Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.

Работа содержит 1 файл

shpory_tgp.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

Способы правового  регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме  права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права  принято выделять три основных способа  правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса  дозволений уп-равомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ — обязывание как предписание  совершить какие-то действия (так, собственник  жилого дома обязывается платить  налоги).

Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности  воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

 

87 Типы правового  регулирования

ТИП ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — используемый в отношении участников регулируемых отношений, способ соединения юридических дозволений и юридических запретов.

Два осн. типа ПР: 1. общедозволительный тип — в основе лежит общее  дозволение и кот. строится по принципу «дозволенно всё, кроме прямо  запрещённогов законе», т. е. лица вправе совершать любые действия, не попадающие в разряд запрещённых. Такой тип оег-ия, хар-ен для  гражданско-правовых отношений. 2. Разрешительный тип — в основе лежит общий запрет «запрещенно всё, кроме прямо разрешённого», т. е. лица вправе совершать только действия, разр-ые в нормах права. Хар-ен отраслям, связ-ым с гос. упр-ем (адм. право).

 

 

88 Процесс правового  регулирования, его основные стадии

Процесс рег-ия начинается с того, что для решения тех  или иных задач издаётся НА, вступают в действиеюр. Нормы, кот. общим образом  регламентируют общ. отношения. Затем не основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фактов у лиц возникают права и обязанности, т. е. правоотношения. И, наконец, достигается эффект правового рег-ия — права и обязанности реализуются.

Три осн. стадии МПР: 1. Стадия изм-ия нормы и её общего действия. 2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношения). 3. Стадия реализации прав и обязанностей.

Нередко возникает необходимость  в особой, доп., факультативной стадии применения права. Эта стадия заключается в издании компетентным властным органом индивидуального акта, призванного облегчить процесс реализации.

 

89 Понятие и  основные элементы механизма  правового регулирования

МПР — это взятая в единстве с-ма правовых ср-тв, при помощи кот. обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

На каждой из стадий ПР исп-ются особые юр. ср-ва — эл.-ты МПР: норма права, НПА, юр. факт, правоотношение, акт применения права, акт реализации права.

Кроме указанных осн. эл-ов МПР особое значение в нем имеют правосознание, кот. пронизывает все его эл-ты, образует «субъективную среду» для их функ-ия, присоединяется к их действию. Законность, являющаяся основой, стержнем МПР.

 

90 Эффективность  действия механизма правового  регулирования, её критерии и факторы обеспечения

Эффективность МПР - это отношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Эффективность правового  регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых  являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения

 

91 Понятие и  признаки правовой нормы

Правовая норма  — это установленное или санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные отношения.

Основные признаки правовой нормы.

1. Общеобязательность. Норма  права - это государственно-властное  предписание (требование) закрепляющее  правило поведения обязательное  для всех субъектов вне зависимости  от особенностей их статуса  (социального и материального  положения, возраста, пола и т.д.).

2. Непосредственная связь  с государством. Устанавливается  или санкционируется государством, охраняется от нарушений и  обеспечивается мерами государственного  воздействия (в том числе, принудительного  характера).

3. Правило общего характера. Регулирует определенный вид общественных отношений; представляет собой общий, типовой вариант поведения людей; действует постоянно; направляет свое воздействие на неперсонифицированный круг субъектов.

4. Формально-юридическое  закрепление. Норма права излагается  в статье нормативно-правового  акта, который разрабатывается и  принимается компетентным государственным  органом в порядке, установленной  законом процедуры.

5. Микросистемность. Выступает  в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимообусловленных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

 

92 Логическая структура  правовой нормы

Юр. норма обладает логической структурой, кот. независимо от словестного  изложения позволяет ей выступать  в качестве общеобязательного правила поведения. Выделяют три эл-та: 1. гипотеза — указывает на условия, при кот. возникают права и обязанности и реализуется норма; 2. диспозиция — содержит само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения; 3. санкция — указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения деспозиции ПН. Модель: «если..., то..., иначе».

 

93 Классификация  норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные  нормы», которые направлены не на регулирование  отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

 

94 Соотношение  между нормой права и статьей  нормативного правового акта

Соотношение нормы  права и статьи нормативно-правового  акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и  системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению  к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе  права: служат их внешнему закреплению  и выражению. Между нормой и статьей  нет прямого, "зеркального" соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.

 

95 Понятие,  элементы и структурное строение  системы права

Система права  означает внутреннюю организацию права, связи между его основными  компонентами.

Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

Норма права — первичный и конечный структурный эл-т права. Она самостоятельно рег-ет какую-н одну сторону общественного отношения.

Институт права — это обособленная группа юр. норм, рег-щих общественные отн-ия конкретного вида.

Отрасль права — представляетсобой обособленную совокупность юр. норм, институтов, рег-щих однородные общественные отношения. Она хар-ется целостностью и автономностью. 

 

96 Предмет и  метод правового регулирования  как основания деления норм  права на отрасли

Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового  регулирования - это качественно  однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права, предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. Так, предметом регулирования трудового права являются трудовые отношения, и т.д.

Метод правового  регулирования представляет собой  совокупность приемов, способов воздействия  права на определенную область общественных отношений. Если предмет отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает,, как, каким образом регулируются данные отношения. Каждая отрасль права характеризуется определенным методом правового регулирования. В теоретическом плане различают два полярных метода правового регулирования. Во-первых, метод автономии, который применяется главным образом в сфере действия частного права и, во-вторых, авторитарный метод, имеющий сферу применения в публичном праве. Метод автономии предоставляет участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом, например, в сфере гражданского права. Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний.  Он распространен в административном,  уголовном праве.

 

97 Соотношение  системы права с системой законодательства  и правовой системой

Система права и система  законодательства соотносятся между  собой

как содержание и форма. Если понятие системы права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права — его содержание, то понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону — форму.

Между системой права  и системой законодательства имеются различия. Они наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме:

1. Система права является  невидимой, поскольку отражает  внутреннее строение права, а  система законодательства служит  видимой, внешней, формой системы  права.

2. Система права представляет собой совокупность Правовых норм, а система законодательства — совокупность нормативно-правовых актов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"