Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.

Работа содержит 1 файл

shpory_tgp.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

30 Функции государства  : понятие содержание и классификация

Функции гос-ва – основные направления  деятельности государства в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соц значение. Классификация: 1) по соц значимости: -основные(наиболее общие важнейшие нпрвления деятельности государства по осущ коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в опред исторический период), -неосновные(выполнение задач в более узкой, конкретной сфере). 2) по продолжительности : -постоянные, -временные. 3)по сфере гос деятельности: -внутренние(это основные направления деятельности госудрств по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.экономическая, соц, экологическая, правоохранительня) –внешние(это основные направления деятельности государства по  выполнению стоящих перед ним внешних задач. Функция обороны страны,поддержания мирового порядка, сотрудничество с др государствами)

31 Характеристика основных  внутренних функций РФ

Внутренние функции это основные направления деятельности государства  по выполнению стоящих перед ним  внутренних задач. К внутренним функциям можно отнести: 1)функция охраны прав и свобод человека и гражданина, беспечение правопорядка(деятельность государства направленная на защиту интересов личности и общества)). 2)экономическая функция (важный вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах гос управления экономическими отношениями) 3)функция налогообложения (налоги- главный метод новой системы управления, универсальный регулятор, который используется не только в экономической сфере, но и в соц, юридической и др). 4)функция соц защиты (т.е. обеспечение нормальных условий жизни для тех граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться). 5) экологическая функция (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования берет на себя обязанности перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания). 6)культурная функция (разносторонняя гос поддержка развития культуры, литературы, театры, кино и т.д.

32 характеристика основных внешних функций РФ

Внешние функции – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним функциям относят: 1) функция обороны страны (т.е. поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности). 2) функция поддержания мирового порядка (деятельность государства по предотвращению войны, разоружению и т.д., участию в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов). 3) функция сотрудничества с другими государствами (разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных, и др отношений).

33 Формы и методы  осуществления функций государства

Формы осуществления представляют собой деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства: правовые и не правовые. Правовые: -правотворческая деятельность (подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация др функций государства невозможна),–правоприменительная (гос деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права), -правоохранительная (гос деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а так же в применении принудительных мер к их нарушителям). Неправовые: -организационно-регламентская деятельность (деятельность соответствующих органов, связанная с организацией функционирования органов государства –подготовка документов). –организационно-хозяйственная работа раскрывается через хоз деятельность и оперативно-техническую деятельность – работа связанная с составлением отчетов, статистикой и т.д. –организационно –идеалогическая (т.е воспитательная деятельность, связанная с формированием обществ мнения).

Методы осуществления функций: 1) Убеждение –субъект воздействует на общественное индивидуальное сознание, способствует его формированию в  форме обоснования, объяснения, внушения. 2) Принуждение –призвание обеспечить исполнение правил поведения осредством определения мер (пресечения, предупреждения, ответственности) т.е. возможность применения силы. 3) Стимулирование – это побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными.

34 тенденция развития  функций современного российского  государства

35 Механизм государства:  понятие и структура.

Механизм государства – это  целостная иерархическая система  гос органов и учреждений, практически  осуществляющих гос власть, задачи и функции государства. Структура механизма государства включает в себя:– государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;– государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономик, образования, здравоохранения, культуры, науки;– государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;– организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

36 Понятие и виды  государственных органов

Государственный орган -то звено механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Классификация государственных  органов:1) способу возникновения: – первичные (не создаются другими органами, возникают либо в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей);– производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями); 2)о характеру выполняемых задач (в соответствии с принципом разделения властей) (представительные (законодательные), исполнительные, судебные);– по структуре (способу) организации: – простые (не имеют внутреннего подразделения); – сложные (обладают структурой);4) объему властных полномочий:– высшие (наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства);– местные (функционируют в административных единицах, их полномочия распространяются только на эти регионы);5)о широте компетенции:– общей компетенции (правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства);– специальной компетенции (специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности);– по порядку осуществления компетенции (коллегиальные, единоличные);– выборные и назначаемые.

37 Принципы организации  и деятельности государственного  аппарата

1) Законность (механизм государства  действует на основе закона, норм  права).2) Профессионализм (каждый  элемент механизма государства  и сотрудник аппарата более  ничем не занимается, как только профессиональным выполнением функций государства).3) Разделение полномочий и компетенции между различными элементами механизма государства (государственные органы выполняют каждый свою задачу, которая вытекает из общей задачи государственного аппарата – реализации функций государства).4) Сочетание коллегиальности и единоначалия (государственный аппарат и государственные органы имеют многообразные формы (коллегиальная деятельность, единоличное принятие решений)). 5) Иерархичность и системность (государственный аппарат – сложная система, в которой органы государства выступают как взаимосвязанные и взаимозависимые элементы единого целого). 6) Демократизм и представительство интересов народа или отдельных его частей, широкое участие в управлении народа.7) Гласность (государственный аппарат как внешний выразитель воли государства как публичной властной организации, действует, как правило, открыто).8) Разделение властей.     

38 Бюрократия и бюрократизм  в государственном управлении

 

39 Форма (устройство) государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание.

Форма  Г — это  способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму  государственного устройства и политический режим.Элементами формы  Г выступают:1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенности формы правления  Г подразделяются на монархические и республиканские);2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства  Г делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приеме государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

40 Форма государственного  правления: понятие, основные  виды

Форма государственного правления — это элемент формы  государства, характеризующий организацию  верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.По формам правления  Г подразделяются на монархии и республики.

Признаки  монархии:1) власть передается по наследству;2) Осуществляется бессрочно;3) не зависит от населения.Мнархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета  Г является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы  Г (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки  республики:1)выборность власти;2)Прочность;3)Зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (СШA, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент -

41 Форма государственного (территориального)устройства: понятие, разновидности

Форма национально-государственного и административно-территориального устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего  Г с органами его составных частей.

Различают следующие  формы'.1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем  существует единая система высших органов  и единая система законодательства, как, например, в Польше, Франции);2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу);3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией. которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Появилась новая  форма ассоциированного государственною  объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

42 Форма государственного политического режимы: понятие, исторические аспекты и критерии классификации.

Форма государственного (политического) режима - это способ реализации государственной  власти, проявляющийся в том, кем  и каким образом она осуществляется.

Основные виды государственных режимов:

а) демократический;

6) недемократический.

Демократический режим характеризуется  реальным участием населения в осуществлении  государственной власти через представительную и непосредственную формы демократии, ее институты, политическим курсом государства на предоставление гражданам широкого спектра реальных экономических, политических, личных прав и свобод, связанных с предпринимательством, свободой договоров, торговли, плюралистическим характером политической системы, идеологическим плюрализмом, защищенностью личности правоохранительной системой от чиновничьего произвола, беззакония.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"