Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.

Работа содержит 1 файл

shpory_tgp.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

1. Нормативный-правовой акт  2. Судебный прецедент 3. Правовой  обычай 4. Принцип права 5. Правовая  доктрина 6. Нормативный договор  7. Деловое обыкновение

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права. С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права.

 

  1. ормы (источники) права в юрдическом смысле: понятие разновидности.

Источник права в  формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле: естественное право; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай; религиозные догмы; правовая доктрина; принцип права; правосознание

 

78 нормативный  правовой акт – важнейший источник права РФ

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ - письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Является основным источником права в РФ.

Признаки нормативных правовых актов: нормативный характер; это правовой акт; является результатом правотворчества; общеобязательность; оформление в виде официального документа; определённый порядок группировки правовых норм


 Важнейшим св-вом НПА явл. наличие юр. силы, кот. проявляется в обязательности исп-ия предписаний, содержащихся в НПА-е, в обеспеченности возможностью применения гос-го прнуждения и в их иерархии.

Виды: по предмету рег-ия: акты, рег-ие уголовно-правовые отн-я; акты, рег-ие гражданско-правовые отн-я, акты, рег-ие адм-правовые отн-я.

По субъекту издания: акты органов гос-ва ; санкционнированые гос-ом, акты общ-ых организаций; акты органов самоупр-ия; акты непосредственного волеизъявления народа(референдум).

По юр. силе: законы; подзаконные нормативные акты.

 

79 Правовой  прецедент: его недостатки  и  достоинства

Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.

Достоинства: Во-первых, это стабильность правовых позиций при их постепенном эволюционировании. Во-вторых, прецедентный подход позволяет судебной власти занять достойное место в системе разделения властей, существующей в демократическом обществе. В-третьих, прецедентная система позволяет существенно снизить влияние на судей различных внешних факторов - административного давления, коррупции и т.п.

  1. прецедент — это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
  2. прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;
  3. прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право  страдает и недостатками. Вот они:

  1. прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;
  2. прецедент допускает возможность произвола;
  3. объем действия прецедента не определен.

 

80 Особенности  нормативно-правового договора как  источника права

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного  и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Правовая база нормативных договоров находится  в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном  договоре всегда предполагается участие  государственного органа. Чем более  высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение  не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

 

81 Закон: понятие,  признаки, виды

Закон - это акт  верховной власти в государстве,  обладающий высшей юридической силой.  Закон имеет следующие признаки,  отличающие его от нормативных правовых актов:

- обладание высшей  юридической силой. Это означает, что закону должны соответствовать  все другие правовые акты;

- по своему  источнику закон - акт, непосредственно выражающий общую государственную волю;

- по своему  содержанию закон - правовой акт,  посвященный основным вопросам  жизни государства;

- по своему  значению закон - это правовой  акт первичного характера, т.к.  в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

- это правовой  акт, который принимается в  особом порядке.

Классификация законов может производиться  по различным основаниям:

- по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);

- по субъектам  законотворчества (принятие в результате  референдума или органом, соответствующей  государственной власти);

- по сфере  действия (федеральные и субъектов  федерации);

- по отраслевой  принадлежности (содержащие нормы  конституционного, административного,  гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

- по внешней форме выражения  (конституция, кодекс, постановление,  положение, регламент, устав, закон).

 

 

82 Подзаконные акты, их  признаки и виды

Подзаконные акты - это  изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические  нормы.

Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую  силу, чем закон. Подзаконный акт принимаются на основании и во исполнение законов.

Характерными  признаками подзаконных актов является то, что они: 1) принимаются на основе закона, 2) принимаются во исполнение закона, 3) не могут противоречить закону. 
 
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: указы Президента; постановления Правительства; акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.; акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций; акты органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций

 

83 Действие  нормативных правовых актов во  времени, пространстве и по  кругу лиц

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы. 
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу. 
а) с момента принятия; 
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования); 
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.  
Утрата юридической силы происходит вследствие: 
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; 
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; 
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: 
а) распространяться на всю территорию государства; 
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; 
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: 
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); 
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; 
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс). 
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др. 

84 Правовое воздействие  и правовое регулирование общественных  отношений: понятие, общее и  особенное

Правовое воздействие — действие права и в качестве нормативного, общеобязательного регулятора и в качестве идеологического, воспитательного института.

Правовое регулирование — воздействие на общественноые отношения, на поведение любей, осуществляемое при помощи права, всей с-мы правовых ср-тв.

Своеобразие правового регулирования в том, что оно 1. явл. разновидностью соц. регулирования, имеющего целенаправленный, организованный, результативный хар-ер. 2. осущ-ется при помощи целостной с-мы ср-в, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов). Т.о. для правового рег-ия, в отличии от общего идеологического воздействия права, хар-но то, что оно всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма.

 

85 Предмет правового  регулирования

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (англ. subjects of legal regulation) - в теории права общественные отношения, регулируемыенормами права, включающие: а) субъектов этих отношений, их поведение (действия и бездействие); б) объекты, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и по поводу которых совершают иные волевые действия (предметы, явления окружающего мира); в) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов.

Предмет правового  рег-ия: 1. отношения по обмену ценностями (мат. И немат.). 2. отношения по властному  управлению обществом. 3. отношения  по обеспечению правопорядка.

 

86 методы  и способы правового регулирования

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"