Правосознания в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение функций правосознания и их активное воздействие на общество. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
- дать определение понятию «правосознание»
- рассмотреть элементы функций правосознания
- проанализировать особенности правосознания в современном российском обществе
- определить особенности взаимодействия общества с правосознанием

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность правосознания и его роль в общественной жизни 5
Глава 2. Основные функции правосознания 11
Глава 3. Особенности правосознания в современном российском обществе 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по тгп.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

 

План 

  Введение 3
  Глава 1. Сущность правосознания и его роль в общественной жизни 5
  Глава 2. Основные функции правосознания 11
  Глава 3. Особенности правосознания в современном российском обществе 16
  Заключение 19
  Список использованной литературы 21
 

 

Введение.

        Актуальность темы исследования. Правосознание обусловлено рядом причин, имеющих как теоретический, так и практический характер.

          Во-первых, необходимостью постоянного изучения правосознания, поскольку именно от последнего зависят реализация и упрочение правовых отношений в общественной жизни, а также и дальнейшее развитие права в целом.

          Правосознание всегда сопровождает право. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Все это вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и пр. Любое право действует и реализуется как осознанное право.

         Действующее право постоянно оценивается, домысливается и корректируется с позиций массового правосознания, а также моральных принципов, норм, категорий. Поэтому право как нормативная система регулирования поведения людей реализуется в той мере, в какой общество способно его осмыслить и усвоить.

         Кроме того, в правосознании содержатся базисные принципы правового регулирования, применяемые при реализации права, которые могут и не быть сформулированы в действующем законодательстве.

        Наконец, правосознание выступает своеобразной формой действующего права при таких его источниках, как санкционированный обычай и прецедент. Правосознание может принимать на себя и роль действующего права в тех правовых системах, где данное право не выражается в нормативно-правовых актах государства целиком.

          Предметом исследования выступают понятие и функции правосознания, роль правосознания в общественной жизни, правосознание в современном российском обществе.

     Целью исследования является рассмотрение функций правосознания и их активное воздействие на общество. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:

          - дать определение понятию «правосознание»

          - рассмотреть элементы функций  правосознания

          - проанализировать особенности правосознания в современном российском обществе

          - определить особенности взаимодействия общества с правосознанием

          Содержание указанных задач определяет выбор методологии исследования. При изучении проблемы понятие и функции правосознания, используются  социологические подходы к исследованию данной темы. . Большое значение придавалось использованию таких общенаучных методов, как анализ, синтез, обобщение, метод абстракции, а также таким частнонаучным и специальным методам, как системно-структурный, функциональный, конкретно-социологический, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. методы

         Степень изученности темы. Теоретическую основу исследования составили труды классиков теории государства и права, таких как В.В. Лазарев,

В.К. Бабаев,  С.А. Комаров, В.С. Нерсесянс и др. 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. Сущность правосознания и его роль в общественной жизни.

       

         Правосознание это форма общественного сознания, совокупность идей и эмоций в которых выражается отношений людей к правовым явлениям – законам, правомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию.

         Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового регулирования.

          Несомненна роль правосознания в качестве элемента механизма правового воздействия. Правосознание является специфической формой общественного сознания.

          Право и правосознание тесно связаны между собой. Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Однако правосознание не является общезначимым масштабом поведения, каковым является право. Регулирующая роль правосознания практически сводится к идеологическому воздействию. Правосознание тесно связано с правом и моралью, находится как бы на стыке этих общественных явлений. Правосознание родственно морали, поскольку содержится в общественном сознании, представляя собой систему оценочных суждений, посредством которых регулирует поведение членов общества таким же образом, как это поведение регулируется нормами морали.

          Правосознание как часть механизма правового воздействия не характеризуется специфическими юридическими, нормативно-регулирующими свойствами. Правосознание - это связующее звено между нормативными предписаниями, выражающими волю законодателя, и реальными общественными отношениями.

          Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. При этом правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей как вместе с нормами права, наряду с ними, так иногда и вопреки им.

          Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному.

          Выделившись из животного мира, человек приобрел способность и возможность мыслить, отражать в своем сознании окружающий мир в виде представлений, идей, закрепляемых в различных продуктах человеческой культуры (в том числе и в праве). Сознание человека формируется в процессе его взаимодействия с другими людьми и поэтому представляет собой общественный продукт. Выработанные обществом идеи, нормы, системы ценностей осваиваются отдельными людьми, становясь их личными убеждениями. Но общественное и групповое сознание не может существовать вне и помимо индивидуального. Личные идеи и убеждения входят в состав общественного сознания, приобретая качество общественной ценности.

          Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Правовая действительность отражается в правосознании в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, в форме социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений.

         Главная черта, присущая правосознанию и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, "чистая", хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания.1

         Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания – нравственным, политическим, философским и др. и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.2

          В связи с этим, вопреки высказанным в литературе мнениям, отождествляющим или значительно сближающим правосознание и право3, принципиально важно с самого начала подчеркнуть, что между указанными явлениями правовой действительности существуют качественные различия (которые не препятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению).

Если  право по основным особенностям своей  субстанции представляет собой институционное образование, выраженное в системе  общеобязательных, формально-определенных норм, то правосознание исчерпывается тем, что в праве выступает только исходным моментом его субстанции – представлениями о праве, суждениями о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установками на тот или иной юридический режим в жизни общества и плюс еще явлениями социально-психологического порядка, касающимися правовой сферы (эмоциями, настроениями и др.). К тому же даже с интеллектуальной стороны своего содержания право – качественно своеобразное явление: оно состоит из системных нормативных обобщений.

Отсюда  особенности в уровне и характере  структурированности права и  правосознания. На первый взгляд может сложиться впечатление, что правосознанию свойственна структурированность ничуть не меньшая, чем праву (есть правосознание, выраженное в правовой идеологии и правовой психологии; обыденное правосознание, профессиональное, научное; массовое, групповое, индивидуальное и т.д.). Добавим к этому, что в обществе с антагонистическими классами оно дифференцировано в соответствии с делением общества на классы. Однако все эти уровни, слои, сферы и, тем более, деление правосознания по классовому основанию не есть структура целостного органического образования. Это лишь подразделения более или менее организованной совокупности, и по своей сути скорее свидетельство разобщенности правосознания – того, что под термином "правосознание" имеются в виду различные проявления духовной, интеллектуальной, социально-психологической жизни, связанные со сферой права, но не образующие органичной целостности.

         Своеобразными чертами отличаются механизмы действия права и правосознания. Если механизм правового регулирования воплощен в сложном, институционном юридическом инструментарии, опирается на государственное принуждение, то механизм действия правосознания замыкается "чисто" духовной сферой. Правосознание "работает" через общую правовую оценку социальных фактов, суждения об их соответствии идее правового и законного, чувство права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения людей.

         Различны и функции рассматриваемых явлений. Функции права связаны с его нормативностью, с осуществляемым им нормативно-организационным воздействием.

          Правосознание тоже обладает известными чертами нормативности: оно имеет информационное и ценностно-ориентационное значение в общественной жизни4. Но нормативность правосознания иная, нежели нормативность собственно права. Здесь перед нами не всеобщие формально-определенные образцы, модели поведения (что характерно для права как институционного социально-классового образования), а лишь осознание обязательности юридических норм, идея законности и вместе с тем критерии правильности, социальной оправданности поведения или фактов, т.е. та нормативность, которая свойственна выражающемуся через правосознание особому неюридическому явлению – непосредственно-социальным правам (притязаниям).

         Существенны и различия в социальной роли права и правосознания, причем различия особые, в зависимости от классовой природы последнего.

В эксплуататорских формациях правосознание угнетенных классов выступает в основном в качестве противоборствующей силы по отношению к действующей правовой системе и лишь в перспективе имеет значение такой социальной формы, в которой происходит накопление интеллектуальных элементов для формирования в будущем, после победы данных классов в политической революции, новой правовой системы.

         Иная роль – у правосознания господствующего класса. Оно в качестве правовой идеологии входит в правовую систему. Его "миссия" заключается в том, чтобы обеспечить оптимальную духовную, социально-психологическую среду для функционирования права, взаимодействовать с ним, выступать в качестве его спутника. В то же время есть и более фундаментальная задача, выполняемая господствующим правосознанием в правовой системе, – задача, которая связана с тем, что оно непосредственно контактирует и частично перекрещивается с господствующей идеологией, политическим, нравственным, философским сознанием. Это своего рода канал "идеологического оснащения" правовой системы, вооружения ее теми интеллектуальными элементами, руководящими идеями-принципами, которые воплощаются во всем содержании права, правотворчестве, правоприменительной деятельности и т.д. В господствующей правовой идеологии содержится как бы идеальная модель действующего права – право в том облике и том очертании, в которых оно в соответствии с требованиями экономического базиса, всей социальной жизни видится в господствующем общественном сознании на данном этапе развития общества.

Информация о работе Правосознания в современном российском обществе