Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:43, контрольная работа
В научных публикациях зафиксировано несколько представлений об управляемых объектах государственного управления, придающих им во многом некорректный вид. Длительное время поддерживалось мнение, что государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными процессами, проникать во все и вся, определять сознание, поведение и деятельность людей. Такой тотальный подход и подвел к известному тоталитаризму.
Введение
Сущность и направленность общественных процессов
Природа общественных процессов и социальных отношений
Свойства и структура общественных процессов
Заключение
Список используемой литературы
Пятое свойство общественных процессов состоит в том, что они зависимы от объектавных условий и факторов общественной жизнедеятельности и воспроизводят их в своем функционировании и организации.
Комплекс свойств управляемых объектов, особенно таких, как самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем развитее общественные процессы, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть "мягче" и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.
Управляемая общественная жизнедеятельность (совокупность управляемых объектов) образует сложную систему, состоящую из разных людей, занятых в производственных, социальных, духовных и других процессах. В центре ее и исходной точкой отсчета всегда является человек. Поэтому управляющие воздействия, осуществляемые каким бы то ни было государственным органом, должны непременно доходить до человека и вызывать необходимый отклик в его сознании, поведении и деятельности. Вместе с тем человек — существо коллективистское, он объединен с другими в процессах производства и социального общежития. Различные социальные роли обусловливают объединение людей в очень многообразные коллективы, причем один и тот же человек может состоять во многих коллективах. Сами коллективы людей также интегрируются в более широкие и сложные общности: социальные общности (классы, социальные слои и сословия, профессиональные группы), территориальные общности (населенные пункты, районы, города, области, республики и т.д.), общественные объединения (партии, общественные организации и т.д.), производственные комплексы и т.д. Причем в большинстве общности приобретают определенную институализацию — государственную, общественную, воспроизводственную.
Тем самым в управляемой
общественной системе в компонентно-
- человек в проявлениях
его сознания, поведения, трудовой
и общественной деятельности, в
своей целостной социально-
- коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;
- общество в целом,
его социальные образования,
Условно можно сказать, что в первом уровне реализуются социальные роли, во втором — виды деятельности, в третьем — формы общественных отношений. Различные уровни управляемой системы находятся во взаимосвязи, в постоянном взаимодействии, в зависимости друг от друга. Структура управляемой системы в данном "срезе" позволяет определять диапазон управляющих воздействий государственных органов. Очевидно, что управляющие воздействия, направленные на обеспечение функционирования и развития общества в целом, крупных общностей, на совершенствование системы или видов общественных отношений, отличаются по масштабу, охватываемому кругу регулируемых явлений от управляющих воздействий на коллективы (объединения), не говоря уже об управляющих воздействиях на отдельных граждан (личности). Возникают основания для дифференциации и конкретизации деятельности государственных органов в сфере управления.
Управляемая система может быть также охарактеризована и в "содержательном" срезе, т.е. в зависимости от социальных функций, выполняемых ее различными элементами. Критериями такого разграничения выступают, во-первых, цели и направления функционирования (деятельности) общественных процессов; во-вторых, содержание их основной (главенствующей) по характеру деятельности; в-третьих, материальные, социальные и духовные результаты деятельности, посредством которых главным образом выражаются их общественные функции (значение для жизни людей), и, в-четвертых, преобладающие закономерности их функционирования и организационной формы.
В соответствии с основными
сферами общества и указанными критериями
управляемые объекты
В большинстве экономических общественных процессов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. В них потребляются природные ресурсы, средства производства, рабочая сила, причем независимо от форм собственности, и одновременно создаются новые продукты производственного и непроизводственного назначения. На эти объекты влияют: природная среда, состав и качество природных ресурсов, уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс, тип общественных отношений и их уровень, степень трудовой, социальной и интеллектуальной развитости человека и многие другие моменты. Состояние и продуктивность экономических общественных процессов характеризуют в главном уровень развития общества и возможности государственного управления в нем.
Социальные управляемые объекты (объекты, как принято говорить, социальных услуг либо социального обслуживания) осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, организацию дошкольного и специального трудового воспитания, на создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важных взаимосвязей, в которых выражается процесс воспроизводства и общения человека. В совокупности они образуют сложную и очень важную сферу (подсистему) общества, в рамках которой происходит как потребление материальных и социальных продуктов и условий, так и одновременное исторические воссоздание человека. Социальные общественные процессы тесно связаны с экономическими управляемыми объектами, основываются на продуктах (результатах) их активности и потреблении последних. Вместе с тем их деятельность имеет и самостоятельное проявление, заключающееся в оказании разного рода жизненно необходимых услуг.
К духовным управляемым объектам
относятся те организационно представленные
проявления активности личности, коллективов,
общностей людей, посредством которых
осуществляется как духовно-теоретическая
деятельность — выработка идей и
взглядов, мировоззренческих
Наличие политических общественных
процессов обусловлено
В-третьих, политическая деятельность в своем, так сказать, "фундаменте" осуществляется в гражданском обществе и выступает относительно самостоятельной по отношению к государству. В качестве политических управляемых объектов поэтому можно назвать: деятельность научно-исследовательских учреждений в области изучения политических проблем; обеспечение функционирования структур политического просвещения, пропаганды, агитации и информирования; конституирование форм, процедур и других механизмов демократии и т.д.
Содержательно-функциональный
анализ общественных процессов показывает,
таким образом, их многообразие и
качественную специфику, обусловленную
многими обстоятельствами. А это
создает объективную основу для
формирования видов государственно-
Социальное изменение обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение — наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику.
Социальное развитие рассматривается
как частный случай социальных изменений,
имеющих либо направленность в сторону
улучшения/усложнения/
Заключение
Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс, определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.
Поскольку социальное изменения затрагивает все элементы общества, приятно разделять их на 4 уровня:
- социальный (глобальный) уровень
— это изменения,
- уровень больших социальных
групп — изменения в
- уровень институтов и
организаций — изменения,
- уровень межличностных
отношений — изменения
Социальные изменения более высокого уровня обычно приводят изменениям нижестоящего уровня. Изменения низшего уровня обычно не приводят к изменениям на более высоком уровне, если только эти изменения не становятся массовыми и не носят кумулятивный характер.
Кроме этого, некоторые социологи выделяют различные виды социальных изменений.
Г.В. Осипов предлагает следующую классификацию изменений:
структурные — изменения структуры различных социальных преобразований
функциональные — изменения функций отдельных социальных институтов и организаций
процессуальные — происходят
в сфере социального
мотивационные — перемены
в сфере мотивации
Осипов считает, что все виды социальных изменений взаимосвязаны, провоцируют друг друга и, следовательно, приводят к постоянной социальной динамике общества.
Наибольший интерес социологов
вызывают социальные изменения, которые
определятся как социальное развитие.
Все социологические школы
В итоге необходимо понять,
что выделение общественных процессов,
раскрытие их свойств и структуры
создает для теории и практики
государственного управления очень
важные посылки. С одной стороны,
они свидетельствуют о том, что
управляемые объекты
Список используемой литературы