Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа
В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.
Проблему тиранических режимов, как мне кажется, следует рассматривать через призму исследования понятия "полис и государство", причем, рассматривать ее в историческом контексте
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие государственности в Спарте и Афинах. 6
Общее понятие полиса. 6
Афина как тип полиса. 9
Спарта как тип полиса. 14
Глава 2. Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте. 19
2.1 Право древней Спарты. 19
2.2 Демократия Афин . 22
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ
Всей
совокупностью гражданских
Сохранение
сиссистий имело целью
В
Спарте в VI - V вв. до н. э. не
существовало частной
Отдельным
гражданам с момента их
Купля-продажа
земли, равно как дарение,
Семья
и брак в Спарте носили черты
архаичности. Хотя в классовом
обществе существует
Многие обычаи
семейной жизни также
Семья
в Спарте была моногамная, но
допускались внебрачные
»Муж молодой жены, - говорит Плутарх, - если был у него на примете порядочный и красивый юноша... мог ввести его в свою опочивальню, а родившегося от его семени ребенка признать своим». Чувство ревности Ликург «изгнал» как недостойное. Вместе с тем не стало (юридически) и прелюбодеяний. Невест все еще брали уводом, но этот увод был фактически узаконен.
Рождение
женщиной ребенка от
Плутарх об
этом говорит так: «Ликург
Таким образом,
право древней Спарты
2.2
Демократия Афин
В гомеровский
период своей истории (XI - IX века
до н.э.) Аттика была разделена
на несколько независимых
Родовая знать
создала особую группу, носившую
название эвпатридов, т.е. «имеющих
благородных отцов». Замкнутый господствующий
верхушке эвпатридов
Низший
слой аттического общества
Старые родовые
учреждения не соответствовали
новым отношениям, развивавшимся
в афинской общине. Потому организация
управления в Афинах
Около
VIII века до нашей эры царская
власть в Афинах исчезла,
Продолжало
созываться народное собрание - экклесия
(«собрание вызванных лиц»), где
могли принимать участие
Господство
афинской родовой аристократии,
однако, не могло продолжаться
долго. На историческую сцену
выступила новая социальная
Издание
писанных законов 3 законов Драконта
было первой серьезной
Драконтовы
законы отличались необычайной
жестокостью, однако они имели
большое историческое значение:
Писанное право вносило
Следующей вехой в развитии государства и права Афин стали реформы Солона. Многие исследователи полагают, что именно с реформ Солона и началась история Европы как таковая: история государства и права, где, в отличие от Азии, приматом стало индивидуальное, а не коллективное начало, и восторжествовал примат личности над государством. Именно он провозгласил свободу афинского гражданина, которого нельзя обратить в рабство ни за долги, ни как либо иначе. Именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтерия), тогда как в странах Востока государю нераздельно принадлежала жизнь и свобода подданного.
Солон являлся
потомком царской фамилии
Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч. «тимэ» - имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан. Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна. Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в 300 медимнов. Оба этих класса получали право замещать все важнейшие государственные должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса. Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгитьы 2 200 медимнов годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс - фетов. Деление на имущественные разряды преследовало не только политические, но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность военной службы. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. Указ. соч.
При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане. Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и на совет ареопагов. Кроме того феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяжных - гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.
Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата.
В ходе напряжённой социально-политической борьбы после реформ Солона население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои определённые политические требования. Основу одной из этих групп составляли педиэи (жители равнины, т. е. той части Аттики, где были расположены лучшие и наиболее плодородные земли); это были крупные землевладельцы, сторонники аристократического правления. Другую группу составляли даакрии (жители гор, т. е. той части, где находились худшие земли); это были мелкие земледельцы, сторонники демократии. Третью группу составляли паралии (жители прибрежной полосы); это были главным образом торгово-ремесленные круги; они были, как определяет Аристотель, «сторонниками умеренного образа правления». В 560 г. до н. э. в Афинах произошёл переворот. Писистрат, опираясь на диакриев, захватил афинский кремль -- акрополь и установил свою власть в Афинах.
В годы правления Писистрата были достигнуты также значительные внешнеполитические успехи: афиняне укрепились на обоих берегах Геллеспонта, что способствовало развитию афинской торговли на Чёрном море и росту товарного производства в самих Афинах.
Внутриполитическая
политика Писистрата была
Однако внешнеполитические мероприятия и содержание наёмного войска требовали значительных средств. В поисках этих средств Писистрат ввёл налоговое обложение, что ухудшило положение земледельцев и, надо думать, многих из них оттолкнуло от Писистрата.