет
его как средство достижения социальной
гармонии. Она направлена на поиск правовых
средств, помогающих устранить возможные
социальные конфликты, обеспечить порядок
в обществе, стабильность и устойчивость
самой общественной системы. Это предполагает
рассмотрение права не обособленно, а
наряду с другими элементами социальной
действительности -- экономикой, политикой,
моралью - в их функциональной взаимообусловленности
и взаимозависимости.
Сущность права с точки зрения позитивизма не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Право, по мнению К.Бергбома, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономических и классовых отношений. Свою задачу они видят в описание права, формально - логического исследования его догмы. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства.
Позитивное право вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.
Информация о работе Теории и концепции происхождения государства и права