Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"
Система государственного и муниципального управления
1)Хар-ка мировых форм правления
2)Хар-ка форм политического и территориального устройства гос-ва
3) Гос-во и гражданское общество. Формы взаимодействия гос-ва с гражд. обществом. (указ Президента РФ от 01.02.2011 № 120 "О Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека"(вместе с "Положением и Совете при Президенте РФ по развитию гражд. общества и правам человека")
4) Гос. управление :сущность, виды, функции, принципы, технологии.
5)Правовое обестпечение госуд. управления(система, порядок принятия и разработки нпа)
6) Кадровое обеспечение гос. управления. Гос. служба. (ФЗ №79 и №58 )
7) Формирование, структура, функции и полномочия органов зконодательной власти РФ. Го. Дума РФ. (ФЗ №3)
8) Формирование, структура, функции и полномочия органов зконодательной власти РФ.Совет Федерации РФ, (Фз №113)
9)Президент РФ:порядок избрания, полномочия. (Конституция РФ Глава 4. и ФЗ №19,№68,№12)
10) Органы обеспечения Президентской власти (Указ Президента №400 и указ № 590)
11)Формирование, структура,
функции и полномочия
12)Формирование, структура, функции и полномочияорганов судебной власти (ФКЗ № 1)
13) Формирование, структура, функции и полномочия органов госуд. власти субъектов РФ.
14) Формирование, структура, функции и полномочия органов госуд. контроля. (ФЗ № 4)
15) Планирование, как инструмент госуд. политики. Программы социально-экономического развития.
16) Факторы и направления госуд. политики.
17)
Нормы международных актов,
18) Федеральное законодательство об основах МСУ.
19) Основные модели МСУ
20) Понятие муниц. образования, МО как экономическая система.
21) Критерии систематизации МО и основные типы МО в РФ.
22)Представительный орган МО и его роль в системе органов МС.
23) Организационно-правовой статус главы Мо.
24)Местная
администрация и глава
25) Иные органы мениципального управления. (примеры на основании устава МО)
26)Формы прямого
27)Формы прямого
28)Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
29)Муниципальная
30) Финансовая основа МСУ: доходы, расходы бюджета, местные налоги и сборы.
1)Хар-ка мировых форм правления
Форма гос-го правления:
общая хар-ка
Форма правления (отвечает на ? кто правит,
кому принадлежит власть, видовое понятие)
– это элемент устройства гос-ва, который
характеризует порядок формирования высших
органов гос-ой власти, гос-го управления
и их функционирования. Различаю 2 основные
формы правления: монархическую и республиканскую.
Монархия бывает абсолютная (монарх обладает
всей полнотой власти) и ограниченная
(власть монарха ограничена каким-либо
лицом или выборным органом): сословно-представительную
(ограничение власти сословий), дуалистическую
(формально-юридическое разделение власти
между монархом и парламентом), парламентарную
(власть короля ограничена парламентом),
конституционную (полномочия монарха
ограничены онституциией) и республику
аристократическую (участие в формировании
высших органов управления принимает
меньшинство), демократическую (весь народ
принимает участие), парламентарную (высший
орган исполнительной власти и высшие
должностные лица назначаются парламентом,
как высший орган законодательной власти),
президентскую (высший орган исполнительной
власти формируется президентом, высшие
должностные лица формируются народом).
Монархия как форма гос-го правления
Монархия (единовластие) – такое гос-во, в к-ом верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы гос-ва. Пост манарха обычно передает по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Вилы монархии: 1.абсолютная (вя полнота гос-ой власти – законодательной, исполнительной и судебно – сосредоточена в руках монарха, например, монархии в России 17-18 вв., во Франции до рев-ции 1789). Хаар-ка абсолютной монархии: - крайняя централизация; - жесткие формы отправления власти. 2.Ограниченная (власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией, например, монархия в Бельгии, Испании и др.). Виды ограниченной монархии: 1.сословно-представительная (ограничение власти сословий); 2.дуалистическая (сосредоточение в руках монарха больших полномочий в сфере гос-ой власти); 3.парламентарная (монарх лишен реальных полномочий и в законодательной, и в исполнительной власти, выполняет представительские функции); 4.конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
14.Республика как форма гос-го правления
Республика – форма правления, при к0ой высшая гос-ая власть принадлежит выбранному на определенный срок органу власти. Данный термин был введен Макиавелли. Признаки рес-ой формы правления: -существование единоличного и коллегиального главы гос-ва; -выборность на определенный срок главы гос-ва и др.верховных органов гос-ой власти; -осуществление гос-ой власти не по своему велению, а по поручению народа; - юр.ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; - обязательность решений верховной гос-ой власти; -источником суверенитета в республике выступает народ; -власть носит рациональных хар-р, разумно обоснованный, целесообразный. Виды республики: 1.парламентарная (Италия, Германия), президент является номинальным главой гос-ва; 2.президентская (США) главой гос-ва, правительства, исполнительной власти является президент; 3.смешанная республика (Франция, Россия) сочетает черты президентской республики; а)полупрезидентская (Франция) учитываются интересы большинства избирателей, б)суперпрезидентская (Белоруссия) сосредоточение высшей власти в руках президента, разросшаяся и неконтролируемая резидентская власть.
