Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"
26)Формы прямого
волеизъявления граждан
Местный референдум
Голосование граждан по вопросам местного значения и является высшим непосредственным актом выражения власти народа (ст.3 Конституции РФ. ФКЗ «О референдуме», ФЗ № 124).
Решение, принятое на референдуме, обязательно к исполнению и опубликованию в СМИ.
Решение может быть признано недействительным:
1. при нарушении процедуры проведения референдума.
2. при опротестовании решения судом.
3. новым референдумом (по истечении 2 лет).
На референдум субъекта
Российской Федерации, местный
референдум не могут быть
а) о досрочном прекращении
или продлении срока
б) о формировании состава
органов государственной власти
субъекта Российской Федерации или
органов местного самоуправления, персональном
составе органов
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
51. Собрания, конференции, сходы граждан
- Могут созываться, а могут не созываться (диспозитивный характер). Устанавливаются уставами МО на основе закона субъекта РФ.
- Если сход обладает функциями представительного органа, то он обладает и полномочиями. В таком случае решения схода будут считаться правомочными при участии более 50% жителей МО.
Может выступать в форме территориального общественного самоуправления (ТОС). Может созываться по мере необходимости представительными органами, собрания проходят в присутствии представителей ОМС.
Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов, членов
иных выборных органов
2. Порядок проведения
муниципальных выборов
3. Федеральные органы
государственной власти и
27)Формы прямого
волеизъявления граждан
Народная правотворческая инициатива
Возможность население на
создание проектов правовых актов по
вопросам местного значения. Данный проект
направляется в представительный ОМС,
где рассматривается в открытом
заседании в присутствии
При этом применяются положения о местном референдуме.
Такая возможность и порядок обращения фиксируется в уставе МО.
Органы Территориального общественного самоуправления (ТОС) В соответствии с ФЗ № 154 (ст.27) под террито-риальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы ТОС. Здесь можно сделать несколько выводов: Во-первых, ТОСН не является муниципальным самоуправлением. Его деятельность носит общественный характер, тогда как муниципальное самоуправление - это властная деятельность, имеющая правовую юридическую значимость. Во-вторых, - это форма участия населения отдельных микротерриторий муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, участие в осуществлении местного самоуправления далеко не равнозначно <осуществлению местного самоуправления>. В-третьих, ТОСН функционирует под контролем органов местного самоуправления, что прямо закрепляется уставом соответствующего муниципального образования’. ТОС осуществляется населением как непосредственно (то есть путем созыва собраний, сходов, конференций граждан, проживающих на отдельных микротерриториях муниципального образования), так и через образуемые на этих собраниях органы ТОС: советы, комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домов, улиц, кварталов и т.п. В соответствии с Уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления ТОСН определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными актами органов местного самоуправления. Наряду с указанными в ФЗ № 154 формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления.
28)Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
Ответственность ОМС: понятие,
виды. Ответственность перед
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия ОМС и должностных лиц местного самоуправления возмещается ими на основании судебного решения.
29)Муниципальная
собственность как
Муниципальная собственность: понятие, состав, реестр мун. соб-ти. Конституция РФ закрепляет такую форму собственности как муниципальная собственность, которая признается и защищается равным образом с частной, государственной и иными формами собственности. Известно, что право собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения собственностью, причем собственником является именно тот субъект, который наделен всеми тремя элементами права собственности. Статья 130, ч.1 Конституции РФ закрепила, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью: иначе говоря, в соответствии с указанной конституционной нормой муниципальная собственность на территории муниципального образования принадлежит его населению, то есть ее законным собственником является население муниципального образования в целом, которое может самостоятельно распоряжаться и использовать муниципальную собственность, а может передавать это право ОМС, должностным лицам местного самоуправления данного муниципального образования в соответствии с его Уставом. Муниц. собств-ть имеет свой состав, куда входят: - средства местного бюджета; - муниципальные внебюджетные фонды; - имущество ОМС; - муниципальные земли; - природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; - муниципальные предприятия и организации; - муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; - муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; - другое движимое и недвижимое имущество. Каковы пути создания (образования) муниципальной собственности в РФ? 1 - это передача муниципальным образованиям в установленном законом порядке федеральной собственности,
2 - это создание
и приобретение муниципальным
образованием, органами местного
самоуправления, объектов муниципальной
собственности за счет
30) Финансовая основа МСУ: доходы, расходы бюджета, местные налоги и сборы.
Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Финансово-экономическая
основа местного самоуправления является
непременным условием реальности и
эффективности муниципальной
С точки зрения муниципального
права, финансово-экономические основы
местного самоуправления представляют
собой совокупность правовых норм,
закрепляющих и регулирующих отношения,
связанные с формированием и
использованием муниципальной собственности
и финансовых средств муниципального
образования, а также отношения,
возникающие в связи с
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджету, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Финансовые средства муниципального образования (местные финансы) - это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения, к ним относятся: средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; муниципальные внебюджетные средства; финансовые ресурсы предприятий, учреждений, находящихся в муниципальной собственности; средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты).
Наличие собственного местного бюджета является необходимым условием существования любого муниципального образования.
Конституция Российской Федерации
закрепляет право органов местного
самоуправления самостоятельно формировать,
утверждать и исполнять местный
бюджет. Органы местного самоуправления
самостоятельно распоряжаются средствами
местных бюджетов. Расходная часть
местных бюджетов определяется предметами
ведения муниципальных
Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"