Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.
5. Теория насилия (государство возникает на основе насилия, которое бывает двух видов: внутреннее насилие (Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович)).
6. Психологическая (государство итог психологической потребности человека в общении) (Петражицкий).
В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.
Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.
Основные способы образования права : 1) правовой обычай – правило поведения, сложившиеся вследствие фактического его применения в течении длительного времени. 2) судебный прецедент – проведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах. 3) главным способом возникновения права является способ возникновения из нормативного акта (официальный письменный документ принимаемый уполномоченным органом устанавливает, изменяет или отменяет нормы права). 4) Религиозные тексты – свод религиозных норм которым государство придает общественную силу). 5) правовая доктрина
В отличаи от обычаев правовые нормы фиксируются в письменном виде, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Нормы права от обычаев отличаются и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего. Так же отличие состоит в том что обычаи создавались всем обществом, а прав только государством либо иными соц организациями и под их контролем.
1)теологическая – в основу теологического учения положен тезис о том что существует высший божественный закон, который составляет основу действующего права. 2)естественная – сторонники этой теории убеждены что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права присущие человеку от рождения. 3) историческая - Согласно взглядам сторонников исторической школы право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. 4) классовая – суть в том что право явилось на смену обычаям.
21 Признаки государства.
Плюрализм в понимании и
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Признаки государства: 1)наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязано обладать аппаратом управления, принуждения). 2) система налогов займов (необходимые для содержания гос аппарата, людей не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью). 3) территориальное деление население (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени). 4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимо в международных отношениях). 5) право (государство без права не существует, так как право юридически оформляет гос власть и делает её легитимной).
22 Классовое и общечеловеческое в сущности государства
Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности – это организация политической власти общества в лице экономически господствующего класса. Положения марксизма обедняли и искажали представление о государстве, так как были односторонними и содержали понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций.Марксистский подход к понятию государства отвергал все немарксистские учения о государстве, большинство из которых говорили о понятии государства как института социального компромисса и достижения общественного блага. Эти теории также являлись односторонними, так как признавали в государстве только общесоциальную, общечеловеческую сторону.
Общечеловеческое
23 Типология государств в формационном подходе
Этот подход разработан в рамках марксистской теории. Формационный : главным критерием выступает социально-экономические признаки. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий тип, феодальный тип, буржуазный, социалистический тип.
24 Цивилизационный подход к типологии государств и его трактовки
Цивилизационный : основные критерии – духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. В основе цивилизационного подхода лежит понятие "цивилизация"
Египетская цивилизация, Китайская, Западная, Православная, Иранская, Мексиканская цивилизация.
25 Государственная власть в системе властных институтов общества
Гос-ая власть возникает одновременно с Г и является его неотъемлемым атрибутом. Гос-ая власть √ это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов Г и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп. Важным признаком гос власти является то, что гос власть это социальная публичная власть √ важнейшая разновидность социальной власти. Будучи разновидностью социальной власти, гос власть обладает всеми признаками последней (социальная власть как неотьемлемый и необходимый элемент человеческого общества. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Соц власть √ это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общ-е отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и конторолируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности, властвующего субъекта √ рода, группы, класса, народа √ подчинять своей воле подвластных людей используя различные методы, в т.ч. метод принуждения). Гос власть имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность гос власти заключена в политической и классовой природе. В научной лит-ре термины ''гос власть'' и ''политическая власть'' отождествляются. Гос власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
26 Легализация и легитимация государственной власти
Легальность – юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам. Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Вопервых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Вовторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. Втретьих, законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).
– принятие власти населением страны, признание её права управлять соц процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях. уществует несколько форм легитимации государственной власти. Принято различать основные из них — традиционную, харизматическую и рациональную легитимацию.
Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Харизматическая легитимация (харизма — от греч. charisma — божественный дар, божественная милость) обусловлена особыми качествами выдающихся личностей. Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой этой власти.
27 Законодательная власть её первичный и представительный характер
Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям гос власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а так же наблюдения и контроля за исполнительной властью. Сосредоточена в одном гос органе – ПАРЛАМЕНТЕ. Принадлежит Федеральному собранию. Первичный, непосредственный характер законодательной власти связан с особым порядком формирования органов законодательной власти в ходе осуществления прямой демократии через выборы. Законодательная власть носит представительный характер, а потому называется еще представительной. Именно на основе выборов граждане передают своим депутатам «мандат», т. е. право представлять их интересы и осуществлять государственную власть. И только в этом смысле можно условно говорить о первичности парламента и других представительных органов в аппарате государства, их моральном приоритете и верховенстве.
28 Исполнительня власть её вторичный и подзаконный характер
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.
Исполнительная власть приналежит президенту и правительству
29 Судебная власть её независимый и третейский характер
судебная власть - это определенная
отрасль государственной
Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной власти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации. Независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, которая на основе права разрешает социальные конфликты, следит за соответствием нормативных и правоприменительных актов Конституции РФ и законам, а также устанавливает юридически значимые факты. Основной формой реализации судебной власти являются все разновидности правосудия.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"