Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.
Проблему тиранических режимов, как мне кажется, следует рассматривать через призму исследования понятия "полис и государство", причем, рассматривать ее в историческом контексте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие государственности в Спарте и Афинах. 6
Общее понятие полиса. 6
Афина как тип полиса. 9
Спарта как тип полиса. 14
Глава 2. Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте. 19
2.1 Право древней Спарты. 19
2.2 Демократия Афин . 22
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Спарта и афины.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

      Замкнутый господствующий  верхушке эвпатридов противостояла остальная масса свободного населения Аттики – демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты -  крестьяне, лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.

      Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся  людьми "не чистого происхождения" и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки, не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.

        Низший слой аттического общества, составляли, лишенные каких бы то ни было прав рабы.

      Старые  родовые учреждения не соответствовали  новым отношениям, развивавшимся  в афинской общине. Потому организация  управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

      В древности верховная власть в  Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Некоторые ученые считают, что потомки  последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.

   Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и это считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и для всего его рода.

      Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени  первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные  дела, контролировали важнейшие религиозные  церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

      По  окончании срока полномочий архонты  вступали в ареопаг – высший государственный  совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.

      Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам  был членом его как бывший архонт. Но видя в народе дерзкие замыслы  и заносчивость, порожденные уничтожением долгов он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им поручил он предварительно, раньше народа, обсуждать дела и  не допускать внесения ни одного дела в Народное собрание без предварительного обсуждения.4

      Народное  собрание в Афинах было одним из главных решающих органов. В нем  разрешалось участвовать всем гражданам, не зависимо от их социального статуса  и материального положения, кроме  женщин, они не имели права участвовать  в политической и общественной жизни. На обсуждение Народному собранию выносились самые важные вопросы, объявление войны  и заключение мира, избрание должностных  лиц и выслушивались отчеты после  годичного правления. Также народное собрание осуществляло контроль, за воспитанием  юношей готовящихся получить гражданские  права. На Народном собрании выслушивались  отчеты должностных лиц, они должны были отчитываться в проделанной  работе. Поэтому подготовка к выступлению  на народном собрании была очень тщательной, Плутарх писал, что Перикл так  усердно готовился к своему выступлению, что в течении нескольких дней не допускал к себе родных.

      Внутриполитическая  жизнь Древней Греции проходила  под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и  классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.

      Первой  серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писаных законов Драконта. До этого времени писаных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писаных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.

      В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так  возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью, и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Однако законы имели большое историческое значение. Писаное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда. 

 

          1.3 Спарта как тип  полиса.

     Как известно, основавшие Спарту дорийцы  пришли в Лаконию как завоеватели  и поработители местного ахейского  населения. Постепенно перераставший  в классовую вражду межплеменной антагонизм сделал крайне напряженной  социально-политическую обстановку, сложившуюся  в этой части Пелопоннеса. Ситуация еще более усложнилась около  средины VIII в., когда в Спарте, как  и во многих других греческих государствах, стал ощущаться острый земельный  голод. Возникшая в связи с  этим проблема избыточного населения  требовала незамедлительного решения, и спартанцы решили ее по-своему. Вместо того чтобы, подобно остальным  грекам, искать выход из создавшегося положения в колонизации и  освоении новых земель за морем, они  нашли его в расширении своей  территории за счет ближайших соседей - отделенных от них лишь горным хребтом  Тайгета, мессенцев.

     Завоевание  Мессении, ставшее совершившимся  фактом лишь к концу VII в., после так  называемой II Мессенской войны, позволило  приостановить надвигавшийся аграрный кризис, зато во много раз усилило  ту внутреннюю напряженность, которая  едва ли не с самого момента возникновения  спартанского государства стала  определяющим фактором его развития.

     Основным  итогом, завоевательной политики Спарты на территории Лаконии и Мессении было возникновение специфической  формы рабства, известной под  именем илотии. От рабства классического  типа илотию отличает, прежде всего, то, что раб здесь не отчуждается  полностью от средств производства и практически ведет самостоятельное  хозяйство, используя принадлежащий  ему (на правах владения или же полной собственности - это остается неясным) рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь и всякие иные виды имущества. После сдачи установленной подати или оброка в его распоряжении остается определённая часть, урожая, которую он, по всей видимости, может  использовать по своему усмотрению, а  при желании даже продать. Судя по имеющимся данным, спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственные  дела илотов, довольствуясь тем, что  получали от них в соответствии с  предписанием закона. Таким образом, в Спарте сложилась особая форма  рабовладельческого хозяйства, при  которой непосредственное вмешательство  рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось. Из организатора производства рабовладелец превращается здесь в пассивного получателя ренты, хозяйственная же инициатива сосредотачивается всецело  в руках непосредственного производителя - раба.5

     С хозяйственной автономией илотов сообразуется и особая структура этого класса, опять-таки отличающая его от рабов  обычного (классического) типа. Как  известно, среди последних подавляющее  большинство составляли разрозненные индивиды, насильственно вырванные  из привычной социальной среды и  беспорядочно между собой перемешанные. В отличие от них илоты не были оторваны от родных очагов. Скорее, напротив, они, подобно эллинистическим лаой, были навсегда прикреплены к своему месту жительства и к той земле, которую они обрабатывали для  своих господ. Можно предположить, что, избежав насильственного перемещения, илоты сумели сохранить, хотя бы частично, те формы социальных связей, которые  существовали у них и раньше, когда  они были свободны. Несмотря на отсутствие прямых указаний в источниках, можно  считать вполне вероятным наличие  у них семьи. Не исключено также, что у них сохранялись даже какие-то элементы общинной организации  Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, по всей видимости, не ранее конца VII в., предполагает в  качестве своеобразного, естественного  и необходимого дополнения особый тип  организации, или, другими словами, особый тип полисного строя. Основная отличительная особенность спартанской  формы полиса заключается, на мой  взгляд, в том, что лежащий в  самой природе античной собстественности как "совместной частной собственности  граждан государства" принцип  коллективизма, общинности получил  здесь наиболее яркое и наглядное  выражение, воплотившись в самом  жизненном укладе спартиатов, насквозь пронизанном идеей равенства.

