Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
1.1
Правопонимание советского
1.1.1 Поиск определения права в 20-е годы XX в.
Российское правопонимание в досоветский период: краткий обзор. Определение права в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» 1919г. Взгляды П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, А.К. Стальгевича и других правоведов на природу права. I Всесоюзный съезд марксистов-государственников и правовиков (1930г.), его итоги и значение для развития отечественной юридической науки.
1.1.2 Официальное правопонимание.
I Совещание по вопросам науки советского государства и права (1938г.). Определение права А.Я. Вышинского. Дискуссия о правопонимании во время съезда. Доклад Вышинского, итоги Совещания и его влияние на дальнейшее развитие юридической науки. Официальное правопонимание, его особенности и последствия для отечественной юриспруденции (узконормативное правопонимание, этатистское правопонимание). Развитие теории государства и права в 30-е – 50-е гг. XX века.
1.1.3
«Широкое» понимание права (50-
Изменения в отечественном правоведении конца 50-х – начала 60-х гг. XX в., их социально-политические предпосылки. Критика «узконормативного» правопонимания. Механистическое расширение понятия права. Концепции С.Ф. Кечекьяна, А.А. Пионтковского, И.Е. Фарбера, Я.Ф. Миколенко, А.К. Стальгевича.
Основные направления теоретико-правовых исследований в 60-е и 70-е гг. Многоаспектный подход к праву. Нормативная концепция права этого периода, ее представители. Широкое понимание права. Различение права и закона.
Дискуссия «О понимании советского права» 1979г. Основные концепции, отразившиеся в дискуссии. Итоги дискуссии и ее значение для дальнейшего развития отечественной юриспруденции. Развитие теоретико-правовых исследований в 80-х гг. XX в.
Проблема идеологизированности в праве.
1.2
Особенности и основные
Особенности теоретико-правовых исследований конца XX в. Сущностно-содержательные аспекты права. Социализация и гуманизация юридических концепций, последствия этих процессов. Методологические проблемы расширения правопонимания. Правопонимание и категориальный аппарат юридической науки. Естественно-правовая направленность исследований. Основные концепции правопонимания.
1.3
Основные концепции
Типология правопонимания. Нормативная, социологическая, нравственная, естественно-правовая концепции. Инструментальная концепция (С.С. Алексеев). Коммуникативная концепция (А.В. Поляков). Различие права и закона. Типы правопонимания: юридический и легистский. Позитивизм. Легизм. Юснатурализм. Либертаризм. Сущность права. Право и свобода. Право и формальное равенство. Право и воля. Постмодернизм в праве.
53. Понятия и признаки государства. Сущность государства.
Гос-во представляет собой сложное явление.
Государство – это суверенная организация публичной власти, имеющая свою территорию и взимающее налоги для осуществления своих внутренних и внешних функций.
В современной юр. литературе понятие гос-ва определяется через перечисление ее признаков.
Признаки гос-ва:
1) наличие публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения –публичная власть отделена от общества, она не имеет общественного хар-ра, осуществляющая особым слоем людей, наделенных гос-но – властными полномочиями. Аппарат управления - это органы законодательной, исполнительной власти и др. органы с помощью которых осуществляется управление. Аппарат принуждения – это спец. органы, которые имеют право, силы и средства для принудительного исполнения гос. воли ;
2) территориальную организацию населения – это пространство в пределах которого осуществляется гос. власть (со своими границами);
3) гос-ый суверенитет – обозначает верховенство гос. власти внутри страны. Свойства суверенитета: верховенство – полнота власти гос-ва на своей территории, и независимость – самостоятельность в отношениях с др. гос-вами;
4) всеобъемлющий, общеобязат-ный хар-р актов гос-ва –определяется исключительными полномочиями гос-ва в сфере правотворчества, т.е правом принимать, изменять или отменять юр. нормы, которые распространяют свое действие на все население страны;
5) наличие гос. казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание гос-го аппарата и иные нужды гос-ва – содержание гос. аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности обшества не возможно без их финансирования из гос. казны.
С учетом перечисленных признаков модно дать определение - Государство – это властно – политическая организация общества, обладающая гос-м суверенитетом, специальном аппаратом управления и принуждения, гос. казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
В настоящее время сложились 2 основных подхода к трактовки сущности гос-ва:
1) Классовый подход – состоит в том, что сущность гос-ва определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу.
Политическая власть котрой обладает господствующая группа позволяет устанавливать привилегии меньшинства над большинством.
Данный подход присущ марксистскому пониманию гос-ва, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества.
2) Общесоциальный подход – его назначение служить обществу. Сущность гос-ва видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Данный
подход основывается на общечеловеческой,
общесоциальной природе гос-ва. Он ориентирует
на демократические методы управления
обществом. Он подчеркивает ценность для
общества гос. организации.
54. Понятие и виды государственной власти.
В научной лит-ре нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления.
Власть в самом общем виде представляет - способность некоего субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Власть имеет различные виды: например, власть рода, племени, власть политическая, гос-ая, эк-кая, общественных объединений, родительская, церковная и т.п.
Классификации власти:
1) с
точки зрения социального
- в масштабе всего общества;
- внутри коллектива (организации);
- в отношениях между индивидами.
2) на политическую и неполитическую.
3) в
зависимости от способа
- на демократическую и недемократическую.
4) Легальная - власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона, и легитимная власть – это власть, признанная населением страны, которое ей доверяет.
Особенности гос. власти:
Обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юр. хар-ра.
1. Для
государственной власти силой,
на которой она базируется, является
государство: никакая другая
2. Государственная
власть публична. В широком смысле
публичной, то есть
3. Государственная
власть суверенна, что
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная
власть обладает прерогативой, то
есть исключительным правом на
издание общеобязательных
6. Во
времени государственная
55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества.
Политическая система – это совокупность гос-х и негос-х институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.
Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое целое, целостное системное образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.
Функции политической системы:
- обеспечение
политической власти
- управление
различными сферами
- мобилизация средств и ресурсов;
- выявление
и представительство интересов
различных субъектов
- удовлетворение
интересов различных субъектов
политических отношений
- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия элементов его структуры;
- политическая социализация и др.
политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.
Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.
1) гос-во
выступает в качестве
2) явл.
единственным носителем
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (ВС, милицию, службу безопасности и др.);
4) обладает монополией на правотворчество;
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"