Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

    Социальный  аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни  права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют "социальную среду действия права". К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль и т.п.

    Разумеется, все вышеперечисленные формы  правового воздействия пересекаются, взаимопереходят, между ними нет  и не может быть "китайской  стены". Специально-юридическое действие (правовое регулирование) включает в  себя необходимую для своей реализации часть информационно-психологического воздействия, неизбежно сопровождается воспитательными и социальными процессами. Точно так же каждый иной вид правового воздействия в определенной доле присутствует в других видах, взаимообогащая их.

    Вместе  с тем это не дает достаточных  оснований для полного понятийного  уравнивания правового регулирования  с правовым воздействием, для нивелирования  всех рассмотренных выше форм, что  предлагается в научной литературе (С.А. Голунский, Е.А. Лукашева, А.С. Пиголкин, Б.В. Шейндлин, Л.С. Явич и др.). Специфика каждой из форм действия права дает о себе знать в различных его проявлениях в социальной жизнедеятельности, требует соответствующих подходов и методологического инструментария к своему изучению, самостоятельного угла зрения. Отсюда следует, что, с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия "правовое регулирование" и "правовое воздействие" (их содержания не совпадают), а с другой - их нельзя противопоставлять, разводить. В общеупотребительном значении эти понятия можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно и связано с многогранностью действия права. 

43. Механизм правового  регулирования: понятие  и структура.

Механизм  правового регулирования – это система юр-х средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Элементы  правового регулирования:

1)нормы  права – выражающие главные способы воздействия права – дозволения, запреты, обязывания;

2)правоотношение,

3) акты реализации  прав и обяз-тей – представляют собой фактическое поведение участников правоотношений.

4) не у всех авторов - охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушений).

Стадии  механизма правового регулирования:

1 Стадия  - формирование нормативной основы – включает процесс создания и общее действие юр. норм.

2 Стадиявключает правоотношения – возникающие на основе юр. фактов (или фактический состав) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обяз-ти как меру индивидуального поведения субъектов.

3 Стадияреализация субъективных прав и юр. обязанностей. Здесь достигаются цели правового регулирования. Реализация осуществляется в форме актов: соблюдения (запретов), исполнения, использования (прав) и применения права.   

4 Стадиянаступление  юр. последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Наступает только при конфликтной ситуации. 

44. Законность и правопорядок.

Законность  - это строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.

В настоящее время  законность трактуется в 3-х аспектах:

1)принцип гос-но-правовой  жизни, что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества;

2) метод гос-го руководства обществом, предполагающий, что гос-во осуществляет свои функции правовыми средствами и в правовых формах;

3) режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между гос. властью и личностью.

Принципы  законности:

  1. П. единства законности - предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и  правореализации на всей территории страны.
  2. П. всеобщности – означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени.
  3. П. реальности – выражается в цели законности – достижение  фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых форм.
  4. П. целесообразности – вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка.
  5. П. гарантированности – означает, что прочная законность невозможна в стране без  действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.
  6. П. неотвратимости юр-кой отв-ти – характеризует юр. сторону законности. Суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия.
  7. П. взаимосвязи законности и культуры – проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни.
 

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Правопорядок  – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая  упорядоченность общественных отношений, которая  выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок  – есть порядок основанный на праве.

Общественный  порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которые достигаются с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Различия  между правопорядком  и общ-ым порядком заключаются в следующем:

1) Они не совпадают по своему происхождению, эволюции; если ОП - возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества, то П - зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут гос-ва;

2) у них разная нормативная основа; П- базируется на праве и явл. результатом его реализации, ОП - есть следствие соблюдения не только правовых, но и  всех иных социальных норм общества;

3) они по разному обеспечиваются; П- опирается на  аппарат принуждения, ОП – на силу общ-го мнения, меры негос-го воздействия;

4) при нарушении П и ОП возникают разные последствия; при нарушении П – юр. санкции, ОП – меры морального хар-ра;

5) П и ОП не тождественны по своему объему, содержанию,  элементарному составу; ОП – шире П. 

45. Понятие и структура  правосознания.

Правосознаниеэто отношение к праву.

Правосознание – это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в т.ч. к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

В юр. лит-ре выделяют в структуре правосознания: правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая  психология –  представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств.

Правовая  идеология – представляет собой систему идей, правовых взглядов,  концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее (более глубокое усвоение, познание права).

Выделяют 3 гл. функции правосознания  – познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная (информационная) ф. – направлена на получение правовых знаний, в т.ч. информации о действующем законодательстве,  его реализации.

Оценочная ф. – состои в оценке юр. значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями людей об их ценностях.

Регулятивная  ф. – основывается на первых 2-х функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведений или действий.

Виды  правосознания делятся  по субъектам-носителям и уровню правосознания.

По  субъектам-носителем  выделяют 3 вида: индивидуальное, коллективное (групповое) и общественное.

Индивидуальное – складывается у отдельного человека под воздействием факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизических способностей.

Коллективное  правосознание – отражает специфику социальной группы (правосознание молодежи,  судей, врачей, педагогов и т.д.).

Общественное  правосознание связано с хар-ром отношения к праву в обществе

В зависимости от уровня, т.е глубины познания и отражения правовой действительности делят на: обыденное (эмпирическое)(определяется правовым опытом лица,  его информацией о правовых нормах, способах разрешения юр-ких конфликтов); и теоритическое (научное) правосознание (формируется на основе юр. науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень гос-но-правовой действительности). 

46. Правовая культура: понятие, структура  и уровни.

Правовая  культурасоциальное явление, которое может быть воспринято как  качественное правовое состояние личности и общества, подлежащее структурированию по разным основаниям (Сальников).

Правовая  культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Правовая  культура -  это качественное состояние правовой жизни общества.

Элементы  правовой культуры:

  1. Знания о праве;
  2. Отношение к праву;
  3. Навыки правового поведения.

Выделяются 6 функций правовой культуры:

1) Познавательно-образовательная ф. – составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество – формирование правового гос-ва.

2) Праворегулятивная  ф. – ставит задачу – обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы.

3) Ценностно – нормативная ф. – проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов.

4) Правосоциализаторская  ф. – имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры.

5) Коммуникативная  ф. – обеспечивает общение людей и их групп в юр. сфере.

6) Прогностическая  ф. – предполагает анализ тенденций развития данной правовой стстемы, определение средств достижения правовых культурных целей.

Различают правовую культуру общества и правовую культуру личности.

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юр-ких норм и юр. деят-ти.

Правовая  культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Тесно связана с правосознанием. 

47. Современные правовые  системы: общая  характеристика.

Правовая  семья – это группа правовых систем, объективных сходными условиями исторического развития и поэтому имеющих существенные «общие особенности», отличающие их от других правовых семей. Речь идет об историческом «родстве», объективном сходстве правовых культур.

Этим  понятием объединяются несколько близких  по хар-кам национальных правовых систем, которые обладают общностью:

  1. Источников права;
  2. Его структуры;
  3. Исторического пути правового развития;
  4. Пониманием норм права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"