Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.

Работа содержит 1 файл

shpory_tgp.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина - наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). 

 

126 Виды толкования  норм права по объему

По объему толкование может быть буквальным, распространительным  и ограничительным.

Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта (буква закона и дух закона (смысл) полностью совпадают). Такое толкование можно назвать адекватным.

Распространительное (расширительное) толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т.е. расширяется смысл нормы права до желаемого или действительного содержания (дух закона шире буквы закона). Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста.

Ограничительное толкование - это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения.

 

127 акты толкования  норм права: понятие, особенности  и виды

Акт толкования права - это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Сущ-ет две разновидности интерпретационных актов.

1. Основанные на правотворческих полномочиях данного органа. К ним относятся акты аутентического и легального толкования. 2. Интерпретационные акты правоприменения.

 

128 правовое  сознание: понятие, виды. Функции

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления.

  • Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое — правосознание обширных масс людей.
  • Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Ф-ции: Позновательная — реализуется в интелектуальной (мыслительной) деят-ти субъекта, результатом кот. является определенная совокупность юр. знаний. Оценочная — проявляется в эмоцианальном отношении субъекта к различным правовым явлениям на основе опыта и правовой практики. Регулятивная ф-ция — осущ-ется посредством правовых установок и ценностно-правовых ореинтаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности, рез-ом чего является правомерное или противоправное проведение.

 

129 Правовая  культура: понятие, структура и  функции

Правовая культура — совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов.

Правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных  элементов:

1)             уровень правосознания в обществе, т.е. степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами.

2)             режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права.

Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфических функций — познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества.

Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. 

Правосоциализаторская функция правовой культуры может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. 

Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. 

 

130 Правовой нигилизм: понятие сущность и формы проявления

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ (от лат. nihil -ничего) - одна из форм правосознания и социального поведения (личности,, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Формы проявления: 1. Прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативно - правовых актов. 2. Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний. 3. Издание противоречивых, параллельных или взаимоисключающих правовых актов. 4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью. 5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. 6. Нарушения основных прав человека. 7. Теоретическая форма правового нигилизма. 

 

131 правовое воспитание личности: понятие, задачи, система

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Система правового  воспитания — это совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию. В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты (органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность), объекты (воспитываемые отдельные граждане или группы населения), совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов. Система правовоспитания охватывает, с одной стороны, различные категории воспитываемых граждан, с другой — деятельность государственных органов по осуществлению правовоспитательной функции. Для одних из них эта функция является основной, главной (юридические факультеты и вузы, Академия и школы МВД, юридические техникумы, народные университеты и факультеты правовых знаний и т.п.), для других — только одной из функций (Советы народных депутатов, суд, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и т.п.).

 

132 понятие  законности, гарантии и методы её обеспечения

Законность —  это режим точного и неуклонного  исполнения и соблюдения требований законодательства всеми субъектами права.

Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:

  1. Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д.). Безработица также является «резервом» преступности.
  2. Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.
  3. Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.
  4. Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).

Специальные гарантии законности

Специальные гарантии законности — юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту). Это может быть дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство также должно отвечать требованиям времени. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, то есть осуществляется по вертикали (контроль прокуратуры за милицией). Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Адвокатура также играет немаловажную роль в укреплении законности.

 Методы обеспечения  законности: 1. Убеждение.2. Принуждение.

 

133 законность и дисциплина. Виды дисциплины

Законность и дисциплина — основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотделимы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обусловливается рамками закона. законность и дисциплина — это обязательные черты правового государства, совокупность форм и методов государственного управления, которые находят свое внешнее отображение в действующем законодательстве и с помощью которых государство регулирует взаимоотношения в обществе, достигается состояние законопослушного поведения объектов управления. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности. С др.стороны законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, а дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Законность, следовательно, можно рассматривать как составную  часть, ядро дисциплины. То есть, если результатом  дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности - порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественного порядка. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную(служебная, воинская, финансовая, налоговая и т.д), трудовую, учебную, партийную и т. п.

Виды: 1) Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых - орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.

2) Трудовая дисциплина сопряжена с соблюдением правил внутреннего распорядка, правил по технике безопасности, технологических и иных правил, а также исполнения конкретных разовых приказов и распоряжений руководителей трудового процесса.

 

134 понятие  правопорядка

Правопорядок — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования. Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"