Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений уп-равомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
87 Типы правового регулирования
ТИП ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — используемый в отношении участников регулируемых отношений, способ соединения юридических дозволений и юридических запретов.
Два осн. типа ПР: 1. общедозволительный тип — в основе лежит общее дозволение и кот. строится по принципу «дозволенно всё, кроме прямо запрещённогов законе», т. е. лица вправе совершать любые действия, не попадающие в разряд запрещённых. Такой тип оег-ия, хар-ен для гражданско-правовых отношений. 2. Разрешительный тип — в основе лежит общий запрет «запрещенно всё, кроме прямо разрешённого», т. е. лица вправе совершать только действия, разр-ые в нормах права. Хар-ен отраслям, связ-ым с гос. упр-ем (адм. право).
88 Процесс правового
регулирования, его основные
Процесс рег-ия начинается с того, что для решения тех или иных задач издаётся НА, вступают в действиеюр. Нормы, кот. общим образом регламентируют общ. отношения. Затем не основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фактов у лиц возникают права и обязанности, т. е. правоотношения. И, наконец, достигается эффект правового рег-ия — права и обязанности реализуются.
Три осн. стадии МПР: 1. Стадия изм-ия нормы и её общего действия. 2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношения). 3. Стадия реализации прав и обязанностей.
Нередко возникает необходимость в особой, доп., факультативной стадии применения права. Эта стадия заключается в издании компетентным властным органом индивидуального акта, призванного облегчить процесс реализации.
89 Понятие и основные элементы механизма правового регулирования
МПР — это взятая в единстве с-ма правовых ср-тв, при помощи кот. обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
На каждой из стадий ПР исп-ются особые юр. ср-ва — эл.-ты МПР: норма права, НПА, юр. факт, правоотношение, акт применения права, акт реализации права.
Кроме указанных осн. эл-ов МПР особое значение в нем имеют правосознание, кот. пронизывает все его эл-ты, образует «субъективную среду» для их функ-ия, присоединяется к их действию. Законность, являющаяся основой, стержнем МПР.
90 Эффективность действия механизма правового регулирования, её критерии и факторы обеспечения
Эффективность МПР - это отношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения
91 Понятие и признаки правовой нормы
Правовая норма — это установленное или санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные отношения.
Основные признаки правовой нормы.
1. Общеобязательность. Норма
права - это государственно-властное
предписание (требование) закрепляющее
правило поведения
2. Непосредственная связь
с государством. Устанавливается
или санкционируется
3. Правило общего характера. Регулирует определенный вид общественных отношений; представляет собой общий, типовой вариант поведения людей; действует постоянно; направляет свое воздействие на неперсонифицированный круг субъектов.
4. Формально-юридическое
закрепление. Норма права
5. Микросистемность. Выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимообусловленных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.
92 Логическая структура правовой нормы
Юр. норма обладает логической структурой, кот. независимо от словестного изложения позволяет ей выступать в качестве общеобязательного правила поведения. Выделяют три эл-та: 1. гипотеза — указывает на условия, при кот. возникают права и обязанности и реализуется норма; 2. диспозиция — содержит само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения; 3. санкция — указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения деспозиции ПН. Модель: «если..., то..., иначе».
93 Классификация норм права
Существуют также «
94 Соотношение между нормой права и статьей нормативного правового акта
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства.
Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, "зеркального" соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.
95 Понятие,
элементы и структурное
Система права означает внутреннюю организацию права, связи между его основными компонентами.
Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.
Норма права — первичный и конечный структурный эл-т права. Она самостоятельно рег-ет какую-н одну сторону общественного отношения.
Институт права — это обособленная группа юр. норм, рег-щих общественные отн-ия конкретного вида.
Отрасль права — представляетсобой обособленную совокупность юр. норм, институтов, рег-щих однородные общественные отношения. Она хар-ется целостностью и автономностью.
96 Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли
Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права, предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. Так, предметом регулирования трудового права являются трудовые отношения, и т.д.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Если предмет отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает,, как, каким образом регулируются данные отношения. Каждая отрасль права характеризуется определенным методом правового регулирования. В теоретическом плане различают два полярных метода правового регулирования. Во-первых, метод автономии, который применяется главным образом в сфере действия частного права и, во-вторых, авторитарный метод, имеющий сферу применения в публичном праве. Метод автономии предоставляет участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом, например, в сфере гражданского права. Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний. Он распространен в административном, уголовном праве.
97 Соотношение
системы права с системой
Система права и система законодательства соотносятся между собой
как содержание и форма. Если понятие системы права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права — его содержание, то понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону — форму.
Между системой права и системой законодательства имеются различия. Они наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме:
1. Система права является
невидимой, поскольку отражает
внутреннее строение права, а
система законодательства
2. Система права представляет собой совокупность Правовых норм, а система законодательства — совокупность нормативно-правовых актов.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"