Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.
Проблему тиранических режимов, как мне кажется, следует рассматривать через призму исследования понятия "полис и государство", причем, рассматривать ее в историческом контексте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие государственности в Спарте и Афинах. 6
Общее понятие полиса. 6
Афина как тип полиса. 9
Спарта как тип полиса. 14
Глава 2. Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте. 19
2.1 Право древней Спарты. 19
2.2 Демократия Афин . 22
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Спарта и афины.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

            МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 Казахский  Гуманитарно-Юридический университет       Высшая Школа Национального Права            

                                                                                                            Кафедра: Теории и истории          государства и права  

                      КУРСОВАЯ  РАБОТА  

                      По  дисциплине: История государства  и права зарубежных стран

    Тема: «Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте  » 
 
 
 

                  Выполнил: студент 1-го курса очного

                  отделения группы Ю-113 Исабеков Р.А

                  Научный руководитель: Джумабаев А.К 

                    Астана, 2011 г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                        

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              

Глава 1. Возникновение  и развитие государственности в  Спарте и Афинах. 6

    1. Общее понятие полиса.                                                                                  6
    2. Афина как тип полиса.                                                                                    9
    3. Спарта как тип полиса.                                                                                  14

Глава 2. Сравнительная  характеристика общественного и  государственного строя в Афинах и Спарте.                                                                                    19

2.1 Право древней  Спарты.                                                                                  19

2.2 Демократия  Афин .                                                                                         22

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               ВВЕДЕНИЕ

   В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.

     Проблему  тиранических режимов, как мне  кажется, следует рассматривать  через призму исследования понятия  "полис и государство", причем, рассматривать ее в историческом  контексте.

     В исследовательской литературе все  более укрепляется представление  о том, что полис на разных этапах своего развития имел различные формы. Для целей исследования достаточно кратко коснуться двух таких исторических форм: классической и предшествующей ей гомеровской. С моей точки зрения, наиболее полно и убедительно  феномен гомеровского полиса исследован Ю. В. Андреевым. Для данной курсовой работы важны следующие его выводы: для гомеровского полиса характерно: 1) отсутствие античной формы собственности; 2) отсутствие государственности как  результат еще не сложившегося классового деления общества. Вместе с тем  достаточно отчетливо проступают тенденции  к превращению аристократии в  господствующий слой, стремящийся поставить  под свой контроль общество и превратить рядовых общинников в подневольную эксплуатируемую массу.

     Исторические  судьбы такого общественного организма, как гомеровский полис, в конкретной ситуации могли быть различны. Но выходов  из такого состояния, в принципе, могло  быть только два: или аристократия, сорганизовавшись и сплотившись  в единое сословие, погасив внутренние распри, поставит под свой контроль общину, а ее членов низведет до уровня зависимого населения; или рядовая  масса общинников сможет обуздать аристократию и установить равенство членов общины, хотя бы относительное, и, самое главное, сможет обеспечить личную свободу своих членов неприкосновенность своей земли. Вопрос о путях развития в Греции решался в следующую историческую эпоху - архаическую, охватывавшую время приблизительно от 800 до 500 г. Конечно, эти хронологические вехи весьма условны. Во-первых, VIII в. до н. э., особенно его первая половина, еще близок к предыдущему; с другой стороны, конец VI в. уже очень напоминает V в. до н. э. Во-вторых, развитие полисов происходило неравномерно, и некоторые из них достигали "классической" стадии развития в начале архаического периода, другие же и к концу его пришли с формами очень отсталыми, с общественными отношениями, близкими к отношениям гомеровской эпохи. Тем не менее, если смотреть с точки зрения эволюции Греции в целом, необходимо признать, что архаическая эпоха должна рассматриваться как эпоха переходная - от полиса гомеровского типа к полису архаического типа.

В начале периода - очень простые социальные отношения, рабство почти не известно, только начинают формироваться различные  формы; личной зависимости. В конце  периода рабство классического  типа представляет собой уже сформировавшееся явление, древнегреческое общество вполне готово к широчайшему распространению  рабства, которое началось после  греко-персидской войны. Все эти  сложные процессы происходили в  условиях быстрого экономического подъема, вызываемого ростом производительных сил древнегреческого общества. Некоторые  из исследователей даже считают, что  на это время приходится наибольший рост античного производства, что  именно в период архаики были сделаны  важнейшие технические и технологические  открытия, определявшие до самого конца  античного мира уровень и характер производства. Может быть, в таком  утверждении и содержится известное  преувеличение, но сам факт резкого  подъема экономики на базе быстрого прогресса производительных сил  не вызывает сомнений. В большинстве  греческих полисов аристократия утрачивает господствующие позиции, рядовое  гражданство уравнивается с ней  в правах. Тем самым практически  полностью устраняется возможность  эксплуатации сограждан. Однако потребности  общества в подневольной, эксплуатируемой  рабочей силе оставались прежними. Ф. Энгельс указывал: "При исторических предпосылках древнего, в частности  греческого, мира переход к основанному  на классовых противоположностях обществу мог совершиться только в форме  рабства". Уровень развития общества был таков, что использование  рабского труда было неизбежным. В  силу этого формирование полиса как  гражданского коллектива, обеспечивавшего  гарантии свободы всех граждан, неизбежно  модифицировало пути развития общества. Естественная потребность в рабах  как эксплуатируемой рабочей  силе могла быть удовлетворена только за счет источников, внешних по отношению  к полису.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Возникновение и  развитие государственности  в Спарте и Афинах.

