Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа
В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.
Проблему тиранических режимов, как мне кажется, следует рассматривать через призму исследования понятия "полис и государство", причем, рассматривать ее в историческом контексте
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие государственности в Спарте и Афинах. 6
Общее понятие полиса. 6
Афина как тип полиса. 9
Спарта как тип полиса. 14
Глава 2. Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте. 19
2.1 Право древней Спарты. 19
2.2 Демократия Афин . 22
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский
Гуманитарно-Юридический
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине: История государства и права зарубежных стран
Тема:
«Сравнительная характеристика общественного
и государственного строя в Афинах и Спарте
»
Выполнил: студент 1-го курса очного
отделения группы Ю-113 Исабеков Р.А
Научный
руководитель: Джумабаев А.К
Астана, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие государственности в Спарте и Афинах. 6
Глава 2. Сравнительная
характеристика общественного и
государственного строя в Афинах
и Спарте.
2.1 Право древней
Спарты.
2.2 Демократия
Афин .
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.
Проблему
тиранических режимов, как мне
кажется, следует
В
исследовательской литературе все
более укрепляется
Исторические судьбы такого общественного организма, как гомеровский полис, в конкретной ситуации могли быть различны. Но выходов из такого состояния, в принципе, могло быть только два: или аристократия, сорганизовавшись и сплотившись в единое сословие, погасив внутренние распри, поставит под свой контроль общину, а ее членов низведет до уровня зависимого населения; или рядовая масса общинников сможет обуздать аристократию и установить равенство членов общины, хотя бы относительное, и, самое главное, сможет обеспечить личную свободу своих членов неприкосновенность своей земли. Вопрос о путях развития в Греции решался в следующую историческую эпоху - архаическую, охватывавшую время приблизительно от 800 до 500 г. Конечно, эти хронологические вехи весьма условны. Во-первых, VIII в. до н. э., особенно его первая половина, еще близок к предыдущему; с другой стороны, конец VI в. уже очень напоминает V в. до н. э. Во-вторых, развитие полисов происходило неравномерно, и некоторые из них достигали "классической" стадии развития в начале архаического периода, другие же и к концу его пришли с формами очень отсталыми, с общественными отношениями, близкими к отношениям гомеровской эпохи. Тем не менее, если смотреть с точки зрения эволюции Греции в целом, необходимо признать, что архаическая эпоха должна рассматриваться как эпоха переходная - от полиса гомеровского типа к полису архаического типа.
В начале периода
- очень простые социальные отношения,
рабство почти не известно, только
начинают формироваться различные
формы; личной зависимости. В конце
периода рабство классического
типа представляет собой уже сформировавшееся
явление, древнегреческое общество
вполне готово к широчайшему распространению
рабства, которое началось после
греко-персидской войны. Все эти
сложные процессы происходили в
условиях быстрого экономического подъема,
вызываемого ростом производительных
сил древнегреческого общества. Некоторые
из исследователей даже считают, что
на это время приходится наибольший
рост античного производства, что
именно в период архаики были сделаны
важнейшие технические и
Глава 1. Возникновение и развитие государственности в Спарте и Афинах.
1.1Общее понятие полиса.
Основной
формой политической и социальной организации
античного общества является полис.
Таким образом, он выступает как
структурообразующий элемент
Политическая
действительность античной Греции в
эпоху ее расцвета характеризовалась,
прежде всего, существованием массы
независимых городов-
Вслед
за немецкими учеными XIX в. слово
«полис» часто переводится как
«город-государство». В связи с
этим главная особенность античной
жизни видится в том, что каждый
город был самостоятельным
Самое слово «полис» означает
по-гречески «город».
Важнейшей
его характеристикой выступает
наличие акрополя, стен, агоры, общественных
зданий и т.п. При этом обращают особое
внимание на то, что античный город
в своей основе был не промышленным
(ремесленным) или административным
центром, а поселением земледельцев,
созданным для обороны от врагов.
И позднее в большинстве
Позднее слово «полис» стало обозначать государство, так как в классической древности это слово по своему значению почти совпадало с городом и контролируемой им территорией. Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это не стены, а, прежде всего люди, гражданский коллектив. Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община.
По
своему политическому устройству, структуре
государственных органов
Спарта
и Афины, два крупнейших греческих
полиса, в которых можно выделить
общие черты полисного строя.
Благодаря чему это позволяет
нам рассматривать оба этих государства
в сравнении.
1.2 Афины как тип полиса
Политическая
история Аттики являет собой классический
образец возникновения
В гомеровский период своей истории Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).
Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период. О синойкизме Энгельс сказал следующее: " Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и была передана в ведении общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Аттики: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя..."
Итак,
синойкизм повлек за собой разложение
родовых отношений и
Родовая знать создала особую группу, носившую название евпатридов, т.е. "имеющих благородных отцов". Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках таких родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.