Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Информационно-
Воспитательный
(педагогический, ценностно-ориентационный
общеидеологический) аспект необходимо
отличать от информационно-
Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют "социальную среду действия права". К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль и т.п.
Разумеется,
все вышеперечисленные формы
правового воздействия
Вместе
с тем это не дает достаточных
оснований для полного
Первую
группу составляют отношения людей
по обмену ценностями (как материальными,
так и нематериальными). Здесь наиболее
ярко проявляется возможность и необходимость
правового регулирования имущественных
отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене
имуществом заинтересовано и все общество,
и каждый отдельный человек. Эти отношения
строятся на основе общепризнанных правил
(например, признание выражения ценности
имущества в денежном эквиваленте); обязательность
признания правил обеспечена действенной
силой специального аппарата правового
принуждения.
Вторую
группу образуют отношения по властному
управлению обществом. В управлении социальными
процессами заинтересованы и человек,
и общество. Управление осуществляется
ради удовлетворения как индивидуальных,
так и общесоциальных интересов и должно
реализоваться по строгим правилам, обеспеченным
силой принуждения. Естественно, в сферу
правового регулирования входит государственное
управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Способы
правового регулирования
В
теории права принято выделять три
основных способа правового
Первый
способ — предоставление участнику
правовых отношений субъективных прав
(управомочивание). Он выражается в делегировании
комплекса дозволений уп-равомоченному
лицу на совершение определенных действий
(например, собственнику дозволяется владеть,
пользоваться и распоряжаться принадлежащей
ему вещью).
Второй
способ — обязывание как предписание
совершить какие-то действия (так, собственник
жилого дома обязывается платить налоги).
Третий
способ — запрет, т. е. возложение обязанности
воздерживаться от определенных действий
(например, работодателю запрещено
привлекать к сверхурочным работам
несовершеннолетних).
Второй
и третий способы имеют определенное сходство—и
тот и другой предполагают возложение
обязанностей, но если в одном случае обязанности
носят позитивный, активный характер,
то в другом — пассивный. Все три способа
предопределены функциями права.
В
качестве дополнительных способов правового
воздействия можно назвать применение
мер принуяедения (например, возложение
юридической ответственности за совершенное
правонарушение). Этот способ относится
к дополнительным, во-первых, потому, что
представляет собой вид обязанности (юридическая
ответственность может рассматриваться
как обязанность претерпевать лишения,
кару, наказание), а, во-вторых, этим способом
обеспечивается надлежащее исполнение
предоставленных прав, исполнение возложенных
обязанностей, соблюдение установленных
запретов.
К
дополнительным способам относится
предупредительное (превентивное) воздействие
норм, предусматривающих возможность
применения правового принуждения.
В частности, нормы Уголовного кодекса
обладают превентивным воздействием на
лиц, склонных к совершению преступлений.
Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие
норм права. Таким способом оказывают
влияние поощрительные нормы, т. е. нормы,
в которых предусмотрено поощрение за
активное правомерное поведение (за изобретательскую,
рационализаторскую деятельность).
Со
способами правового
Правовой
статус гражданина определяется преяоде
всего конституционным законодательством,
а также другими нормативно-правовыми
актами. Правовое положение организаций
опосредуется нормативными актами, устанавливающими
их компетенцию, т. е объем прав и обязанностей.
Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину
или организации право требовать по суду
опровержения порочащих их честь, достоинство
или деловую репутацию сведений. В данной
норме закреплена возможность любого
члена общества ооратиться за защитой
своей чести, достоинства, репутации в
суд.
На
первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное,
неиндивидуализированное воздействие
права. Нормы права ориентируют участников
правовой жизни на достижение поставленных
ими целей, предупреждают о возможности
наступления как позитивных, так и негативных
последствий поведения людей в сфере правового
регулирования. В нормах права как бы прогнозируются
препятствия на пути удовлетворения правовых
интересов членов общества и указываются
возможные правовые средства их преодоления.
Кроме
того, на первой стадии реализуются информативные
возможности права, оказывается активное
воздействие на сознание, волю, а значит,
и на активное поведение людей в сфере
правового регулирования.
На
второй стадии правового регулирования
происходят индивидуализация и конкретизация
прав и обязанностей. После наступления
обстоятельств, предусмотренных нормами,
которые именуются юридическими фактами,
возникают индивидуализированные отношения,
у участников которых возникают конкретные
права и обязанности. Здесь участники
правовой жизни «наделяются» способами
поведения, вытекающими из норм права
и условий конкретной правовой ситуации,
т. е осуществляется индивидуализация
их прав и обязанностей.
На
этой, второй, стадии у конкретного
человека или организации, чьи честь,
достоинство или репутация были
опорочены каким-то другим членом общества,
возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное
право обращения в суд, а у судебного органа
появляется обязанность принять исковое
заявление к рассмотрению.
Вторая
стадия — стадия активной работы элемента
правового регулирования, именуемого
правоотношением.
Третья
стадия правового регулирования
характеризуется реализацией, воплощением
в жизнь тех прав и обязанностей
конкретных субъектов, которые у
них имеются в той или иной
правовой ситуации (в конкретном правоотношении).
Так,
цель правовой защиты чести и достоинства,
деловой репутации гражданина или
организации будет достигнута, когда,
например, порочащие сведения, опубликованные
в средствах массовой информации,
будут по решению суда опровергнуты,
а потерпевшему возмещен моральный
вред и другие убытки.
Стадия
реализации прав и обязанностей может
занимать длительный временной период,
например, в длящихся правоотношениях
(состояние в брачно-семейных, трудовых
отношениях) на этой стадии осуществляется
защита нарушенных прав и интересов субъектов,
устраняются препятствия на пути их достижения,
т. е. реализуется. правообеспечительная,
правоохранительная функции права.
В научной литературе стадии правового регулирования могут быть выделены и по иным, чем у нас, основаниям.
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.
Во-вторых,
если правовое регулирование как
специально-юридическое
Информационно-
Воспитательный
(педагогический, ценностно-ориентационный
общеидеологический) аспект необходимо
отличать от информационно-
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"