Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.
Проблему тиранических режимов, как мне кажется, следует рассматривать через призму исследования понятия "полис и государство", причем, рассматривать ее в историческом контексте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие государственности в Спарте и Афинах. 6
Общее понятие полиса. 6
Афина как тип полиса. 9
Спарта как тип полиса. 14
Глава 2. Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте. 19
2.1 Право древней Спарты. 19
2.2 Демократия Афин . 22
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Спарта и афины.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

 В 527 г.  дон. э. Писистрат умер. Власть  перешла к двум его сыновьям - Гиппию и Гиппарху, но удержать  её они не смогли. В Афинах  началось движение против тирании.

 Победа, одержанная  восставшими, была закреплена  рядом реформ, проведённых возглавившим  афинскую демократию Клисфеном,  принадлежавшим к влиятельному  роду Алкмеонидов. Важнейшая из  реформ Клисфена - новое деление  афинских граждан, построенное  на последовательно проведённом  территориальном принципе. Вся территория  Аттики и кварталы самого города  Афины теперь были разделены  на 30 округов - триттий. Каждые  три взятые из различных мест  Аттики и кварталов города  триттий образовывали собой новую  филу, которых стало, таким образом,  десять. Благодаря этому новому  делению в состав каждой филы  вошли граждане, проживавшие в  различных частях Аттики и  различных кварталах города; фактическое  же преобладание перешло к  приморским и главным образом  городским элементам населения.  Новые территориальные филы подразделялись  на демы - первичные административные  единицы, пользовавшиеся известным  самоуправлением. Хаммонд Н. Указ. соч. С. 129.

 Исторический  смысл этой реформы заключался  в том, что она стёрла старые  родовые деления, разобщила родовую  знать, лишив её прежнего влияния  в народном собрании, голосовавшем  теперь по новым филам. 

 Организация  новых фил предопределила замену  «совета четырёхсот» «советом  пятисот» (по 50 человек от каждой  филы). На совет пятисот лёг  ряд новых обязанностей. Он подготавливал  дела к рассмотрению в народном  собрании, выносил по ним предварительные  решения; без этого ни одно  дело в народном собрании рассматриваться  теперь не могло. Совет приводил  в исполнение все решения народного  собрания и решал второстепенные  вопросы в период между его  созывами.

 Клисфеном  был создан ещё один новый  орган - коллегия стратегов, избираемых  по одному от каждой филы. Первоначально  стратегам принадлежали главным  образом военные функции, в  дальнейшем же в их руках  сосредоточилась высшая исполнительная  власть. По свидетельству Аристотеля, при Клисфене были также расширены  ряды афинских граждан путём  предоставления многим метекам  гражданских прав; может быть, некоторому  числу рабов были даны права  метеков. Для того, чтобы предохранить  новый порядок от покушений  на него со стороны врагов, был введён остракизм - в дословном  переводе «черепкование». Остракизм  представлял собой форму тайного  голосования, при котором каждый  голосующий писал на черепке  имя человэка, казавшегося ему  опасным для существующего строя.  Если одно и то же имя  повторялось при подсчёте голосов  6 тыс. раз, то носитель этого  имени подвергался изгнанию сроком  на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм 'нашёл широкое применение в политической борьбе. Используя его, политическиедеятели победивших группировок избавлялись от своих врагов и соперников.

 Реформами  Клисфена завершается длившийся  более чем столетие период  острой борьбы между родовой  аристократией и демосом. 

 Реформы Клисфена  сыграли большую роль в становлении  греческой демократии. Реформы Клисфена  уничтожили остатки родового  строя, тормозившие развитие производительных  сил и ликвидировали аристократическую  республику. Однако это не сделало  Афины демократическими. Высшие  государственные должности, как  и прежде, занимали люди, находившиеся  на верхних ступенях социальной  лестницы. Гиро П. Указ. соч. С. 363.

