Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.
Недемократический режим характеризуется
отсутствием действительного
Среди недемократических режимов различают авторитарный (например, режим военной хунты, партийно-государственной номенклатуры) и тоталитарный (фашистский, коммунистический)
43 Правовой статус личности: понятие, элементы и виды
Правовой статус личности – определяется как юридзакрепленное положение личности в обществе и государстве. Правовой статус личности вкл в себя всю совокупность прав, свобод, интересов человека и гражданина предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства.
Виды ПСЛ: 1) общий статус (конституионный) человека и гражданина. 2) специальный (родовой) статус определенный категорией граждан. 3) индивидуальный статус характеризует пол, возраст, семейное положение и т.д. 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством. 5) отраслевые правовые статусы (уголовн, гражд.). 6) физический статус лица.
44 Основные принципы современной концепции прав человека
Согласно современной
45 Природа и система прав и свобод личности в россии
46 Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности
Гарантии правового статуса
личности традиционно подразделяются
на общие и специальные
47 Понятие, структура и функции политической системы
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Структура политической системы означает, из каких элементов состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы'.
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политическое
сознание, характеризующее
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) Политические
отношения, складывающиеся
5) Политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Обычно выделяют следующие политические системы: открытые — закрытые; стабильные — нестабильные; демократические, авторитарные, тоталитарные; унитарные, федеративные, конфедеративные.
48 государство в политической системе общества
Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и по-литической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъ-ектами политической системы. Государство – центральный элемент политической системы (политическая система общества появляется только вместе с государством). Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
Черты государства, определяющие его положение в политической системе:
– универсальность
– обладает монополией на государственное принуждение;
– создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования;
– обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет;
– обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти;
– прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности (государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы);
– обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
49 нормативная основа политической системы общества
нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов:- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;- политические традиции;- политические обычаи;- принципы и нормы морали (нравственности). В нормативной основе политической системы общества особое место занимают нормы морали (нравственности). Предъявляя к участникам отношений более широкие требования, чем другие социальные нормы, они тем самым возлагают дополнительные обязанности на субъектов политических отношений.
50 конституционный суд
в политической системе
Для политической системы особенно
важен конституционный суд. Он имеет
право рассматривать любые
51 понятие виды и функции политических партий
Политическая партия - активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом повлиять на ее осуществление.
Вследствие огромного
ФУНКЦИИ партий: 1) посредническая, 2) представление интересов, 3) объединение граждан, 4) электрольная (выборы), 5) функции политического образвания граждан, 6) осуществление власти.
52 политическая система РФ и основные направления её совершенствования
Политическая система РФ базируется на демократических принципах: действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; в Конституции закреплены идейный и политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.
Президент занимает центральное место в системе органов власти РФ. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. В ряде случаев президент может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти.
Как глава государства президент является гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод граждан
Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации. Государственная Дума, избираемая всеобщим голосованием на 4 года, состоит из 450 депутатов. Её основная функция — принятие законов Российской Федерации
53 понятие, принципы
и условия формирования и
Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимыми от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с гос-вом развитые правовые отношения. Принципы гражданского общества:
Условия формирования граждаснкого общества:
54 взаимные обязанности
государства и граждан в
Вгражданском обществе должен
действовать принцип взаимной ответственности
и
обязанности государства и граждан. Этот
принцип означает, что государство иегограждане
являются равными субъектами права и все
их отношения строятся именно направе.Взаимные
права порождают и взаимные обязанности.
Граждане, равно как и государство, должны
выполнять определённые обязанности друг
перед другом. Например, все граждане обязаны
платить налоги, а государство в свою очередь,
обязано предоставлять определённый набор
государственных услуг, таких как, защита
от внешних врагов, обеспечение правопорядка,
пенсионное обеспечение, социальное страхование,
медицинское обеспечение и другие.
55 конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества
В силу длительной эволюции и разнообразия
конкретных форм проявления конституционализм
как режим отношений государства и гражданского
общества имеет различное толкование.
По классическому правовому определению
конституционализм, как и парламентаризм,
и абсолютизм, представляет собой конкретную
форму правления. Абсолютизм – это форма
государства, в котором вся полнота власти
сосредоточена у монарха. В такой интерпретации
конституционализм противостоит абсолютизму
как форма правового государства, где
отношения между государством и гражданским
обществом регламентируются правовыми
нормами. Формально-правовая сторона конституционализма
означает наличие в обществе основного
закона государства (конституции), определяющего
народное правительство, разделение и
объемы полномочий разных ветвей власти
и гарантии прав граждан.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"