Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:33, реферат
ВВЕДЕНИЕ
В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшее государство Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса за исключением, Аргоса и северных городов Аркадии.
О начальном периоде сложения спартанского государства известно немногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились только
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
история государства и права зарубежных стран
Тема: «Государственное устройство Древней Спарты»
2009
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
АПЕЛЛА – народное собрание в древнегреческом государстве Спарта. Формально апелла была высшим органом власти, собиравшимся ежемесячно. На ней принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира и др.
АПОФОРА – подать, которую Спарта, как предводительница союза, взимала с отдельных греческих городов для ведения войны против персов.
АРХАГЕТ – одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы военных.
ГЕРУССИЯ – совет старейшин в Спарте, состоявшая из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно); являлась высшим правительственным органом
ГИПОМЕЙОН (буквально «опустившиеся») — обедневшие или физически неполноценные граждане(спартиаты), лишённые за это части гражданских прав.
ИЛОТЫ – в Древней Спарте представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов.
КЛЕР – неделимый и неотчуждаемый земельный надел вместе с прикрепленными к нему рабами, предоставляемый каждому спартиату.
НАВАРХ – одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных.
ПЕРИЭКИ – неполноправная часть населения некоторых древнегреческих полисов. В Спарте — потомки коренного населения, покорённого дорийцами и оттеснённого к окраинам Лаконии.
ПОЛИС – форма рабовладельческого государства в Древней Греции. Государство-город, состоящее из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг городского центра.
РЕТРА – договор.
СИССИТИЯ – общественная трапеза, организуемая за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов.
СПАРТИАТЫ – сословие в Спарте, мужчины, обладавшие полными гражданскими правами. Представляли собой сословие профессиональных воинов, для которых военная служба была единственной обязанностью.
ЭФОРЫ – коллегия из пяти высших должностных лиц в Спарте, которым фактически принадлежало руководство государством. Эфоры ежегодно избирались на народном собрании из числа всех граждан (спартиатов).[1]
ВВЕДЕНИЕ
В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшее государство Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса за исключением, Аргоса и северных городов Аркадии.
О начальном периоде сложения спартанского государства известно немногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились только легенды, смутно отражающие дорийские миграции и установление власти спартиатов.
В дошедшей до нас античной литературе спартанская община выступает почти сразу как «община равных», в то время как время сложения такой общины не может быть датировано ранее середины VII - VI вв. до н.э.
Целью данной работы является обзор государственного устройства Древней Спарты. Поэтому первостепенное внимание уделено характеристики должностей и органов власти Древней Спарты.
При написании контрольной работы мы использовали литературу, носящей теоретический характер и интернет сайты.
Рассмотрение данного вопроса мы начнем с становления спартанского государства.
1 СТАНОВЛЕНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА
Спартанское государство возникло в IX в. до н. э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконии на юге полуострова Пелопоннес, где проживали ахейские племена. [2]
Захватывая юг Эллады, дорийцы в большей степени вытесняли или порабощали местное население (видимо, из-за общей нехватки пригодных земель). Тем самым пришельцы становились в совершенно особые изначальные отношения с более многочисленными ахейскими народами. Разрушив столицу Лаконии, дорийцы загнали в горы прежнее население и в начале ix в. до н.э. Основали несколько типичных для той эпохи завоевания поселков. 4 из этих селений впоследствии в единый полис — Спарту, которая стала центром будущего государства.[3]
Древнейшая Спарта представляла не город, а соединение нескольких открытых поселений. От нее зависела небольшая территория по среднему течению Эврота. В политическом и общественном строе этой маленькой общины не было ещё в то время ничего такого, что выделяло бы ее заметно из ряда других греческих общин. Затем ряд войн привел к подчинению Спарты всей Лаконии.
Завоевание Лаконии поставило Спарту лицом к лицу с сильными соседями: на севере с Тегеей. На северо-востоке — с Аргосом, у которого Спарта стремится отнять Кинурию и остров Киферу. На западе — с Мессенией, привлекавшей спартанцев изобилием плодородных земель. Благодаря завоеванию Мессении удвоились экономические ресурсы. Спарта превратилась в потенциально богатейшее и могущественное государство Греции VIII в.[4]
1.1 Народонаселение Древней Спарты
Социальные классы в спартанском обществе формировались в ходе территориальных захватов. Завоёванное население становилось рабами – илотами или же, сохраняя личную свободу, облагалось налогом и другими повинностями, становясь периэками.
Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами.[5]
После завоевания Мессении каждой семье спартиатов (их было около 10 тыс.) выделялся участок земли — клер, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами — илотами.
Быт спартиатов был строго регламентирован. Главной обязанностью считалась – военная. Для подготовки детей к выполнению этой обязанности их, начиная с семи лет, отдавали на государственное воспитание в специальные школы. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности.
В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах – сисситиях, организуемых за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов.
Одинаковыми были одежда и вооружение воинов.
Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывавшей единство и «равенство» спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся). Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась – с девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н.э.[6]
Еще одной социальной группой были периэки. Они занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Жили периэки по окраинам страны, вели самостоятельное хозяйство и с него платили государственные подати. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность.[7] Периэкам, в отличие от спартиатов, дозволялось не только трудиться на земле, но и заниматься ремеслами, торговлей, которые вообще были слабо развиты.[8]
Значительный социальный слой составляли илоты — представители побежденных народов, превращенных в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату. Однако у илотов были свои хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методом жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.[9]
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ
Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родоплеменной организации власти.[10]
Древняя Спарта — образец аристократического военно-лагерного государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание.[11]
Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII-VII вв. до н.э., а окончательно «ликургов строй» сложился к концу VII - началу VI в. до н.э. Ретра пыталась решить две основные задачи – обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением. [12]
Устройство Спарты в древнейший период было таким же, как и в остальных греческих государствах и в существенных чертах совпадало с изображенным в гомеровских поэмах. Спартиаты делились на родовые филы, подобно другим грекам. Впоследствии рядом с ними появляются территориальные филы, подразделяющиеся на обы. Этих фил было 5 (Питана, Лимны, Мезоя, Киносура, Дима) и к ним, по-видимому, перешли политические функции.[13]
В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям – Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н. э. В V-IV вв. до н. э, эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии.[14]
Власть архагетов, в отличие от власти родоплеменных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.
Но в целом положение архагетов было почетным. Они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.[15]
Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее, спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение.
Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной.
При царе находилась свита, которая постоянно поддерживала его политический авторитет. Два пифия сопровождали царя, присутствовали при его общественных трапезах, и именно их царь посылал в Дельфы к знаменитому дельфийскому оракулу. Росту авторитета царей содействовали также исполнение жреческих функций, те знаки почета, которые им полагались по закону: цари были крупнейшими землевладельцами. На общественных трапезах царю предоставлялось почетное место, двойная порция, они получали в определенные дни в качестве почетного приношения лучшее животное и установленное количество ячменной муки и вина, они выдавали замуж невест-наследниц, потерявших родственников.[16]
Информация о работе Государственное устройство Древней Спарты