 В 471 году  до н.э. в Афинах утвердилось  правительство олигархов во главе  с Кимоном, который взял курс  на сближение со Спартой, которую  считал идеалом. Но такая попытка  не имела успеха среди населения,  и этим воспользовались сторонники  демократии: Кимон был подвергнут  остракизму, против большинства  членов ареопага были возбуждены  судебные процессы по обвинению  во взяточничестве, злоупотреблениях  доверием граждан и т. д.  Там же. С. 365.

 Вскоре после  этого демократическое движение  возглавил Перикл. Благодаря его  энергии Афины одерживают крупные  победы во внешней политике, усиливая  свое влияние. В эти годы  в городе окончательно складывается  демократическая конституция. Несмотря  на то, что цензовый порядок,  введенный Солоном, продолжал  сохраняться, все афинские граждане  имели возможность занимать высшие  руководящие должности, за исключением  казначейских. Должностных лиц отныне  стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом  продолжали избирать на посты,  требовавшие специальных знаний  и талантов.

 Было установлено  вознаграждение за исполнение  государственных должностей, что  позволяло любому гражданину  временно оставить свое ремесло  для полноценной службы отечеству. 

 При Перикле  порядок государственного устройства  являлся следующим: верховным  органом власти признавалась  экклесия, которая собиралась от  двух до четырех раз в месяц.  Она обсуждала и принимала  законы, решала вопросы войны  и мира, продовольственного снабжения,  принимала отчеты должностных  лиц, осуществляла высший государственный  контроль и рассматривала судебные  дела в последней инстанции.  Право голоса в экклесии имели  все граждане Афин, достигшие  двадцатилетнего возраста, независимо  от имущественного положения.  Однако, в связи с тем, что  участи в народном собрании  не оплачивалось, граждане, добывавшие  себе на пропитание собственным  трудом, или проживавшие в отдаленных  местностях, не могли позволить  себе по несколько раз в  месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2 - 3 тысяч, в основной своей массе - жителей Афин.

 Изменения  в народном собрании повлекли  за собой перемены и в другом  важном государственном органе - совете пятисот. В него входили  десять, избиравшихся по филам,  пританей по пятьдесят человек  в каждой. Каждая из пританей  по очереди в строго определенное  время года осуществляла свои  функцию совет пятисот стоял  во главе государства, ведал  делами войны и мира, управлял  финансами, осуществлял надзор  за арсеналами, доками, флотом, контролировал  и регулировал торговлю, осуществлял  контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией  совета пятисот являлось предварительное  обсуждение дел, поступающих на  рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего  совет пятисот был совещательным  органом. 

  Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами и т.д. переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. Указ. соч.

  Оценивая демократическое устройство Афин как прогрессивное для своего времени и заложившее основы европейской демократии, нельзя в то же время забывать о ее отрицательных моментах. Как известно, во все времена одним из главных недостатков демократии считалась «говорильня». Не были исключением в этом смысле и Афины: по словам современника, «будучи весьма опытны на словах и на деле, мы так легкомысленны, что в один и тот же день об одном и том же имеем разное мнение. Что мы порицали, прежде чем идти на народное собрание, за то мы, собравшись вместе, голосуем, а немного спустя, когда разойдемся, снова порицаем тех, за кого здесь выступали». Гиро П. Указ. соч. С

 Кроме того, афинская демократия носила весьма  ограниченный характер: из участия  в государственной жизни полностью  устранялись женщины и рабы, и  почти полностью - метеки. 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД:

      Основной особенностью древнегреческих государств является их «миниатюрный», словами П. Гиро, характер: «Для нашего восприятия греческие государства представляются чем-то миниатюрным. Арголида занимала площадь в двести квадратных километров; Лакония была почти тех же размеров; Ахайя представляла собой узкую полосу земли, спускавшуюся в морю по склону горной цепи. Вся Аттика едва ли равнялась половине одного из французских департаментов. Территория Коринфа, Сикиона, Мегары была не больше какого-либо большого современного города. На островах и колониях государство состояло всего-навсего из города с близлежащим побережьем и окружающих его ферм. Из акрополя одного города можно было видеть акрополь соседнего».

