Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.

Работа содержит 1 файл

shpory_tgp.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

Недемократический режим характеризуется  отсутствием действительного участия  населения в осуществлении государственной  власти, сосредоточенностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки, всепроникающим и детальным государственным контролем материальной и духовной жизни общества, бюрократическим всевластием чиновничьего госаппарата по отношению к личности, верховенством государственной целесообразности над законностью и правом.

Среди недемократических режимов  различают авторитарный (например, режим военной хунты, партийно-государственной  номенклатуры) и тоталитарный (фашистский, коммунистический)

43 Правовой статус  личности: понятие, элементы и  виды

Правовой статус личности – определяется как юридзакрепленное положение  личности в обществе и государстве. Правовой статус личности вкл в себя всю совокупность прав, свобод, интересов человека и гражданина предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства.

Виды ПСЛ: 1) общий статус (конституионный) человека и гражданина. 2) специальный (родовой) статус определенный категорией граждан. 3) индивидуальный статус характеризует пол, возраст, семейное положение и т.д. 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством. 5) отраслевые правовые статусы (уголовн, гражд.). 6) физический статус лица.

44 Основные принципы  современной концепции прав человека

Согласно современной концепции  стержневым элементом, для признания  прав и свобод человека является достоинство  личности. Оно квалифицируется как  неотъемлемое свойство, так как присуще  “всем членам человеческой семьи  от рождения, определяет равенство их прав и свобод, поведение в отношении друг друга в духе братства” (ст. 1). Равенство прав и свобод означает, что каждый человек должен обладать ими “без какого бы то ни было различия” по признакам расы, пола, языка, религии, политических убеждений, социального положения, национальности, проживания на территории независимого государства, либо на подопечной или не самоуправляющей территории (ст. 2). Таким образом, конепция исходит из расширительного толкования прав и свобод человека как в субъектной, так и в территориальной сфере.

 

45 Природа и система  прав и свобод личности в  россии

46 Юридические гарантии  обеспечения правового статуса  личности

Гарантии правового статуса  личности традиционно подразделяются на общие и специальные юридические). К общим гарантиям относятся экономические, соц, политические и иные условия реализации прав и свобод. Специальные (юридические) гарантии являются правовыми формами, обеспечивающими механизмы реализации прав и свобод, создающие процессуальные формы охраны и защиты правового статуса личности от любых нарушений. К юридическим грантиям относятся прежде всего создание и развитие системы конституционного контроля , конституционного правосудия.

47 Понятие, структура  и функции политической системы

Политическая  система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Структура политической системы означает, из каких элементов состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы'.

1) политическая  организация общества, включающая  в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое  сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической  власти и политической системы

3) социально-политические  и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) Политические  отношения, складывающиеся между  элементами системы по поводу  политической власти;

5) Политическая  практика, состоящая из политической  деятельности и совокупного политического опыта.

Обычно выделяют следующие  политические системы: открытые — закрытые; стабильные — нестабильные; демократические, авторитарные, тоталитарные; унитарные, федеративные, конфедеративные.

 

48 государство в политической  системе общества

Государство является центральным  элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без  государства не может быть и по-литической системы. Место и роль государства  в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъ-ектами политической системы. Государство – центральный элемент политической системы (политическая система общества появляется только вместе с государством). Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в  политической системе:

– универсальность государственной  власти (государство – организация, объединяющая все общество в целом);

– обладает монополией на государственное  принуждение;

– создает правовую основу организации  и деятельности для других элементов  политической системы, для их формирования;

– обладает монополией на налоги и  в руках государственной власти сосредоточен бюджет;

– обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти;

– прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности (государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы);

– обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

49 нормативная основа  политической системы общества

нормативная основа выступает в  качестве важнейшей формы регулирования  политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов:- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;- политические традиции;- политические обычаи;- принципы и нормы морали (нравственности). В нормативной основе политической системы общества особое место занимают нормы морали (нравственности). Предъявляя к участникам отношений более широкие требования, чем другие социальные нормы, они тем самым возлагают дополнительные обязанности на субъектов политических отношений.

50 конституционный суд  в политической системе общества

Для политической системы особенно важен конституционный суд. Он имеет  право рассматривать любые законы или их применение, указы и распоряжения на соответствие конституции. Если этого  не делать, то правительство, местные органы могут своими распоряжениями фактически отменять или изменять в определённых частях главный закон страны. Конституционный Суд России осуществляет судебную власть путем рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов; рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики и дачи заключений в установленных законом случаях. Схожим, по существу, путем осуществляется судебная власть конституционными судами и других стран.

51 понятие виды и  функции политических партий

Политическая партия - активная и  организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной  властью или решающим образом  повлиять на ее осуществление.

Вследствие огромного многообразия политических партий в политической науке существуют различные их классификации. Наиболее распространенными являются следующие:1. По целям выделяют партии избирательных компаний и парламентские партии.Партии избирательных кампаний ограничивают свою деятельность организацией и проведением избирательной кампании кандидата.Парламентские партии выполняют три основные функции:организация избирательной кампании;контроль за деятельностью партийной фракции в парламенте;формирование правительства, вплоть до определения кандидатуры премьер-министра2. По типу связи гражданина с партией партии разделяют на кадровые и массовые. Их сравнительная характеристика приведена в таблице3. По идеологии общепринятым является деление партий на левые, правые и центр.

ФУНКЦИИ партий: 1) посредническая, 2) представление  интересов, 3) объединение граждан, 4) электрольная (выборы), 5) функции политического  образвания граждан, 6) осуществление  власти.

52 политическая система  РФ и основные направления её совершенствования

Политическая система РФ базируется на демократических принципах: действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; в Конституции закреплены идейный и политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

Президент занимает центральное место  в системе органов власти РФ. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. В ряде случаев президент может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти.

Как глава государства президент  является гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод граждан

Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации. Государственная Дума, избираемая всеобщим голосованием на 4 года, состоит из 450 депутатов. Её основная функция — принятие законов Российской Федерации

 

53 понятие, принципы  и условия формирования и жизнедеятельности  гражданского общества

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимыми от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с гос-вом развитые правовые отношения. Принципы гражданского общества:

  • равенство  прав и свобод граждан.
  • гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;
  • экономическая независимость индивидов;
  • гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
  • свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
  • обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;
  • свобода создания и деятельности средств массовой информации;
  • существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.

Условия формирования граждаснкого общества:

1. Осуществление разгосударствления  собственности, так как экономическая  самоорганизация и экономическая  самостоятельность возможны только  на основе частной собственности. 

2. Средний класс - как  многочисленная социальная группа.

3. Становление культуры гражданской ответственности и гражданской инициативы.

4. Гражданское общество  не может нормально функционировать  без соответствующей нормативно - правовой базы.

 

 

54 взаимные обязанности  государства и граждан в гражданском  обществе

Вгражданском обществе должен действовать принцип взаимной ответственности и 
обязанности государства и граждан. Этот принцип означает, что государство иегограждане являются равными субъектами права и все их отношения строятся именно направе.Взаимные права порождают и взаимные обязанности. Граждане, равно как и государство, должны выполнять определённые обязанности друг перед другом. Например, все граждане обязаны платить налоги, а государство в свою очередь, обязано предоставлять определённый набор государственных услуг, таких как, защита от внешних врагов, обеспечение правопорядка, пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское обеспечение и другие.

 

55 конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества

В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм проявления конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование.  
 
По классическому правовому определению конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм – это форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В такой интерпретации конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, где отношения между государством и гражданским обществом регламентируются правовыми нормами. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное правительство, разделение и объемы полномочий разных ветвей власти и гарантии прав граждан.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"