Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

Правомерные действия делятся на: юр. акты и юр. поступки.

Юр. акт – это правомерное действие, которое совершается  с намерением вызвать юр. последствия (различные сделки).

Юр. поступок – правомерное поведение, совершаемое без намерения вызвать последствия, но они возникают в силу закона (создание худ. Произведения для себя, без намерения его издать).

Юр. факты  подлежат установлению надлежащим образом, поскольку без юр. фактов не могут  возникнуть правоотношения.

Для возникновения  правоотношения требуется не один юр. факт, а их совокупность. Такого рода совокупность необходимых для возникновения правоотношения юр-ких фактов называется фактический состав. 

30. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА.

Реализация  права – это претворение, воплощение предписаний юр-ких норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (гос-х органов, должностных лиц,  общ-х объединений,  физ-х лиц).

По хар-ру действий субъектов, степени их активности, выделяют 4 формы реализации права  – соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение  права – означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. Здесь реализуются в основном запреты. Пассивная форма действия.

Исполнение  права – предполагает активные действия по  выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. Реализуются обязывающие формы.

Использование права – выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. Реализуются управомочивающие нормы права6 избирательное, право на жилище, на ч/собств-сть и т.д.

Для реализации юр. норм требуется вмешательство  гос-ва, в этих случаях  используется правоприменение.

     В литературе классификация норм реализации права проводится по различным основаниям.

     По  субъектному составу реализируют  индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

     Соблюдение  норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых  правом.  Это  пассивная форма поведения субъектов  в сфере правового регулирования.  В большинстве случаев, соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

     Исполнение  норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них  юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права.  Например, пассажир общественного транспорта, компасируя талон, выполняет юридическую обязанность - оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.

     Исполнение норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличии от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволяемых правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

     Эти три формы реализации, в ходе которых  юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все.

     Есть  не мало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказывается  недостаточными для обеспечения  полной реализации юридических норм и требуются вмешательства в  этот процесс компетентных органов. Например,  начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др.  

31. Правоприменение,  как форма реализации  права.

Правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деят-ть уполномоченных законом  субъектов по осуществлению управленческого воздействия на  общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.

Правоприменение как особая форма  реализации права  характеризуется след. особенностями:

1)это  властная деят-ть, гос-во управомочивает  спец. органы на осуществление  данного вида деят-ти;

2) она  связана с разрешением конкретных  ситуаций, требующих профессиональных  знаний и навыков;

3) всегда  осущ-тся в рамках конкретных правоотношений. Но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно;

4) осущ-тся  в определенной проц. форме, установленной  законодательством;

5)сопровождается  вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем  и обязателен к исполнению.

Реализация  права в форме  правоприменения  возможна при наличии  определенных обстоятельств, уст-х законом:

- совершение правонарушения, влекущего применение опред. меры наказания или воздействия 9может сделать только субъект, имеющий на то полномочия);

- правоприменительный  акт;

- обязательный  контроль со стороны  гос-ва  за определенными правоотношениями (например, нотариальное удостоверение,  гос. регистрация);

-  регулирование   взаимоотношений в гос. органах  (назначение на должность, снятие  с должности);

- ненадлежащее  исполнение полномочий или обязанностей;

- возникновение  спора о праве, когда стороны  не могут прийти к соглашению;

- необходимость  официального установления наличия  (отсутствие) фактов и квалификацию  их в качестве юридически значимых (восстановление прав по утраченным денежным документам на предъявителя, установление лица безвестно отсутствующим). 

32. Пробелы в праве.  Аналогия права  и аналогия закона.

Пробел  в праве – это отсутствие правовой нормы, которая могла бы урегулировать фактически возникшие общественные отношения, которые относятся к сфере правового регулирования.

Пробел  может быть: реальным и мнимым.

реальный  пробел имеет место, если данное отношение действительно должно быть урегулировано правом, т.е. когда оно входит в сферу правового регулирования.

Мнимый  пробел имеет место, если данное  отношение в силу его специфики вообще не может быть урегулировано правом, т.е. когда оно не входит в сферу правового регулирования.

С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может быть первоначальной и последующей.

Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками НПА.

Последующая пробельность явл. следствием появления новых отношений в предмете правового регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы.

Пробелы в праве должны устраняться законодателем по мере их обнаружения.  
В юриспруденции выделяют 2 способа восполнения пробелов в праве — аналогию закона и аналогию права.

Некоторые авторы в качестве еще одного способа называют субсидиарное применение права. 
Аналогия закона предполагает соблюдение ряда условий: 
1) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

2) отсутствие адекватной юр. нормы;

3) существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель.

Аналогия  права представляет менее точный прием решения юр. дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий:

1) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

2) отсутствие адекватной юридической нормы;

3) отсутствие аналогичной нормы. 

33. Юридические коллизии, способы их разрешения.

Юр. коллизии – это расхождения или  противоречия между отдельными НПА, регулирующими одни и те же либо  смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

1) Коллизии между законами и подзаконными актами – разрешаются в пользу законов, т.к. они обладают верховенством и высшей юр. силой.

2) Коллизии между К. и всеми иными актами, в т.ч. законами - разрешаются в пользу К.

3) Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в т.ч. между конституциями и уставами – приоритет имеют общефедеральные.

4) Коллизии между  К. РФ и Федеральным договором, а также  двусторонними договорами между федеральным центром и отдельными территориями (таковых соглашений на сегодняшний день уже 40), равно как и расхождения между договорами самих субъектов – разрешаются на основе положений общефедеральной К.

5) Коллизии между  национальным (внутригос-ым) и международным  правом – приоритет имеют межд. нормы.

Под способами разрешения коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения.

Наиболее  распространенные способы  разрешения коллизий:

  1. толкование;
  2. принятие нового акта;
  3. отмена старого;
  4. внесение  изменений или уточнений в действующие;
  5. судебное,  административное, арбитражное и третейское разбирательство;
  6. систематизация законодательства, гармонизация юр-ких норм;
  7. переговорные процесс, создание согласительных комиссий;
  8. конституционное правосудие;
  9. оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

10)международные  процедуры. 

34. Понятия и способы  толкования норм  права.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное гос-м и направленное на урегулирование общественных отношений.

Нормы права – продукт сознательной деят-ти человека, непосредственно связаны с интересами людей, их групп, классов, слоев общества.

Толкование  права – это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного НПА.

Толкование  –  сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя.

Основным  объектом толкования явл. текст нормы или толкуемого акта.

Толкование  состоит из 2-х  сторон:

- уяснение (для себя);

- разъяснение  (для других).

Выделяют 2 главных вида толкования права: официальное и неофициальное.

Официальное толкование права – дается уполномоченным на то гос.  органам или долж. лицам, имеет обязательное значение для других субъектов, явл. юридически значимым.

Неофициальное толкование – дается субъектам, не имеющим официального статуса.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"