Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Форма гос-ва – это способ организации и осуществления гос. власти (проф. Гойман).
Форма гос-ва зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимы конкретно-исторические условия возникновения и развития данного гос-ва, историчекие традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др.
В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм гос-ва.
Элементы формы гос-ва:
Полное
представление о форме
- форма правления;
- гос. устройство;
- государственно-правовой (политический) режим.
1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов гос. власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления гос-ва делятся на: монархию и республику.
2) форма
гос. устройства – отражает
территориальную структуру гос-
3) политический
(гос-ый) режим – представляет
собой систему методов,
59. Государственно- правовой режим: понятие и виды.
Государственно-правовой режим – это совокупность приемов, способов, методов, с помощью которых осуществляется гос. власть.
Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Политический режим явл. ведущим элементом формы гос-ва, т.к. он оказывает решающее влияние на 2 других элемента (форма правления и гос. устройство).
Самая распространенная классификация – деление режимов на демократические и антидемократические. Их подразделяют также на авторитарные и демократические.
Для демократического режима хар-ны след. черты: - народовластие; свобода личности в эк. сфере; гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; осуществление гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-правовых механизмов; наличие легальной оппозиции; политический плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобязательной идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность).
Среди
демократических режимов
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В эк. сфере – выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений.
Собственно демократический режим – исходит из признания равенства и свободы всех людей.
Среди
антидемократических режимов
Тоталитарный режим – представляет собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Переходные
формы: монократическая, доминантно
– сегментная и поликратическая
60. Функции государства: понятие и виды.
Функции гос-ва – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.
Значение: С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности гос-ва, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Классификация:
1)по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей:
– законотворческая;
- управленческая;
- судебная (правоохранительная).
Данная классификация отражает механизм реализации гос. власти.
2) по продолжительности действия функции гос-ва подразделяются на:
- постоянные – выполняются в течении длительного времени;
- временные – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.
3) по значимости:
- главные – функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (эк-кая, социальная, экологическая ф.);
- производные (вспомогательные) – функции сопутствующего или обслуживающего характера (ф. фин. контроля).
4)функции гос-ва по сферам деятельности:
- внутренние – характеризуют цели, задачи гос-ва внутри данной страны;
-внешние – раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в межд. общении..
внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.
5) общие функции:
- экономическая; - политическая; - социальная;
-
идеологическая;- экологическая.
61. Механизм государственной власти. Механизм государства и государственный аппарат.
Любая государственная власть реализуется в тех или иных
организационных формах. Совокупность последних и составляет механизм
государственной власти. Центральное место в механизме государственной власти
занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов
государственной власти, тот особый слой людей, которых можно назвать
государственными чиновниками или служащими и которые осуществляют профессиональную
деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Наряду с государственным аппаратом в механизм
государственной власти включаются и некоторые формы непосредственной демократии
(референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти
непосредственно населением.
Механизм государства состоит из особого разряда людей, ревизующих
функции государства. Это система государственных органов и учреждений,
связанных
иерархической соподчиненностью и
правомочных совершать
составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных
на него функций он располагает необходимыми организационными и материальными
средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае
необходимости к исполнению велений государства.
Механизм государства, как и механизм государственной власти,
представляет собой, таким образом, материализованное, непосредственное
существование самого государства, это реальная организационно-материальная
сила, располагая которой государство властвует.
Решающую роль в механизме государственной власти играют
государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления
государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что
они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая
организация, а именно государственно-властными полномочиями.
Последние необходимы для эффективного выполнения государством
своих функций. Государство, действуя через свои органы, возлагает на них
определенные обязанности и соответствующие права. Полномочия — это и есть
соединение юридической обязанности органа с его правом. У государственного
органа не существует прав в чистом виде, это не какие-то его привилегии, они
возникают лишь в связи с необходимостью для данного органа выполнять
возложенные на него обязанности. Более того, каждое конкретное право
государственного органа выступает одновременно и в качестве его обязанности.
Таким образом, существует принципиальное различие между субъективными правами
гражданина и правами (полномочиями) государственных органов, поскольку для
последних возможное поведение есть одновременно и должное поведение.
Помимо наличия у государственного органа
государственно-частных полномочий к его основным чертам молено отнести следующие:
орган образуется в установленном государством порядке; уполномочен государством
осуществлять задачи и функции последнего; он действует в установленном для него
государством порядке; органы государства являются частями единого
государственного аппарата.
Каждый орган государства, наконец, характеризуется
наличием определенной компетенции (кругом вопросов его ведения и совокупностью
полномочий,
взятых вместе), структуры, кадрового состава.
62. Государственные органы: понятие и классификация.
Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Органы государства классифицируются по основаниям:
Первичные органы – создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей или возникают в порядке наследования при монархической форме правления (выборные, представительные органы).
Производные органы – образуются первичными органами, которые наделяют их необх-ми полномочиями (исполнительные органы, органы прокуратуры)
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"