   Отсюда  и некоторые представления древнегреческих  политиков и теоретиков. Платон  и Аристотель считали жизнеспособной  республику в пять тысяч семей.  «Если этой территории вполне  хватает для существования такого  количества жителей, то она  достаточно велика и увеличивать  ее не надо» (Законы). Аристотель: «Государством с многочисленным  населением практически невозможно  хорошо управлять. По крайней  мере мы не знаем ни одного  из тех государств, система управления  которых считается хорошей, которое  допускало бы безграничный рост  своего населения». Аристотель. Указ. соч. 

    Спарта  и Афины характеризуют две  формы правления полисов Древней  Греции, представляя собой два  типа республики: аристократическую  и демократическую.

 В Спарте  наиболее интересным кажется  власть государства, впервые в  истории национализировавшего процесс  воспитания и представившего  развитый образец государственной  идеологии.

     Афины  демонстрируют главенство свободы  граждан и демократии, ставшие  краеугольным камнем современного  европейского и постевропейского  мира. Важнейшей вехой в развитии  государства и права Афин стали  реформы Солона. Многие исследователи  полагают, что именно с реформ  Солона и началась история  Европы как таковая: история  государства и права, где, в  отличие от Азии, приматом стало  индивидуальное, а не коллективное  начало, и восторжествовал примат  личности над государством.

     Именно  Солон провозгласил свободу афинского  гражданина, которого нельзя обратить  в рабство ни за долги, ни  как либо иначе. Именно в  греческом полисе появилось понятие  «свободы» (элевтерия), тогда как  в странах Востока государю  нераздельно принадлежала жизнь  и свобода подданного.

   Но следует  понимать, что особенности демократии  Афин были таковы, что не все  жители полиса могли ею воспользоваться.  Ограничения в афинском государстве  имелись для неграждан - иностранцев,  рабов, женщин. Таким образом,  афинская демократия была сродни  демократии Соединенных Штатов  Америки в момент провозглашения  независимости: все люди имеют  право голоса, но проблема в том, что не все представители человеческого рода считаются людьми.

    Характеризуя  развитие права в Афинах и  Спарте, следует заметить, что древнейшим  источником права этих городов-государств  являлся естественный обычай.

 При этом  в Спарте он играл на всем  протяжении истории более глубокую  роль, чем в Афинах. Правовая системы  Спарты была развита, значительно  меньше, чем в Афинах, и даже  законодательство Ликургна базировалось  преимущественно на обычае.

   В Афинах  довольно быстро появилась прослойка  профессиональных юристов, право  развивалось интенсивными темпами.  Хотя и оставались определенные  пережитки - например, в уголовном  праве заметны пережитки родового  строя, в ряде случаев признавалась  кровная месть - афинское право  ввело многие прогрессивные интституты. Важной особенностью афинского  права является тот факт, что  защита частной собственности  высокого уровня достигла достаточно  высокого уровня, закладывая основу  для развития всей дальнейшей  системы европейского общества  в отличие от азиатской. Многие  положения римского права основываются  на той специфической антично-европейской  ментальности, которую заложили  реформы Солона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              
 
 
 
 
 
 
 

                                    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). СПб., 2003.

2.Аристотель. Политика. М., 1994.

Гиро  П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2002.

3.Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с франц. М., 1998.

4.Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1994. С. 53 – 55.

5.Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб, 2001

6.Федоров К. Г., Лисневский Э. В.  История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Ростов на/Д., 1994.

7.Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1994. С. 53 – 55.

8.Аристотель. Политика. М., 1994.

9.Федоров К. Г., Лисневский Э. В.  История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Ростов на/Д., 1994.

10.Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с франц. М., 1998.

Информация о работе Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте