Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Официальное толкование делится на: нормативное (это разъяснение общего хар-ра, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения норм права) и казуальное (дается компетентным органам по конкретному случаю).
Нормативное толкование делится на: аутентичное (авторское) – исходит от органа, издавшего данный акт; и легальное (разрешенное) – носит подзаконный хар-р и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт.
В юр. лит-ре иногда подразделяют нормативное и казуальное толкование права на 2 подвида: судебное (осущ. судами); и административное (дается исполнительным органам власти и касается вопросов управления, финансов, налогов и т.д.)
Неофициальное толкование может быть устным и письменным. Различают 3 разновидности этого толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное (научное).
Способы толкования права:
Грамматический с. – основан на анализе отдельных слов.
Логический с. – предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики.
Систематический с. – каждая норма права есть часть системы права, след-но, взаимодействует с множеством норм.
Историко – политический с. - состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств (эк-ких, политических, социальных и др.)
Специально
– юридический
с. – представляет собой изучение
технико – юр-ких приемов выражения воли
законодателя. Базируется на правилах
юр. техники.
35.
Виды толкования
права по объему
и субъектам.
В науке и в практике применяются следующие основные принципы толкования:
- всякое
сомнение при толковании
- исключительные
законы подлежат
- законы,
устанавливающие смягчение
- законы,
усиливающие ответственность,
- изъятия
из общих правил подлежат
Следует подчеркнуть, что все указанные выше приемы и способы толкования вовсе не исключают друг друга. Как правило, их применяют одновременно для того, чтобы полностью избежать неправильного и неполного понимания смысла правовой нормы.
В качестве
субъекта толкования (уяснения и разъяснения)
может выступать любое лицо. Но
юридические последствия
Отсюда по субъектам толкования и с точки зрения юридических последствий толкования оно подразделяется на два вида: официальное и неофициальное.
Неофициальное толкование юридических последствий не имеет, то есть необязательно для следования ему. Оно осуществляется, например, научными учреждениями, адвокатами. юрисконсультами и т.п. Это толкование носит характер советов, рекомендаций. Убедительность такого толкования зависит от авторитета субъекта, обоснованности и аргументированности даваемой им интерпретации.
Разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование. Оно дается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону. Достоинство этого толкования в том, что оно основано на глубоком научном знании правовых явлений, обосновывается широкой аргументацией.
Правда, в Древнем Риме, начиная с принцепса Августа, наиболее выдающимся юристам было предоставлено право давать официальные консультации. Заключения юристов, наделенных этим правом, приобрели на практике обязательное значение для судьи.
Официальное толкование - это такое толкование, которое является обязательным для тех лиц, к которым оно обращено. Официальным толкованием может заниматься только определенный законодательством круг органов государства (например, Конституционный суд, Верховный суд).
Официальная,
порождающая юридические
С точки зрения того, к кому обращено это толкование, оно делится на нормативное и казуальное. Нормативное - обращено к персонально неопределенному кругу лиц, и поводом к такому толкованию служит необходимость единообразного понимания смысла конкретной нормы права. Казуальное толкование обращено к конкретному органу государства в связи с применением им правовой нормы в конкретном деле. Такое толкование обязательно только для этого органа, и не для кого больше. Для других лиц и органов результаты такого толкования могут послужить только в качестве модели, как необязательный образец для подражания.
Другим основанием классификации является отношение органа государства, толкующего норму, к источнику ее создания. Если орган государства дает официальное толкование нормативного акта, принятого другим органом государства, то такое толкование называется легальным. Если орган государства, в силу предоставленного ему права, толкует свой собственный нормативный акт, то такое толкование называется аутентическим.
Результаты официального толкование излагаются в особом виде юридического акта (документа), который принято называть интепретационным актом. Он может быть обращен к конкретному лицу или органу, либо к индивидуально- неопределенному кругу лиц.
Официальное толкование может быть также включено в тексты законов тем органом, который принял данный закон. Например, в некоторых законах специальный раздел посвящен разъяснению смыслу понятий, терминов, которые используются в его текстах. Наряду с этим, в самом тексте используются нормы - определения, которые также раскрывают смысл некоторых понятий.
То есть результаты официального толкования могут быть изложены как в специальном интерпретационном акте, либо в самом тексте закона.
На результаты официального толкования можно и нужно ссылаться органам, и лицам, применяющим правовую норму.
Интерпретационные
акты Официальное толкование находит
выражение в специальных интерпретационных
актах, которые издают компетентные органы
государственной власти (постановления,
инструкции и др.). Юридическая сила этих
актов зависит от полномочий издающих
органов. Интерпретационные акты представляют
собой разъяснение содержания правовых
норм и, следовательно, они могут действовать
только в единстве с теми нормативно-правовыми
актами, в которых содержатся толкуемые
юридические нормы.
Интерпретационные акты в зависимости от их содержания и сферы распространения подразделяются на акты общего и индивидуального характера. Если акты общего действия имеют распространение на все
случаи
применения правовых норм, то интерпретационные
акты индивидуального характера
содержат указания по поводу применения
нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.
36. Понятие и виды правоприменительных актов.
Акт применения норм права – властное предписание уполномоченного гос. органа или должностного лица, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела.
Требования к содержанию актов: законность, обоснованность, справедливость.
Требование к форме актов устанавливаются законом и подзаконными актами. Письменные акты подписываются долж. лицом, их утвердившим, с датой.
Если акт написан от руки – текст разборчив. В акте должно быть ясно существо принятого решения.
Акт содержит 4 части: вводную, описательную, мотивированную, резолютивную (где содержится властное веление с указанием на норму права).
По хар-ру правоприменения акты разнообразны и квалифицируются по разл. основаниям:
1) По хар-ру регулятивного воздействия на общ-ые акты делятся на: исполнительные (констатируют возникновение конкретных прав и обяз-тей субъектов в связи с их правомерным поведением); и правоохранительные (издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (например, акты следственных, судебных, прокурорских органов и т.д.)).
2) По субъектам – правоприменителям выделяют: акты главы гос-ва, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов гос. управления.
3) По форме различают: указы Президента ненормативного хар-ра, приказы, протоколы, решения и др.
4) По способу принятия акты могут быть: коллегиальными и единоличными.
5) По юр. значению: основные и вспомогательные.
6) По способам выражения: акты – документы, акты – действия, акты – символы.
7)
по времени действия:
однократного действия
и длящегося действия.
37. Понятие и типология правомерного поведения.
Правомерное поведение – это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
Классификация типов правомерного поведения в зависимости от его мотивации, т.е. внутренней регуляции поведения людей. По этому критерию выделяют 4 типа правомерного поведения: маргинальное; конформистское; стереотипное (привычное, положительное); социально – активное.
Маргинальное поведение - основано на мотивах страха отв-ти, наказания. Присущ людям, неодобрительно относящимся к праву, к его предписаниям, однако лицо сознательно идет на соблюдение законов. Характеризуется промежуточным, переходным состоянием между правомерным и противоправным поведением. Свойственен молодежи до 18 лет.
Конформистское поведение – явл. следствием приспособлением личности к внешним обстоятельствам и выражается в пассивном соблюдении норм права в силу подчинения своих действий (бездействия) мнению окружающей среды. Например, человек поступает правомерно, т.к. так поступают окружающие.
Стереотипное поведение (привычное) – осуществляется в рамках сформировавшейся привычки действовать всегда правомерно, поступать в ссот-вии с законом.
Социально – активное п.- относится к высшему типу правомерного поведения, т.к. основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его положениями, когда личность проявляет нравственное согласие с правом. Присущ людям обладающим высокой правовой культурой, высоким правосознанием.
38. Правонарушение: понятие, признаки, состав.
Правонарушение – это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред обществу, гос-ву, отдельным лицам и совершенное деликтоспособным субъектом.
Признаки правонарушения:
1) деяние, т.е. действие или бездействие, осознанное, осмысленное поведение человека, способного контролировать свои поступки;
2) противоправность деяния, т.е. противоречие установленной норме права, выход за ее пределы;
3) общественная опасность или общественная вредность деяния. Любое правонарушение наносит ущерб общественным, гос-ым, личным интересам, вызывает негативные последствия, т.к. дестабилизирует юр. порядок, причиняет субъектам материальный или др. вред;
4) виновность субъекта, совершившего деяние – при этом необходимо, чтобы лицо действовало на основе свободы воли, т.е. у него была возможность выбора поведения;
5) совершение виновного деяния деликтоспособным лицом – физ-м или юр-ким. Субъект правонарушения должен обладать способностью нести юр. отв-ть
Деликтоспособность – это способность лица нести юр. отв-ть за совершенное правонарушение.
В
зависимости от степени
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"