Сущность и направленность общественных процессов в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

В научных публикациях зафиксировано несколько представлений об управляемых объектах государственного управления, придающих им во многом некорректный вид. Длительное время поддерживалось мнение, что государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными процессами, проникать во все и вся, определять сознание, поведение и деятельность людей. Такой тотальный подход и подвел к известному тоталитаризму.

Содержание

Введение
Сущность и направленность общественных процессов
Природа общественных процессов и социальных отношений
Свойства и структура общественных процессов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 94.27 Кб (Скачать)

Основные черты античного типа культуры проявились посредством нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы как понятие культуры складывается уже в эпоху Древней  Греции, но получает завершённость, целиком  расцветает в римский период античности. Римская история переполнена  историями назидательного характера, когда человек в интересах  общества и государства поступался своими родственными чувствами. Нравственной нормой было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом. Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания. Этика и эстетика подвига были нормой античного общества и античной культуры.

Понятие классики означает общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии  динамичного, неустойчивого, но реального  равновесия. Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние: не развит внутренний рынок, нет такого количества потребителей, которые потребляли бы возможные производимые товары. Но это и противоестественное состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к римскому обществу. Разрешение этого противоречия пошло в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных. Конфликт таким образом постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).

Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение она  основывается на столкновении двух истин: общественно-значимой (нормы) и индивидуально-личной. Так, героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком - похоронить брата, убитого за участие в заговоре. Гибель Антигоны - это гибель несвоевременного нравственного начала и торжества общественно-эначимой нормы.

Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и характерная  эстетическая форма античного искусства. Цель искусства - сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

Римская культура - это языческая  культура. Но эпоха поздней Римской  империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную  победу в Риме при императоре Константине (324 - 330). Четвёртое столетие нашей  эры было временем расцвета христианского  красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную  по всем правилам античной риторики. Особенную  остроту идеологическая борьба между  христианами и язычниками приняла  в V в. н.э. - в последние десятилетия  существования великой Римской  державы.

В кризисе, охватившем римский мир  в III в. н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился  средневековый Запад. Варварские нашествия V в. можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее  ему катастрофический разбег и глубоко  изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства  античная культура не исчезла, хотя и  прекратилось её развитие как единого  органического целого. Потенциал  античной культуры, её сокровища, несмотря не длительное забвение, были оценены  и востребованы потомками.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально  во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения  культурных деятелей, жизнь которых  практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации  и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные  черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность  и свобода - позволили грекам достичь  небывалых высот прежде народы подражать  грекам, строить культуру по созданным  ими образцам.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней  целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в  градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

 

Заключение

 

Античность создала тот особый способ отношения  человека к космосу, обществу и к самому себе, который  предопределил судьбу западного  мира. Именно благодаря этому способу  отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения  человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы  ценностей античного мира, к которой  обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Эти ценности воплощали в своем  творчестве Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Данте, Шекспир, Пушкин, Оффенбах, Стравинский и другие великие  творцы европейской и мировой  культуры. Греческий и латынь оставались и остаются я зыком ученых, юристов, медиков потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали  основы логики, морфологии и основных наук

 

Литература

 

  1. История государства и права зарубежных стран. Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.
  2. История мировой культуры. Чернокозов А.И.
  3. История педагогики. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.
  4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М" 1963–1988.
  5. Учебный курс по культурологии. Под научной редакцией Р.В. Драча.
  6. Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Москва, 1994.

Введение

 
Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. 
 
Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». 
 
Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

1. Периодизация

 
Историки различных школ резко  расходятся в периодизации новой  истории. Как правило, в советской  историографии, в рамках формационной теории, её начало связывали с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году[1]. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света[1], падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789). 
 
Ещё сложнее обстоят дела с определением времени окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция[2]. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918)[3]
 
Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня[1]
 
При этом внутри эпохи Нового времени обычно выделяется два подэтапа, их границей служат Наполеоновские войны — от Великой французской революции до Венского конгресса.

2. Изменения

2.1. Политические  изменения

 
Окончание Средневековья ознаменовалось ростом значения централизованного  государственного управления. Яркими примерами этого роста служат завершение феодальных междоусобиц — таких как Война Алой и Белой Розы в Англии, объединение регионов — Арагон и Кастилия в Испании.

Каравелла — символ Великих географических открытий

2.2. Культурные  изменения

 
Великие географические открытия 
 
Одним из самых важных изменений было расширение известной тогдашним европейцам ойкумены. За очень короткий период (конец XV век — начало XVI века) европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили морской путь в Индию, открыли новый континент — Америку и совершили кругосветное плавание. Примечательно, что именно открытие Колумбом Америки (1492 год) принято считать символическим окончанием Средних веков. Эти путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись: изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что одно из этих изобретений было сделано задолго до наступления Нового времени. 
 
