Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

 

 

 

26)Формы прямого  волеизъявления граждан обязательного  хар-ра (местный референдум, мениц. выборы, голосование по отзыву, сход граждан)

Местный референдум

Голосование граждан по вопросам местного значения и является высшим непосредственным актом выражения  власти народа (ст.3 Конституции РФ. ФКЗ «О референдуме», ФЗ №  124).

Решение, принятое на референдуме, обязательно к исполнению и опубликованию  в СМИ.

Решение может быть признано недействительным:

1. при нарушении процедуры проведения референдума.

2. при опротестовании решения судом.

3. новым референдумом (по истечении 2 лет).

 На референдум субъекта  Российской Федерации, местный  референдум не могут быть вынесены  вопросы:

а) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления  полномочий органов государственной  власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а  также о проведении досрочных  выборов органов государственной  власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава  органов государственной власти субъекта Российской Федерации или  органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов  и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении  соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

51. Собрания, конференции,  сходы граждан

- Могут созываться, а могут не созываться (диспозитивный характер). Устанавливаются уставами МО  на основе закона субъекта РФ.

- Если сход обладает функциями представительного органа, то он обладает и полномочиями. В таком случае решения схода будут считаться правомочными  при участии более 50% жителей МО.

Может выступать в форме  территориального общественного самоуправления (ТОС). Может созываться по мере необходимости  представительными органами, собрания проходят в присутствии представителей ОМС.

Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов, членов  иных выборных органов местного  самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления  осуществляются на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании  при обеспечении установленных  законом избирательных прав граждан.

2. Порядок проведения  муниципальных выборов определяется  законами субъектов Российской  Федерации.

3. Федеральные органы  государственной власти и органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации гарантируют  проведение муниципальных выборов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27)Формы прямого  волеизъявления граждан рекомендательного  характера (правотворческая инициатива,собрания, конференции, территориальное обещественное самоуправления, публичные слушанья и т.п.) 

Народная правотворческая  инициатива

Возможность население на создание проектов правовых актов по вопросам местного значения. Данный проект  направляется в представительный ОМС, где рассматривается в открытом заседании в присутствии инициаторов. Это подлежит обязательному опубликованию.

При этом применяются положения  о местном референдуме.

Такая возможность и порядок  обращения фиксируется в уставе МО.

Органы Территориального   общественного   самоуправления (ТОС) В соответствии с ФЗ № 154 (ст.27) под террито-риальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений,     не     являющихся     муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы ТОС. Здесь можно сделать несколько выводов: Во-первых, ТОСН не является муниципальным самоуправлением. Его деятельность носит общественный характер, тогда как муниципальное самоуправление - это властная деятельность, имеющая правовую юридическую значимость. Во-вторых, - это форма участия    населения отдельных микротерриторий муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, участие в осуществлении местного самоуправления далеко не равнозначно <осуществлению местного самоуправления>. В-третьих, ТОСН функционирует под контролем органов местного самоуправления, что прямо закрепляется уставом соответствующего муниципального образования’. ТОС осуществляется населением как непосредственно (то есть путем созыва собраний, сходов, конференций граждан, проживающих на отдельных микротерриториях муниципального образования), так и через образуемые на этих  собраниях органы   ТОС:   советы,   комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домов, улиц, кварталов и т.п.  В   соответствии   с   Уставом   муниципального образования   указанные   органы   могут   являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления ТОСН определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными актами органов местного самоуправления. Наряду с указанными в ФЗ № 154 формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления.

 

28)Ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

Ответственность ОМС: понятие, виды. Ответственность перед населением, государством, физ. и юр. лицом. Под  ответственностью ОМС и .должностных  лиц местного самоуправления понимается претерпевание ими в случае совершения ими правонарушений лишений личного. организационного или материального характера. Речь, в данном случае, идет прежде всего о мерах уголовной,      административной,      дисциплинарной, организационно-правовой               (имущественной) ответственности, которые могут возлагаться на ОМС и должностных лиц местного самоуправления на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед: - населением муниципального образования; - государством; - физическими и юридическими лицами. Ответственность ОМС и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия. Порядок и условия ответственности ОМС и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты   доверия   населения   определяется   уставами муниципальных образований. Недоверие населения муниципального образования ОМС и должностным лицам местного самоуправления может быть выражено на местном референдуме,  либо  на  собрании  (сходе)  граждан муниципального образования.  Ответственность ОМС и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, Устава муниципального образования. В этом случае, в зависимости от характера правонарушения     и     субъекта,     совершившего правонарушение, к ним могут быть применены меры уголовной, -   административной,      дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности и, в соответствии с действующим законодательством в РФ. Вместе с тем, ФЗ Н 154 предусматривает в случае нарушения законности в деятельности ОМС и выборных должностных лиц местного  самоуправления,  меры ответственности организационного характера, то есть досрочное прекращение их полномочий и назначение новых выборов законодательным (представительным) органов государственной власти субъекта РФ. Порядок реализации данной нормы предусмотрен п.З ст.49 и имеет как бы две стадии. 1. В случае неоднократных нарушений ОМС и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, Устава муниципального образования, которые были установлены соответствующим судом,   законодательный {представительный) орган государственной власти субъекта РФ может обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия    деятельности    ОМС,    выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, конституции, уставу субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, Уставу муниципального образования. 2.   Если   такое   заключение соответствующего суда получено, то это будет являться основанием    для    рассмотрения    законодательным (представительным)  органом государственной  власти субъекта РФ  вопроса  о прекращении полномочий соответствующего ОМС, выборного должностного лица местного самоуправления. Ответственность ОМС и должностных лиц местного самоуправления  может наступить также  в  случае неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных им законом отдельных государственных полномочий, однако, в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами  государственной  власти материальными и финансовыми средствами. Ответственность ОМС и должностных лиц за осуществление делегированных полномочий может иметь различный характер: организационный (изъятие из их компетенции этих полномочий), финансово-материальный (прекращение передачи им соответствующих материальных и финансовых средств).

Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или  бездействия ОМС и должностных  лиц местного самоуправления возмещается  ими на основании судебного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29)Муниципальная  собственность как экономическая  основа местного самоуправления: понятие,состав,формирование.

Муниципальная собственность: понятие, состав, реестр мун. соб-ти. Конституция   РФ   закрепляет   такую   форму собственности как муниципальная собственность, которая признается и защищается равным образом с частной, государственной и иными формами собственности.  Известно, что право собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения собственностью, причем собственником является именно тот субъект, который наделен всеми тремя элементами  права собственности.  Статья  130, ч.1 Конституции РФ закрепила, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью: иначе говоря, в соответствии с указанной конституционной нормой муниципальная     собственность     на     территории муниципального образования принадлежит его населению, то есть ее законным собственником является население муниципального образования в целом, которое может самостоятельно    распоряжаться    и    использовать муниципальную собственность, а может передавать это право ОМС, должностным лицам местного самоуправления данного муниципального образования в соответствии с его Уставом.   Муниц. собств-ть имеет свой состав, куда входят: - средства местного бюджета; - муниципальные внебюджетные фонды; - имущество ОМС; - муниципальные земли; - природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; - муниципальные предприятия и организации; - муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; - муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные   учреждения   образования, здравоохранения, культуры и спорта; - другое движимое и недвижимое имущество. Каковы пути создания (образования) муниципальной собственности в РФ? 1 - это передача муниципальным образованиям в   установленном   законом   порядке   федеральной собственности,

2   -   это   создание   и   приобретение муниципальным   образованием,   органами   местного  самоуправления, объектов муниципальной  собственности за счет собственных  средств. 3 - это участие ОМС в   иных формах собств-ти путем форм-я в них своей доли (пая), что является в этой части муниципальной собственностью. 4 - это передача (или приобретение) в муниципальную собственность объектов негосударственной собственности (частной, общественных организаций и т.п.). Управление    муниципальной    собственностью относится к ведению ОМС, которые самостоятельно от имени населения муниципального образования пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе: - передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам; - сдавать их в аренду; - отчуждать в установленном порядке; - * совершать с имуществом, находящимся в муниципальной   собственности,   иные   сделки,   не запрещенные законом: - определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов  муниципальной собственности (например, обязательство не изменять основной профиль работы того или иного предприятия в течение 2 лет и т.п.). ОМС в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Одной из важных форм управления МУНИЦИПАЛЬНОЙ собственностью является ее приватизация. Порядок и условия приватизации  муниципальной собственности определяются    населением    непосредственно    или представительными ОМС самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. ОМС самостоятельно формируют и утверждают перечень (реестр) объектов (имущества), составляющих муниципальную     собственность     соответствующего муниципального образования. Данный перечень (реестр) объектов (имущества) муниципальной собственности должен быть обнародован, носить открытый характер.

 

 

 

30) Финансовая  основа МСУ: доходы, расходы бюджета,  местные налоги и сборы.

Финансово-экономическая  основа местного самоуправления

Финансово-экономическая  основа местного самоуправления является непременным условием реальности и  эффективности муниципальной деятельности. Она обеспечивает хозяйственную  самостоятельность местного самоуправления, служит удовлетворению потребностей населения.

С точки зрения муниципального права, финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения, связанные с формированием и  использованием муниципальной собственности  и финансовых средств муниципального образования, а также отношения, возникающие в связи с управлением  и пользованием государственными материальными  и финансовыми средствами, переданными  органам местного самоуправления в  соответствии с законом.

В состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджету, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъектов Российской федерации  и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Финансовые средства муниципального образования (местные финансы) - это  совокупность денежных средств, формируемых  и используемых для решения вопросов местного значения, к ним относятся: средства местного бюджета; государственные  и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления; муниципальные  внебюджетные средства; финансовые ресурсы  предприятий, учреждений, находящихся  в муниципальной собственности; средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты).

Наличие собственного местного бюджета является необходимым условием существования любого муниципального образования.

Конституция Российской Федерации  закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный  бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Расходная часть  местных бюджетов определяется предметами ведения муниципальных образований  и включает расходы на решение  вопросов местного значения, реализацию планов и программ социально- экономического развития территорий. Кроме того, в  расходной части местных бюджетов предусматривается финансирование отдельных государственных полномочий.

Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"