Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.
3. В системе права
нормы права логически
4. Система права складывается из отраслей права, которые имеют свой предмет и метод правового регулирования, а система законодательства включает отрасли законодательства, у которых отсутствует метод регулирования, а предмет регулирования не всегда однороден, как у отраслей права.
5. Система права имеет только отраслевое, горизонтальное строение, а система законодательства может иметь строение и горизонтальное (отраслевое), и вертикальное (иерархическое). В федеративных государствах существует законодательство
федерации и законодательство ее субъектов (вертикальное строение).
6. Первичный элемент
системы права — норма права
со своей структурой: гипотеза, диспозиция,
санкция, а первичный элемент
системы законодательства —
7. Система права формируется объективно, в соответствии с существующими общественными отношениями, а система законодательства создаётся в результате целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов и потому включает субъективный момент.
98 Тенденции
развития системы права и
В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие.
1. Процесс постепенного
накопления нормативного
2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм.
3. Возможное
развитие системы права в
Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом.
1. Приведение
всего законодательного
2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др.
3. Становление
новой структуры
99 Понятие и виды правовых институтов
ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ- система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства
По связи с элементами системы права правовые институты делятся на
- отраслевые - состоят из норм одной отрасли права;
- комплексные - состоят из норм различных отраслей права.
По функциям права:
- регулятивные - проводят регулятивную функцию права;
- охранительные - проводят охранительную функцию права.
По способу обособления юридических норм:
- предметные - относятся
к одному предмету
- функциональные - обеспечивают "сквозное" регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений.
100 публичное право и частное право
101 Правотворчество: понятие, принципы, виды
Правотворчество — это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.
Принципы правотворчества:
1. Демократизм
правотворчества предполагает
2. Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.
3. Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к такого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.
4. Законность
правотворчества предполагает
5. Научный характер
правотворчества предполагает
6. Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого корректируется работа правотворческих органов.
7. Своевременность
правотворчертва предполагает
В Российской Федерации, учитывая субъектный состав органов правотворчества, выделяют три вида правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общественных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).
Правотворчество государственных органов - это деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в структуре аппарата государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента,, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий), результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.
Референдум проводится
по наиболее важным вопросам государственной
и общественной жизни. С его помощью
народ осуществляет свою власть непосредственно.
Итоги референдума
102 Понятие и стадии законотворчества в РФ
Законотворчество - это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права
1. Законодательная инициатива
— право компетентных
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ;Совет Федерации;члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ;Высший Арбитражный Суд РФ.
2. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.
3. Принятие закона. Федеральные
законы принимаются
4. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после их подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечение десяти дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.
103 Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Современная
юриспруденция знает и использует в основном
три вида (способа) систематизации - инкорпорацию,
консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация -
это вид (способ) систематизации, при котором
нормативно-правовые акты подвергаются
только внешней обработке (или вообще
не подвергаются) и размещаются в определенном
порядке - алфавитном, хронологическом,
систематическом (предметном) в единых
сборниках и других изданиях.
Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
104 Понятие
и виды инкорпорации
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
1. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на:
2. По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на
В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания.
В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"