Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
5) владеет
специфическим набором
6) определяет главные направления развития общества.
Гос-во выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.
Таким образом,
государство занимает особое место
в политической системе общества и играет
в ней основную роль.
56. Понятие формы государства.
Любое гос-во представляет собой единство сущности, содержания и формы.
Категория формы гос-ва раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру гос. органов, хар-р взаимоотношений гос. органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности.
Форма гос-ва – это способ организации и осуществления гос. власти (проф. Гойман).
Форма гос-ва зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимы конкретно-исторические условия возникновения и развития данного гос-ва, историчекие традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др.
В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм гос-ва.
Элементы формы гос-ва:
Полное
представление о форме
- форма правления;
- гос. устройство;
- государственно-правовой (политический) режим.
1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов гос. власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления гос-ва делятся на: монархию и республику.
В свою очередь монархия- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Признаки монархической формы правления: - наличие единоличного правителя; - наследование власти; - пожизненность правления; концентрация в руках монарха всей полноты власти; - отсутствие отв-ти монарха. Он несет отв-ть только перед Богом и Историей.
делится на:
- абсолютную; - ограниченную; - дуалистическую
- теократическую; - парламентарную (или конституционная).
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республиканской формы правления: - верховная власть осущ. выборными органами; - источник власти – народ; срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); - исполнение институтов демократии в разнообразных формах; - юр. и политическая отв-ть главы гос-ва и др. должностных лиц.
В настоящее время республиканская форма правления самая распространенная.
Различают 2 основных вида республиканской формы правления: - президентскую и парламентарную республики.
Президентская республика имеет особенности – соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы правительства; - выборы президента на основе всеобщих выборов; - президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет отв-ть перед президентом (США, Мексика, Бразилия, Аргентина).
Парламентарная республика – правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет отв-ть перед парламентом. – верховная власть принадлежит парламенту; - президент избирается не всенародно, а парламентом; - глава правительства не президент, а лидер правящей партии (Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия).
2) форма
гос. устройства – отражает
территориальную структуру гос-
Унитарное гос-во – единое, слитное гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Черты унитарного гос-ва:
- единый
центр гос. власти (парламент,
правительство, верховный суд);
- единая
судебная система; - одноканальная
система налогов, т.е все
- административно-
Федерация – сложное гос. устройство, для которого характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. В научном смысле федерацией явл. союз гос-в, основанный на договоре или конституции.
Конфедера́ция — это (форма государственного устройства) добровольное объедиение независимых государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.(Европ.союз, сербия и черногория 2003-2006)
3) политический
(гос-ый) режим – представляет
собой систему методов,
Для демократического режима хар-ны след. черты: - народовластие; свобода личности в эк. сфере; гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; осуществление гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-правовых механизмов; наличие легальной оппозиции; политический плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобязательной идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность).
Среди
демократических режимов
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В эк. сфере – выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений.
Собственно демократический режим – исходит из признания равенства и свободы всех людей.
Среди
антидемократических режимов
Тоталитарный режим – представляет собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Переходные
формы: монократическая, доминантно
– сегментная и поликратическая
57. Форма правления: понятие и виды.
Форма правления раскрывает 3 главные хар-ки гос-ва:
- организацию высших органов гос-ва, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- взаимоотношения высших органов друг с другом и с населением;
- компетенцию этих органов.
Форма правления показывает кто правит в гос-ве, кто осуществляет верховную власть.
Различают 2 основные формы правления: монархическую и республиканскую.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Признаки монархической формы правления: - наличие единоличного правителя; - наследование власти; - пожизненность правления; концентрация в руках монарха всей полноты власти; - отсутствие отв-ти монарха. Он несет отв-ть только перед Богом и Историей.
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютную; - ограниченную; - дуалистическую
- теократическую; - парламентарную (или конституционная).
Перечисленные признаки хар-ны неограниченной (абсолютной) монархии, которая была присуща рабовладельческим или феодальным обществам. Это такая форма правления, при которой верховная гос-ная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
При дуалистической монархии гос. власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Парламентарная или конституционная – где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности
Для парламентарной монархии характерны след. черты:
- власть монарха органичена во всех сферах гос. власти;
- исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом; - правительство формируется на представителей партии, победивших на выборах в парламент; - глава правительства лидер партии; - законы принимает парламент, их подписывает монарх, правом вето он не обладает.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республиканской формы правления: - верховная власть осущ. выборными органами; - источник власти – народ; срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); - исполнение институтов демократии в разнообразных формах; - юр. и политическая отв-ть главы гос-ва и др. должностных лиц.
В настоящее время республиканская форма правления самая распространенная.
Различают 2 основных вида республиканской формы правления: - президентскую и парламентарную республики.
Президентская республика имеет особенности – соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы правительства; - выборы президента на основе всеобщих выборов; - президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет отв-ть перед президентом (США, Мексика, Бразилия, Аргентина).
Парламентарная
республика – правительство формируется
парламентом из числа депутатов партии,
имеющей большинство в парламенте. Правительство
несет отв-ть перед парламентом. – верховная
власть принадлежит парламенту; - президент
избирается не всенародно, а парламентом;
- глава правительства не президент, а
лидер правящей партии (Финляндия, Германия,
Италия, Турция, Венгрия, Индия).
58. Формы государственного устройства: понятия и виды.
Любое гос-во представляет собой единство сущности, содержания и формы.
Категория формы гос-ва раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру гос. органов, хар-р взаимоотношений гос. органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"