Так, компас был изобретён в Китае ещё в III веке до н. э. (правда, этот тип компаса, представлявший собой лежащий на отполированной пластине намагниченный металлический предмет в форме разливной ложки, был непригоден для мореходства), однако новое изобретение проникло в Европу только в XIII веке через посредничество арабов, которые начали применять компас в XII веке. 
 
Судном, на котором первооткрыватели отправлялись в дальние плавания, стала каравелла. Эти небольшие по современным меркам суда (например, «Санта-Мария», флагман Колумба в его первом путешествии, имела водоизмещение в 130 тонн) в буквальном смысле изменили карту мира, с каравеллами прочно связана вся эпоха великих географических открытий. Довольно характерно название, которое каравелла получила в нидерландском языке, — oceaanvaarder, буквально — «судно для океана». 
 
Однако одних предпосылок недостаточно, должен был быть мотив, заставлявший отправляться в далёкие и опасные путешествия. Таким мотивом стал тот факт, что во второй половине XV века завоевавшие ослабевшую Византийскую империю турки перекрыли караванные пути на восток, по которым в Европу доставлялись пряности. Таким образом прервалась приносившая сверхприбыли торговля. Именно желание найти альтернативный доступ к богатствам востока и стало стимулом мореплавателей конца XV — начала XVI веков. Следовательно, обоснованной выглядит точка зрения, считающая датой окончания Средних веков 1453 год — захват турками Константинополя. 
 
Интересно отметить, что таким образом именно экспансия мусульманской цивилизации послужила тем катализатором, который вызвал ускоренное развитие цивилизации европейской. 
 
 
Наука 
 
Не только представления европейцев о Земле претерпели значительные изменения, но и место самой Земли во Вселенной подверглось пересмотру — ещё более радикальному. В 1543 году из-под печатного станка вышла книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея. Интересно, что, начиная свою астрономическую работу, Коперник отнюдь не собирался создавать нечто принципиально новое. Как и его средневековые предшественники, он считал своей задачей уточнение данных из «Альмагеста», главного труда Птолемея, не затрагивая при этом основ. Хотя расхождения между данными из «Альмагеста» и результатами наблюдений были известны и до него, только у Коперника хватило смелости отказаться от инерции мышления и заниматься не «корректировкой» труда древнего астронома, а предложить нечто принципиально новое.

Первая страница книги  Коперника «Об обращениях небесных сфер»

2.3. Техника и  производство

 
Ещё большее влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV—XVI веков. Одной  из самых важных инноваций того времени  оказалось книгопечатание. Изобретение  и внедрение несложной, казалось бы, технологии оказало революционное  влияние на скорость тиражирования  и распространения информации, а  также на её доступность (печатные книги  были намного дешевле рукописных). Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг. Приблизительно в 1440 году он построил свой печатный станок. Как это часто бывает с изобретениями, отдельные элементы печатной технологии были известны и до Гутенберга. Так, иллюстрации и фигурные заглавные буквы переписчики книг начали размножать при помощи штампов ещё за двести лет до Гутенберга. Однако тогда удалось разработать технологию изготовления штампов (литер) не из дерева, а из металла. И именно он внедрил самую важную идею — набор текста из отдельных букв вместо изготавливания доски — штампа для всей страницы. 
 
Важное значение имело развитие горного дела и металлургии. Впрочем, наиболее важное усовершенствование в процессе выплавки железа — замена сыродутной печи так называемым штукофеном (предком современной доменной печи) произошло ещё в период расцвета Средних веков, приблизительно в XIII веке. К началу XV века такие печи были значительно улучшены. Для привода мехов использовались водяные колёса. К XVI веку такие колёса, достигавшие порой огромных размеров (до десяти метров в диаметре), стали использовать для подъёма из шахт руды и для других операций. Своеобразной энциклопедией горного дела и металлургии стала книга «De re metallica libri xii» («Книга о металлах»). Этот двенадцатитомный трактат увидел свет в 1550 году. Его автором был профессор Георг Агрикола (Бауэр) (1490—1555). Также с XVI века для отопления и в производстве стал использоваться ископаемый уголь. 
 
Даже в тех областях производства, где технический прогресс по сравнению со средневековьем был не слишком заметным (или его не было вовсе) произошли кардинальные изменения, на сей раз — за счёт нового типа организации труда. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры.

3. Основные события  Нового времени

Вестфальский  мир Английская революция Война  за независимость США Французская  революция Русско-турецкая война 1787-1792

Информация о работе Сущность и направленность общественных процессов в современном российском обществе