Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.
Признаки:1.осуществляется только компетентными государственными органами (должностными лицами) или органами общественности по уполномочию государства.(мэрия); 2.имеет . гос-но-властный характер; 3.издание на основе норм права индивидуальных правовых предписаний. 4.осуществляется в строго установленном законом порядке.
необходимость в применении норм права:
1.когда предусмотренные юр. права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их гос.-властной деят-ти. (чтобы учиться в ВУЗе необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении). 2. когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. 3. когда юридические обязанности не исполняются добровольно.4. если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю
115 Стадии применения норм права
1. Правоприменительный процесс начинается с установления и исследования круга фактических обстоятельств дела. Факт. обстоятельства — это жизненые факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Например, при совершении преступления — это время, место, личность преступника и др. Установление фактических обстоятельств осущ-ется с помощью док-в. Док-ва — это сведения(данные) о факт-их обстоятельствах, зафиксированные в документах (показания свидетелей, протокол осмотра места происшествия и т. д.).
2.Выбор и анализ юр. норм — образует правовую основу едала и внешне проявляется в правовой квалификации(оценки)
3. Принятие решения компетентным органом и его документальное оформление — это главная, решающая стадия применения права. Именно в издании на основе нормы права, имеющего официальное значение индиведуального акта властного хар-ра (приговор суда, приказ рук-ля предприятия и т. д.), проявляется применение права в собственном смысле слова.
116 акты применения норм права: понятие виды
Акты применения права многообразны, их можно классифицировать по различным основаниям:
1. По субъектам принятия: А органов гос. власти, А органов гос. управления, А контрольно-надзорных органов, А судебных органов, А органов МСУ.
2. По способу принятия: коллегиальные, единоличные.
3. По хар-ру
волевого воздействия:
4. По значимости: основные, вспомогательные.
5. По форме: Акты-документы, акты-резолюции,устные акты
117 пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел в законодательстве — это отсутствие конкретного НА, необходимого для регламентации отношения, входящего в сферу правового рег-ия.
Они должны устраняться в процессе правотв-ва путем внесения изм-ий и дополнений или издания нового, более совершенного нормативного акта.
Способы преодоления: Аналогия закона — решение дела или отдельного юр. вопроса на основании закона, рег-его сходныеотношения.
Аналогия права — решение дела или отдельного юр. вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.
118 Юр
коллизии и способы их
Под
юридическими коллизиями понимаются:
расхождения либо противоречия между
отдельными нормативно-правовыми актами,
регулирующими одни и те же или смежные
общественные отношения. Кроме того, юридические
коллизии — это противоречия, которые
возникают именно в процессе правоприменения
и осуществления компетентными органами
и должностными лицами своих полномочий.
Вообще, в рамках теории государства
и права существует множество видов юридических
коллизий, однако все их можно разделить
на четыре основные группы:
1. Юридические коллизии, возникающие
между целыми нормативно-правовыми актами
или отдельными правовыми нормами.
2. Юридические коллизии, возникающие
в области правотворчества. К такого рода
юридическим коллизиям относятся бессистемность,
дублирование правовых норм, издание взаимоисключающих
нормативно-правовых актов.
3. Юридические коллизии, возникающие
в области правоприменения.
4. Юридические коллизии, возникающие
в полномочиях и статусах государственных
органов, должностных лиц, других властных
структур и образований.
Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий является следующие: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5. судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство; 6) систематизация законодательства.
119 юр практика: понятие, функции, структура
Юридическая практика – это юридически
значимая деятельность, которая направлена
на создание и реализацию юридических
актов, а также на обобщение и передачу
в связи с этим накопленного социального
и правового опыта.
Структура юридической практики:
1) юридическая деятельность – это динамическая
сторона юридической практики, элементами
которой являются:а) субъекты – это основные
носители правовых отношений;б) участники
– это отдельные лица, которые содействуют
субъектам в выполнении правовых действий
и операций;в) объекты – это то, на что
направлена юридическая практика;г) юридические
действия – это акты субъектов и участников
юридической практики, влекущие определенные
юридические последствия;д) юридические
операции – это операции, представляющие
собой совокупность взаимосвязанных юридических
действий;е) юридические средства – допускаемые
законом предметы и явления, с помощью
которых достигается необходимый результат
(общественные, специально-юридические,
технические);ж) юридический способ –
это достижения результата посредством
конкретных средств и при наличии соответствующих
условий и предпосылок юридической деятельности;з)
результат, который представляет собой
итог юридических действий и операций;
2) социально-правовой опыт –
это сторона, которая состоит из устоявшихся
предписаний, характеризующих социально
ценные и стабильные стороны конкретной
юридической деятельности.
Классификация юридической практики:1)в
зависимости от специфики юридической
деятельности:а) правотворческая;б) правореализационная;в)
интерпретационная;
2) в зависимости от субъекта:а)
законодательная;б) судебная;в) следственная;г)
нотариальная;д) налоговая и т.д.;
3) в зависимости от функционального
назначения:а) охранительная;б) регулятивная.
Функции юридической практики
– это основные и основанные на обобщенном
опыте направления совершенствования
юридической деятельности, права и социальной
действительности.
Виды функций юридической практики:
1) общесоциальные:а) гносеологическая;б)
сигнально-информационная;в) ориентирующая;
2) специально юридические:а)
прогностическая;б) правоконкретизирующая;в)
правообеспечительная;г) функция обновления
и корректировки права.
120 Юр техника: понятие, виды
Это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации, систематезации правовых актов, обеспечивающая их совершенство и эф-ое исп-ие.
Виды юридической техники:
а) Законодательная (правотворческая, нормотворческая) техника - это совокупность правил, приёмов, способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных актов.
Б) Техника систематизации законодательства (нормативных актов) предполагает использование таких способов его систематизации как учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация законодательства.
В) Техника правоприменительных (индивидуальных) актов связана с их надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи, время и место выдачи, подпись, печать и т.д.), наличием необходимого содержания (решение, фиксация юридического факта, соответствие терминологического стиля языку законодательства и т.д.).
121 Юр документы: понятие, виды значение в правовом регулировании
Юр. док-т является мат. Носителем пр. инф-ии. Представляет собой, кк правило, текстовый ПА на бум. носителе.
Св-ва юр. док-а: 1. официальность, исходит от уполномоченных лиц; 2. содержит инф-ию, имеющую юр. значение; 3. особое внешнее оформление(кто выдал, кому, о чем, реквизиты, подписи, печати); 4. сопутствует всем стадиям ПР.
Виды:
1. акты, содержащие
нормы права; 2.правоприменительные
акты(док-ы, содержащие индив-
122 средства юр техники: юр конструкции, правовые презумции, фикции, аксиомы, символы
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА — совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь. Юр.конструкция — своеобразноеи устойчивое построение прав, обязанностей,ответственности, их типовые схемы, модели, в кот. облекается «юр. материал». Правовая презумция — закрепленная в правовых нормах предположение о наличии или отсутствии опред. юр. фактов, основанное насвязи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом. Фикция — несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Правовая аксиома — положение, кот. принимается в юр. науке и законодательстве без док-тв, в силу его убедительности, истинности. Правовые символы — закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения опред-го юр. содержания.
123 понятие
и необходимость толкования
Толкование права — это интелектуально-волевая деят-ть по установлению подлинного содержания ПА в целях их реализации и совершенствования.
Толкование правовых норм является неотъемлемым эл-ом процесса реал-ии права. Правовая квалификация в правоприменительной деят-ти невозмодна без уяснения содержания юр. норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них.
НЕОБХОДИМОСТЬ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА — целевое использование интерпретационных средств в случаях, необходимых для обеспечения действенности осуществления права. Деятельность, связанная с толкованием права, вызывается следующими обстоятельствами:
1. Нормы права имеют общий и абстрактный характер.
2. Норма права регулирует
определенный вид отношения,
3. С гносеологической точки зрения норма права есть мысль (понятие, суждение) законодателя о должном и возможном поведении, облаченная в специфическую для нее языковую форму, т.е. выражена в виде терминов, словосочетаний, предложений.
4. В процессе конструирования
правовых норм законодатель
5. Необходимость толкования
нередко вызывается
124 Способы (приемы) толкования правовых норм
Приемы, способы и виды толкования:
При толковании правовой нормы следует установить: содержание правовой нормы; ее взаимоотношение с другими нормами и принципами права; связь нормы с другими общественными явлениями; действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. С этой целью используют следующие приемы и способы толкования:
Грамматическое толкование - для этого способа характерно использование правил грамматики того языка, на котором закон написан.
Систематическое толкование предполагает анализ текста конкретной статьи во взаимосвязи с текстами других статей данного нормативного акта, или других нормативных актов, которые связаны общим предметом. Устанавливается место правовой нормы в правовом институте, отрасли права, правовой системы в целом.
Исторический прием используется тогда, когда для уяснения смысла нормы важно знать те исторические обстоятельства, при которых данная норма была принята. На этой основе уясняются мотивы ее принятия, а также цель, на достижение которой она направлена.
Телеологическое толкование направлено на уяснение цели, которые ставил перед собой законодатель, принимая норму.
Логическое толкование означает использование приемов формальной логики для выявления структурных элементов самой правовой нормы. Анализируется соотношение объемов понятий, правильность суждений.
125 Виды толкования норм права по субъектам
Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.
Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.
Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса). Оно формально обязательно только для конкретного разрешения дела.
Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"