     Теоретически  господствующей формой собственности  в Спарте была общинно государственная  собственность на землю и рабов. По свидетельству Полибия (VI,45,3), вся  земля, отведенная под наделы граждан  называлась "государственной", или "общественной землей". Точно так  же и илоты именуются в исторических источниках "государственными рабами", или "рабами общины"4. Исторически  эта не совсем обычная для греческого государства ситуация находит свое объяснение в самом факте спартанского завоевания Лаконии и Мессении. Поскольку: завоевание было осуществлено силами всей общины спартиатов, каждый, из них  мог в равной мере претендовать на то, чтобы стать владельцем захваченной  земли и прикрепленных к ней  рабов. С другой стороны, спартанское  государство было заинтересовано в  том, чтобы поддерживать определенное равновесие между численностью свободного и порабощенного населения. По-видимому, эту цель и преследовало создание системы землепользования, основанной на неделимых и неотчуждаемых "древних  наделах, каждый из которых должен был  содержать одного или, может быть, нескольких воинов-спартиатов вместе с их семьями и считался собственностью государства. Неизвестно, насколько  широко и свободно спартанское государство  пользовалось своим правом верховного собственника. Неизвестно также, имелись  ли в его распоряжении сколько-нибудь значительные резервные земельные  фонды.

     Скорее  всего, реальная роль "государственного сектора" в спартанской экономике  была не так уж велика. Экономический  суверенитет государства здесь, как и в большинстве греческих  полисов, выражался не столько в  непосредственном владении каким-то имуществом, которое могло бы служить основой  государственного хозяйства в собственном  смысле этого слова, сколько в  контроле и разного рода ограничительных  мерах по отношению к владельческим  правам отдельных граждан. К числу  таких мер, практиковавшихся спартанским  правительством, следует отнести  прежде всего запрещение купли продажи  земли, в том числе и в таких  замаскированных ее видах, как дарение  и завещание. Далее, запрещение продавать  илотов за пределы государства, так  же как и отпускать их на свободу, и, наконец, закон, запрещающий пользоваться другой монетой, кроме знаменитых железных оболов.

     По  всей вероятности, с самого начала ни одна из перечисленных мер не могла  служить достаточной гарантией  предотвращения роста частных состояний  и неизбежно следовавшего за этим массового разорения граждан. Понимая  это, спартанский законодатель (или  законодатели) постарался сделать все  возможное для того, чтобы богатство  перестало быть богатством. Свойственная любому примитивному полису нивелирующая тенденция, обычным проявлением  которой в других государствах были законы против роскоши, в Спарте вылилась в целую систему официальных  запретов и предписаний, регламентирующих жизнь каждого спартиата с  момента рождения и до самой смерти. В этой удивительной системе было предусмотрено все вплоть до покроя одежды, которую дозволялось носить гражданам, и формы усов.

     Краеугольным  камнем спартанского "космоса" были совместные трапезы (сисситии), на которых  царил дух грубой уравниловки  и строгого взаимоконтроля. Законом  была установлена твердая норма  потребления, одинаковая для всех участников. Она была наглядным выражением принципа равенства как основополагающего  принципа всего государственного устройства Спарты.

     Непосредственно связанная со спартанской армией, скоординированная с территориально-административным делением царства на, так называемые "комы"5, система сисситий была главным структурным элементом  спартанской полисной организации, тесно переплетавшаяся с системой гражданского воспитания.

     Как сисситии полноправных граждан, так  и объединявшие юношей подростков агелы, принадлежали к наиболее архаичным  спартанским институтам. Их близкое  сходство с аналогичными учреждениями городов Крита, указывающее на несомненную  общность происхождения было подмечено  уже в древности. Выживание этих форм первобытной социальной организации  в условиях уже сложившегося классового общества, равно как и их врастание  в структуру рабовладельческого государства было обусловлено, прежде всего, настоятельной потребностью господствующего класса Спарты в создании и внутреннем сплочении перед лицом численно намного восходящей его массы порабощенного и зависимого населения. Сложная задача была решена здесь наиболее простым и эффективным способом - посредством введения принудительной регламентации - свободного времени граждан. В целях максимальной сплоченности и поддержки дисциплины всем им была навязана как некая общеобязательная в поведении традиционная форма коллективного усвоения новых атлетических упражнений.  
 
 
 
 
 
 
 
 

             
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Глава 2. Сравнительная характеристика общественного и      государственного строя в Афинах и Спарте.

          2.1 Право древней  Спарты

     Основным  источником права Спарты был  обычай. О законах народного собрания  мало что известно, хотя таковые,  по всей вероятности, до 6 в.  до н.э. еще не применялись.  Каких-либо кодексов до нас  не дошло. О тех или других  нормах гражданского и уголовного  права мы узнаем из сочинений  греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в  силу отсталого характера спартанской  экономики правовая системы Спарты  была развита, значительно меньше, чем в Афинах. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. Указ. соч. С. 

Информация о работе Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте