Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
Основные черты хозяйственной структуры государств-полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н.э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины.
Введение ……………………………………………………………………....4-5
Глава 1. Общая характеристика Афинского государства
1.1. Развитие Древней Греции и возникновение полисов………………..6-7
1.2. Возникновение, становление Афинского государства……………...7-12
Глава 2. Порядок формирования и функционирования основных органов
Афинского государства в V-IV вв. до н. э………………………………….13-18
Глава 3. Общая характеристика политического режима Афинского государства
1.3. Понятие, сущность политического режима, его виды……………...19-20
1.4. Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах………20-27
2. Заключение………………………………………………………………28
3. Список использованных источников…………………………………..29
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………....
Глава 1. Общая характеристика Афинского государства
1.1. Развитие Древней Греции и возникновение полисов………………..6-7
1.2. Возникновение, становление Афинского государства……………...7-12
Глава 2. Порядок формирования и функционирования основных органов
Афинского государства в V-IV вв. до н. э………………………………….13-18
Глава 3. Общая характеристика политического режима Афинского государства
1.3. Понятие, сущность политического режима, его виды……………...19-20
1.4. Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах………20-27
2. Заключение……………………………………………………
3. Список использованных источников…………………………………..29
Основные черты хозяйственной структуры государств-полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н.э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под влиянием многих социально-экономических, этических и политических факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая первым в истории образцом демократической государственности, способствовавшей в V-IV вв. до н.э. расцвету афинского общества – его производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры.
Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н.э., не ослабевает на протяжении многих веков. Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и других проблем нашего времени.
Предметом представленной работы является государственный строй Афинского государства в V-IV вв. до н.э., а объектом – Афинское государство.
Целью работы является выявление характерных особенностей политического развития Афин в V-IV вв. до н.э., а именно – описание структуры сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения различных институтов.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы: рассмотреть общую характеристику Афинского государства, а именно его образование, становление, развитие. Раскрыть государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Выяснить политический режим Афин в период V-IV вв. до н.э.
В первом разделе работы будут рассмотрены вопросы возникновения, становления, развития Афинского государства. Во второй главе работы представлен перечень основных политических органов Афинского государства, способов их формирования и полномочий в рамках единой демократической системы. В третьей главе работы представлена общая характеристика основных категорий афинского населения, характеристика политического режима Афин, принципы внутренней политики властей полиса, во многом обусловившие своебразие черт рабовладельческой демократии в Афинах.
В основу работы положены системный, структурный, аналитический методы. Литература, используемая при написании данной работы, относится к литературе, носящей теоретический и методический характер, в которой содержатся темы, касающиеся государственного устройства государств Античности, в том числе и государственного строя Афинского государства.
ГЛАВА 1. Общая характеристика Афинского государства
1.1. Развитие Древней Греции и возникновение полисов
Древняя Греция или Эллада занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии; ей принадлежала западная береговая полоса Малой Азии, Южная Италия, часть Сицилии. Греческие колонии находились на побережье Чёрного и Средиземного морей. Это был огромный регион. Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частная миграция сказывались на занятиях людей.
На рубеже VIII-VI вв. до н.э. в жизни племён, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена население Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих клер (земельный надел), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды нищих и бродяг. Имущественное неравенство ещё более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из неё избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, формировавшийся только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть базилевс – выборный вождь, военаначальник, главный жрец и судья. Племенная сходка – народное собрание – созывалась в основном для одобрения решений Совета старейшин. Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе сформировались полисы – города-государства.
Полис представлял собой небольшую замкнутую территорию; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего право на клер в черте полиса. Кроме того, во всех полисах действовали органы самоуправления – народные собрания и выборные магистратуры. Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан независимо от их социального и материального положения. Фактически же внутри него шла жестокая борьба между народом и родовой аристократией. Важная функция полиса – поддержание гражданского мира внутри общины.
Полисный этап древнегреческой государственности принято подразделять на три периода:
1. гомеровский период – XI–IX вв. до н.э. – господство родоплеменных отношений, преобладание первобытной военной демократии;
2. архаический период - XIII-VI вв. до н.э. – создание Афинского государства;
3. классический период - V-IV вв. до н.э. – расцвет древнегреческого рабовладельческого общества и полисного строя.
1.2. Возникновение, становление Афинского государства
Согласно древнегреческому преданию Афинский полис возник в Аттической области юга Балканского полуострова как результат проведения легендарным базилевсом Тесеем синойкизма – объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины было разделено на 3 социальные группы: эвпатридов – родовой знати, геоморов – землевладельцев, демиургов – ремесленников. Демиурги и геоморы составляли демос – народ, населявший Аттику. Эвпатриды были наделены исключительным правом замещения должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой её власти было крупное землевладение. Фактически, эвпатриды угнетали демос. Выходцы из других частей Аттики – метеки – были свободны, но гражданских прав не имели. Авторитет родовых учреждений падал. Вместо базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды. В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность.