2)Хар-ка форм политического и территориального устройства гос-ва
Государственное устройство
представляет собой политико-
Выделяют 2 вида государственного устройства: простой (унитарное государство) и сложный (федеративное государство).
Унитарное государство представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:
1.единый центр
2.одна система
3.единое гражданство;
4.единая судебная система;
5.одноканальная система налогов;
6.административно-
Унитарные государства могут быть централизованными (отсутствует местное самоуправление, во главе стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованными (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью).
Федерация – это сложное государственное устройство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Образования с составе федерации носят название субъектов. Входящие в федерацию субъекты не обладают государственным суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации. Федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов.
16.Федеративное гос-во: понятие и признаки
Федерация – это сложное государственное устройство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Образования с составе федерации носят название субъектов. Входящие в федерацию субъекты не обладают государственным суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации. Федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов.
Признаки : территория федерации состоит из территории субъектов; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-ым органам; компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией; субъекты федерации имеют свои конституционные, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов Федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны); две системы (федеральный и верховный); двухканальная система налогов. Среди видов федераций различают национальную (США, Мексика, ФРГ и др) и территориальную (способствует укреплению государственности, Индия) федерации, также симметричные (все субъекты имеют одинаковое правовое положение) и ассиметричные (субъекты имеют разный правовой
17.Унитарное гос-во: понятие и признаки
Унитаризм – гос-ое устройство,
характеризующееся централизованным
руководством административно-
1.единый центр
2.одна система
3.единое гражданство;
4.единая судебная система;
5.одноканальная система налогов;
6.административно-
Унитарные государства могут быть централизованными (отсутствует местное самоуправление, во главе стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованными (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью).
18. Политический (гос-ый) режимы
Режим – гос-ый строй.
Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания длеятельности гос-ва. Политический режим (отвечает на ? кто отправляет власть, в чьих она интересах) – это совокупность приемов и методов, с помощью к-ых гос-ые органы осуществляют принадлежащую им власть.
Политический режим (в
широком смысле) – уровень гарантированности
демократических прав и полит-их
свобод личности, степень соответствия
официальной конституции и
Полит-ий режим бывает: недемократическим сосредоточение всей гос-ой власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэконом-ми принципами (деспотическим, тираническим, олигархическим, аристократическим, авторитарным, тоталитарным, фашистским);
демократическим: гос-ная власть действует в интересах общества в целом (социально-демократическим, либерально-демократическим, парламентским).
19.Понятие и признаки демократического режима
Демократический режим – одна из разновидностей ли берального режима, основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участия народа в управлении гос-ом. Демок-ое гос-во обеспечивает для своих граждан социально-экономическое благополучие и устанавливает конституциональные гарантии их прав и свобод. Народ является источником власти. Депутаты и высшие должностные лица избираются. Демократическое общество характеризуется совпадением объекта и субъекта управления. Управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Принятие решения осуществляется путем голосования и методом согласования при принятии решений. Демократический режим имеет свои проблемы: -чрезмерное социальное расслоение общества; своеобразная диктатура демократии (авторитарное господство большинства) и т.д. Демократический режим появляется в тех гос-вах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, др.социальным силам, соглашаются на компромиссы в организации и осуществлении гос-ой власти. Хаар-ные черты: народовластие, свобода личности в экономической сфере, реальная гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина, функционирование гос-ой власти на основе принципа разделения властей, выборность и сменяемость, децентрализация гос-ой власти, учет интересов и мнения меньшинства, политический плюрализм, наличие легальной оппозиции.
Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"