Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.
1. Нормативный-правовой акт 2. Судебный прецедент 3. Правовой обычай 4. Принцип права 5. Правовая доктрина 6. Нормативный договор 7. Деловое обыкновение
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права. С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права.
Источник права в
формальном (юридическом) смысле — это
способ закрепления и существования норм
права. В теории выделяются следующие
источники права в формальном смысле: естественное
право; нормативный
правовой акт; нормативный
договор; правовой прецедент (судебный или админи
78 нормативный
правовой акт – важнейший
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ - письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Является основным источником права в РФ.
Важнейшим св-вом НПА явл. наличие юр. силы, кот. проявляется в обязательности исп-ия предписаний, содержащихся в НПА-е, в обеспеченности возможностью применения гос-го прнуждения и в их иерархии.
Виды: по предмету рег-ия: акты, рег-ие уголовно-правовые отн-я; акты, рег-ие гражданско-правовые отн-я, акты, рег-ие адм-правовые отн-я.
По субъекту издания: акты органов гос-ва ; санкционнированые гос-ом, акты общ-ых организаций; акты органов самоупр-ия; акты непосредственного волеизъявления народа(референдум).
По юр. силе: законы; подзаконные нормативные акты.
79 Правовой прецедент: его недостатки и достоинства
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.
Достоинства: Во-первых, это стабильность правовых позиций при их постепенном эволюционировании. Во-вторых, прецедентный подход позволяет судебной власти занять достойное место в системе разделения властей, существующей в демократическом обществе. В-третьих, прецедентная система позволяет существенно снизить влияние на судей различных внешних факторов - административного давления, коррупции и т.п.
Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:
80 Особенности
нормативно-правового договора
Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.
Нормативные договоры
обязательны для
Правовая база
нормативных договоров
В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.
Нормативные договоры
заключаются в публичных
Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.
81 Закон: понятие, признаки, виды
Закон - это акт верховной власти в государстве, обладающий высшей юридической силой. Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:
- обладание высшей
юридической силой. Это
- по своему источнику закон - акт, непосредственно выражающий общую государственную волю;
- по своему содержанию закон - правовой акт, посвященный основным вопросам жизни государства;
- по своему
значению закон - это правовой
акт первичного характера, т.к.
- это правовой акт, который принимается в особом порядке.
Классификация законов может производиться по различным основаниям:
- по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);
- по субъектам
законотворчества (принятие в результате
референдума или органом,
- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);
- по внешней форме выражения
(конституция, кодекс, постановление,
положение, регламент, устав,
82 Подзаконные акты, их признаки и виды
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный акт принимаются на основании и во исполнение законов.
Характерными
признаками подзаконных актов является то, что они:
1) принимаются на основе закона, 2) принимаются
во исполнение закона, 3) не могут противоречить
закону.
Классификация подзаконных актов Российской
Федерации в порядке убывания юридической
силы выглядит следующим образом: указы
Президента; постановления Правительства;
акты министерств и ведомств: приказы,
инструкции, положения, указания, уставы,
решения коллегий и др.; акты исполнительных
органов субъектов РФ: указы Президентов
(в республиках); постановления глав администраций
(в иных субъектах); приказы, инструкции
руководителей подразделений соответствующих
администраций; акты органов местного
самоуправления; локальные нормативно-правовые
акты: акты руководителей предприятий,
учреждений и организаций
83 Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Действие
во времени определяется моментами вступления
нормативного акта в силу и утраты им юридической
силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать
в силу.
а) с
момента принятия;
б) со
времени, указанного в самом нормативном
акте или в специальном акте о введении
его в действие (таким временем может быть
момент опубликования);
в) по
истечении нормативно установленного
срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит
вследствие:
а) истечения
срока, заранее установленного в самом
нормативном акте;
б) прямой
официальной отмены действующего нормативно-правового
акта;
в) замены
одного нормативно-правового акта другим
актом, устанавливающим новые правила
регулирования той же социальной сферы.
В
пространстве нормативно-правовые акты
в зависимости от своего вида могут действовать
трояким образом:
а) распространяться
на всю территорию государства;
б) действовать
лишь на какой-то точно определенной части
страны;
в) предназначаться
для действия за пределами государства,
хотя в соответствии с принципами государственного
суверенитета общее правило таково, что
законы того или иного государства действуют
лишь на его территории.
Действие
нормативно-правового акта по кругу лиц
подчиняется общему правилу: он распространяется
на всех лиц, находящихся на территории
его действия и являющихся его адресатами.
Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные
граждане и лица без гражданства не могут
быть субъектами ряда правоотношений
(например, быть судьями, состоять на службе
в Вооруженных Силах России);
б) иностранные
граждане, наделенные дипломатическим
иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности,
не несут уголовной и административной
ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые
нормативно-правовые акты Российской
Федерации распространяют свое действие
и на тех граждан России, которые находятся
за ее пределами (например, Закон о гражданстве,
Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет
свое действие тот или иной нормативно-правовой
акт, может определяться также по признаку
пола, по возрасту (несовершеннолетние),
по профессиональной принадлежности (например,
военнослужащие), по состоянию здоровья
(инвалиды) и др.
84 Правовое воздействие
и правовое регулирование
Правовое воздействие — действие права и в качестве нормативного, общеобязательного регулятора и в качестве идеологического, воспитательного института.
Правовое регулирование — воздействие на общественноые отношения, на поведение любей, осуществляемое при помощи права, всей с-мы правовых ср-тв.
Своеобразие правового регулирования в том, что оно 1. явл. разновидностью соц. регулирования, имеющего целенаправленный, организованный, результативный хар-ер. 2. осущ-ется при помощи целостной с-мы ср-в, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов). Т.о. для правового рег-ия, в отличии от общего идеологического воздействия права, хар-но то, что оно всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма.
85 Предмет правового регулирования
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (англ. subjects of legal regulation) - в теории права общественные отношения, регулируемыенормами права, включающие: а) субъектов этих отношений, их поведение (действия и бездействие); б) объекты, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и по поводу которых совершают иные волевые действия (предметы, явления окружающего мира); в) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов.
Предмет правового рег-ия: 1. отношения по обмену ценностями (мат. И немат.). 2. отношения по властному управлению обществом. 3. отношения по обеспечению правопорядка.
86 методы
и способы правового
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"