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению
населения. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. Господствовала земельная аристократия. Бедные земледельцы – «шестидольники» обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. Большинство полей разделяли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок. К этому времени восходит и такая форма залога, как ипотека, по которой земля отдавалась в пользование арендатора, а при просрочке платежа – переходила кредитору. В результате возникает целый комплекс противоречий – между богатыми и обедневшими эвпатридами, всё ещё удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом, возглавляемым богачами.
В 594 г. до н.э. политический деятель, поэт и философ Солон, избранный главным архонтом, произвёл важные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Он отменил долговую кабалу, аннулировал все поземельные долги, убрал закладные камни с полей. Граждане, попавшие в рабство за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счёт государства. Рабами теперь оставались только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках. Солон также установил максимальный размер земельного владения. При этом была допущена свобода распоряжения земельными владениями знати по завещаниям, и эти земли включались в общий гражданский оборот.
Самым значительным достижением стала цензовая реформа, нанёсшая удар по родовому делению древнеафинского общества. Всё население страны делилось на четыре разряда в соответствии с имущественным цензом: пятисотмерников, всадников, зевгитов, фетов. Самые богатые лица относились к первому разряду, просто богатые – ко второму. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Феты относились к четвёртому разряду. Степень богатства тогда определялась не в денежном выражении, а по годовому производству масла, вина, зерна, объём которых измерялся в медимнах (около 50 л). Самые богатые имели 500 медимнов дохода.
Каждый разряд имел определённые политические права: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит и членом ареопага; только граждане первых трёх разрядов могли занимать общественные должности – например, во введённом Солоном Совете четырёхсот в противовес ареопагу. В то же время в новый судебный орган – гелиэю – мог быть избран любой афинский гражданин старше 30 лет независимо от имущественного положения.
Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: землевладельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов. После него Афины пережили острый политический кризис, следствием которого было установление тирании.
Лишь через 90 лет после Солона, в 509 г. до н.э. демократы во главе с архонтом Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо родоплеменного деления граждан было введено территориальное. Аттику разделили на 10 территориальных округов фил. Фила состояла из трёх частей – тритий, которые в свою очередь делились на более мелкие единицы – демы (их было около 100). Совет четырёхсот был реорганизован: был создан «Совет пятисот» - по 50 человек избиралось от каждой новой территориальной филы. Кроме того, от каждой новой филы избранию подлежал один стратег в коллегию 10 стратегов. Коллегия архонтов – главный орган власти эвпатридов – потеряла своё былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений. С именем Клисфена связано возникновение остракизма – изгнание из страны за политическое инакомыслие, обычно сроком на 10 лет. Вопрос об изгнании решало народное собрание большинством голосов. Преобразования Клисфена отвечали интересам демоса.
Дальнейшая демократизация политической системы Афин была связана с именами Эфиальта и Перикла. Сущность реформы стратега Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными членами ареопага, отнял у него право налагать вето на постановления народного собрания и передал его суду присяжных – гелиэе. Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля над должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и народному собранию. Одновременно были сужены и судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись только религиозные и некоторые уголовные дела. Ареопаг таким образом был почти полностью лишён политической власти. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы на Агоре для всеобщего ознакомления. Однако знатные и богатые люди не хотели расставаться с определёнными привилегиями и льготами, что вызвало их ожесточённое сопротивление всем нововведениям. Проявлением этой борьбы явилось убийство Эфиальта.
Дело Эфиальта продолжил Перикл. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых – требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешне- и внутриполитические мероприятия.
Аристотель с именем Перикла связывает два важнейших законодательных новшества: о гражданских правах и об оплате должностных лиц (судей). Вводя такое новшество, как оплата труда чиновников (до этого их работа носила безвозмездный характер), Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах широкому кругу афинских граждан, в том числе и малообеспеченных.
В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам, а также солдатам, матросам и участникам народных собраний находилась и гражданская реформа. Согласно ей гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были свободными афинянами. Эта реформа преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чём в тот период был особенно заинтересован афинский демос.
Таким образом, возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточённой борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. Решающее значение для оформления классового общества и государства имели реформы Солона и Клисфена, которые разрушили родоплеменную организацию Афин, завершили становление Афинского полиса и заложили основы демократии. Реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм её успешного функционирования. Афинские граждане – мужчины – пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Информация о работе Государственный строй в Афинах в V-IV вв. до н.э.