Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

Форма гос-ва – это способ организации и осуществления гос. власти (проф. Гойман).

Форма гос-ва зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимы  конкретно-исторические условия возникновения  и развития данного гос-ва, историчекие  традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др.

В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм гос-ва.

Элементы  формы гос-ва:

Полное  представление о форме конкретного  гос-ва дают 3 ее составляющие:

- форма правления;

- гос. устройство;

- государственно-правовой  (политический) режим.

1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов гос. власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления гос-ва делятся на: монархию и республику.

2) форма  гос. устройства – отражает  территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в  целом и его составными территориальными  единицами; по форме гос. устройства  гос-ва делятся на: унитарные,  федеративные и конфедеративные.

3) политический (гос-ый) режим – представляет  собой систему методов, способов  и средств осуществления гос.  власти; в зависимости от особенностей  набора данных приемов гос.  властвования различают: демократический и антидемократический политические (гос-ые) режимы. 

59. Государственно- правовой  режим: понятие  и виды.

Государственно-правовой режим – это совокупность приемов, способов, методов, с помощью которых осуществляется гос. власть.

Политический  режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Политический  режим явл.  ведущим элементом  формы гос-ва, т.к. он оказывает решающее влияние на 2 других элемента (форма  правления и гос. устройство).

Самая распространенная классификация –  деление  режимов на демократические и антидемократические. Их подразделяют также на  авторитарные и демократические.

Для демократического режима хар-ны след. черты: - народовластие; свобода личности в эк. сфере; гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; осуществление  гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-правовых механизмов; наличие легальной оппозиции; политический плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобязательной идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность).

Среди демократических режимов различают  либерально – демократический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический  режим характеризуется плюрализмом во всех  сферах общественной жизни. В эк. сфере – выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений.

Собственно  демократический  режим – исходит из признания равенства и свободы всех людей.

Среди антидемократических режимов выделяют тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный  режим – представляет собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Авторитарный  режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Переходные  формы:  монократическая, доминантно – сегментная и поликратическая 

60. Функции государства:  понятие и виды.

Функции гос-ва – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.

Значение: С помощью функций представляется  возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности гос-ва, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Классификация:

1)по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей:

    – законотворческая;

    -  управленческая;

    - судебная (правоохранительная).

Данная  классификация отражает механизм реализации гос. власти.

2) по продолжительности действия функции гос-ва подразделяются на:

- постоянные – выполняются в течении длительного времени;

- временные – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.

3) по значимости:

- главные – функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (эк-кая, социальная, экологическая ф.);

- производные (вспомогательные)  – функции сопутствующего или  обслуживающего характера (ф. фин. контроля).

4)функции  гос-ва  по сферам  деятельности:

- внутренние –  характеризуют цели, задачи гос-ва внутри данной страны;

-внешние  – раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в межд. общении..

внешние и внутренние функции тесно связаны  между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

5) общие функции:

- экономическая; - политическая; - социальная;

- идеологическая;- экологическая. 

61. Механизм государственной  власти. Механизм  государства и  государственный  аппарат.

Любая государственная власть реализуется  в тех или иных

организационных формах. Совокупность последних и составляет механизм

государственной власти. Центральное место в механизме  государственной власти

занимает  государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов

государственной власти, тот особый слой людей, которых  можно назвать

государственными чиновниками или служащими и которые осуществляют профессиональную

деятельность  по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Наряду  с государственным аппаратом  в механизм

государственной власти включаются и некоторые формы  непосредственной демократии

(референдумы,  выборы и т.п.), т.е. формы реализации  государственной власти

непосредственно населением.

Механизм  государства состоит из особого  разряда людей, ревизующих

функции государства. Это система государственных  органов и учреждений,

связанных иерархической соподчиненностью и  правомочных совершать действия,

составляющие  монополию государства. Наконец, для  обеспечения выполнения возложенных

на него функций он располагает необходимыми организационными и материальными

средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае

необходимости к исполнению велений государства.

Механизм  государства, как и механизм государственной  власти,

представляет  собой, таким образом, материализованное, непосредственное

существование самого государства, это реальная организационно-материальная

сила, располагая которой государство властвует.

Решающую  роль в механизме государственной  власти играют

государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления

государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что

они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая

организация, а именно государственно-властными  полномочиями.

Последние необходимы для эффективного выполнения государством

своих функций. Государство, действуя через  свои органы, возлагает на них

определенные  обязанности и соответствующие  права. Полномочия — это и есть

соединение  юридической обязанности органа с его правом. У государственного

органа  не существует прав в чистом виде, это не какие-то его привилегии, они

возникают лишь в связи с необходимостью для данного органа выполнять

возложенные на него обязанности. Более того, каждое конкретное право

государственного  органа выступает одновременно и  в качестве его обязанности.

Таким образом, существует принципиальное различие между субъективными правами

гражданина  и правами (полномочиями) государственных  органов, поскольку для

последних возможное поведение есть одновременно и должное поведение.

Помимо  наличия у государственного органа

государственно-частных  полномочий к его основным чертам молено отнести следующие:

орган образуется в установленном государством порядке; уполномочен государством

осуществлять  задачи и функции последнего; он действует в установленном для  него

государством  порядке; органы государства являются частями единого

государственного  аппарата.

Каждый  орган государства, наконец, характеризуется

наличием  определенной компетенции (кругом вопросов его ведения и совокупностью

полномочий, взятых вместе), структуры, кадрового состава. 

62. Государственные  органы: понятие и  классификация.

Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Органы  государства классифицируются по основаниям:

  1. По способу создания подразделяются на первичные и производные. 

Первичные органы – создаются по  установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей или возникают в порядке наследования при монархической форме правления (выборные, представительные органы).

Производные органы – образуются первичными органами,  которые наделяют их необх-ми полномочиями (исполнительные органы, органы прокуратуры)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"