          1.1Общее  понятие полиса.

     Основной  формой политической и социальной организации  античного общества является полис. Таким образом, он выступает как  структурообразующий элемент этой цивилизации. Однако признание особой важности проблемы полиса, пожалуй, единственное, что объединяет практически всех антиковедов.1

     Политическая  действительность античной Греции в  эпоху ее расцвета характеризовалась, прежде всего, существованием массы  независимых городов-государств, полисов, организованных как суверенные гражданские  общины, в которых сплоченные в  замкнутую привилегированную группу граждане противостояли остальной  массе неполноправного или даже полностью бесправного эксплуатируемого населения – переселенцам из других городов и рабам. Полис – это  факт общественной жизни Древней  Греции, но вместе с тем это и  теоретическое понятие, выдвинутое первоначально самими же древними, а затем возрожденное и развитое наукой современного времени.2

     Вслед за немецкими учеными XIX в. слово  «полис» часто переводится как  «город-государство». В связи с  этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам.

       Самое слово «полис» означает  по-гречески «город». Семантически  оно вполне соответствует русскому  понятию, обладая схожим кругом  более конкретных, исторически развившихся  значений. Первоначально, в гомеровское  время (XI – IX вв. до н. э.), слово  «полис» могло означать просто  огороженное, укрепленное место,  оплот племени во время войны,  постепенно становившийся его  постоянным административным центром,  то, что по-русски лучше было  бы назвать «городище».3

     Важнейшей его характеристикой выступает  наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город  в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов  сельское хозяйство преобладало  над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.

     Позднее слово «полис» стало обозначать государство, так как  в классической древности это слово по своему значению почти совпадало с городом  и контролируемой им территорией. Одновременно с таким пониманием полиса современные  ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис –  это не стены, а, прежде всего люди, гражданский коллектив. Поэтому  слово полис можно переводить как гражданская община.

     По  своему политическому устройству, структуре  государственных органов греческие  полисы V- IV вв. до н.э. делились на два  основных типа: полисы с демократическим  устройством и полисы с олигархическим устройством. Политическое устройство не было случайным, оно отражало отношения  сложившиеся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. А полисы, оформлявшие  в политической области консервативную политику, архаические общественные отношения склонялись к олигархии.

     Спарта  и Афины, два крупнейших греческих  полиса, в которых можно выделить общие черты полисного строя. Благодаря чему это позволяет  нам рассматривать оба этих государства  в сравнении.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1.2 Афины как тип  полиса

     Политическая  история Аттики являет собой классический образец возникновения государства. Энгельс пишет:  "Как развивалось  государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем  внедрения новых органов и, в  конце концов, полностью заменив  их настоящими органами  государственной  власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и  племенах; заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим государственным органам, а, следовательно, могла быть применена и против народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше,  чем в Древних Афинах".

      В гомеровский период своей истории  Аттика была разделена на несколько  независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, и завершилось тем, что все  общины объединились вокруг Афин. Такое  объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).

      Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал  разложению родовых отношений, которое  началось еще в гомеровский период.  О синойкизме Энгельс сказал следующее: " Перемена состояла прежде всего  в том, что в Афинах было учреждено  центральное управление, т.е. часть  дел, до того находившихся в самостоятельном  ведении племен, была объявлена имеющей  общее значение и была передана в  ведении общего совета. Благодаря  этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой  либо из коренных народов Аттики: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя..."

      Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал  социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо  интенсивно протекало в  VIII-VII веках до н.э.

      Родовая знать создала особую группу, носившую название евпатридов, т.е. "имеющих  благородных отцов". Экономическую  основу их могущества составляли плодородные  земли. Пережитки родового строя  в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и  все имущество оставалось во владении рода. В руках таких родов, несмотря на их  немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.

Информация о работе Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте