Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

Система государственного и  муниципального управления

 

1)Хар-ка мировых форм правления

2)Хар-ка форм политического и территориального устройства гос-ва

3) Гос-во и гражданское  общество. Формы взаимодействия  гос-ва с гражд. обществом. (указ Президента РФ от 01.02.2011 № 120 "О Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека"(вместе с "Положением и Совете при Президенте РФ по развитию гражд. общества и правам человека")

4) Гос. управление :сущность, виды, функции, принципы, технологии.

5)Правовое обестпечение госуд. управления(система, порядок принятия и разработки нпа) 

6) Кадровое обеспечение  гос. управления. Гос. служба. (ФЗ  №79 и №58 )

7) Формирование, структура,  функции и полномочия органов  зконодательной власти РФ. Го. Дума РФ. (ФЗ №3)

8) Формирование, структура,  функции и полномочия органов  зконодательной власти РФ.Совет Федерации РФ, (Фз №113)

9)Президент РФ:порядок избрания, полномочия. (Конституция РФ Глава 4. и ФЗ №19,№68,№12)

10) Органы обеспечения  Президентской власти (Указ Президента  №400 и указ № 590)

11)Формирование, структура,  функции и полномочия федеральных  органов исполнительной власти. "Федер. Констит. закон №2)

12)Формирование, структура,  функции и полномочияорганов судебной власти (ФКЗ № 1)

13) Формирование, структура,  функции и полномочия органов  госуд. власти субъектов РФ.

14) Формирование, структура,  функции и полномочия органов  госуд. контроля. (ФЗ № 4)

15) Планирование, как инструмент госуд. политики. Программы социально-экономического развития.

16) Факторы и направления госуд. политики.

17) Нормы международных актов, действующие  в сфере МСУ

18) Федеральное законодательство  об основах МСУ.

19) Основные модели МСУ

20) Понятие муниц. образования, МО как экономическая система.

21) Критерии систематизации МО и  основные типы МО в РФ.

22)Представительный орган  МО и его роль в системе  органов МС.

23) Организационно-правовой  статус главы Мо.

24)Местная  администрация и глава администрации:  основные функции, полномочия.

25) Иные органы мениципального управления. (примеры на основании устава МО)

26)Формы прямого волеизъявления  граждан обязательного хар-ра (местный референдум, мениц. выборы, голосование по отзыву, сход граждан)

27)Формы прямого волеизъявления  граждан рекомендательного характера  (правотворческая инициатива,собрания, конференции, территориальное обещественное самоуправления, публичные слушанья и т.п.) 

28)Ответственность органов  и должностных лиц местного  самоуправления.

29)Муниципальная собственность  как экономическая основа местного  самоуправления: понятие,состав,формирование.

30) Финансовая основа МСУ:  доходы, расходы бюджета, местные  налоги и сборы.

1)Хар-ка мировых форм правления

Форма  гос-го  правления:  общая  хар-ка 
Форма правления (отвечает на ? кто правит, кому принадлежит власть, видовое понятие) – это элемент устройства гос-ва, который характеризует порядок формирования высших органов гос-ой власти, гос-го управления и их функционирования. Различаю 2 основные формы правления: монархическую и республиканскую. Монархия бывает абсолютная (монарх обладает всей полнотой власти) и ограниченная (власть монарха ограничена каким-либо лицом или выборным органом): сословно-представительную (ограничение власти сословий), дуалистическую (формально-юридическое разделение власти между монархом и парламентом), парламентарную (власть короля ограничена парламентом), конституционную (полномочия монарха ограничены онституциией) и республику аристократическую (участие в формировании высших органов управления принимает меньшинство), демократическую (весь народ принимает участие), парламентарную (высший орган исполнительной власти и высшие должностные лица назначаются парламентом, как высший орган законодательной власти), президентскую (высший орган исполнительной власти формируется президентом, высшие должностные лица формируются народом).

Монархия как форма  гос-го правления

Монархия (единовластие) –  такое гос-во, в к-ом верховная  власть в стране сосредоточена (полностью  или частично) в руках единоличного главы гос-ва. Пост манарха обычно передает по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Вилы монархии: 1.абсолютная (вя полнота гос-ой власти – законодательной, исполнительной и судебно – сосредоточена в руках монарха, например, монархии в России 17-18 вв., во Франции до рев-ции 1789). Хаар-ка абсолютной монархии: - крайняя централизация; - жесткие формы отправления власти. 2.Ограниченная (власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией, например, монархия в Бельгии, Испании и др.). Виды ограниченной монархии: 1.сословно-представительная (ограничение власти сословий); 2.дуалистическая (сосредоточение в руках монарха больших полномочий в сфере гос-ой власти); 3.парламентарная (монарх лишен реальных полномочий и в законодательной, и в исполнительной власти, выполняет представительские функции); 4.конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

14.Республика как форма  гос-го правления

Республика – форма  правления, при к0ой высшая гос-ая власть принадлежит выбранному на определенный срок органу власти. Данный термин был введен Макиавелли. Признаки рес-ой формы правления: -существование единоличного и коллегиального главы гос-ва; -выборность на определенный срок главы гос-ва и др.верховных органов гос-ой власти; -осуществление гос-ой власти не по своему велению, а по поручению народа; - юр.ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; - обязательность решений верховной гос-ой власти; -источником суверенитета в республике выступает народ; -власть носит рациональных хар-р, разумно обоснованный, целесообразный. Виды республики: 1.парламентарная (Италия, Германия), президент является номинальным главой гос-ва; 2.президентская (США) главой гос-ва, правительства, исполнительной власти является президент; 3.смешанная республика (Франция, Россия) сочетает черты президентской республики; а)полупрезидентская (Франция) учитываются интересы большинства избирателей, б)суперпрезидентская (Белоруссия) сосредоточение высшей власти в руках президента, разросшаяся и неконтролируемая резидентская власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Хар-ка форм политического и территориального устройства гос-ва

Государственное устройство представляет собой политико-территориальную  организацию государства, включая  характер взаимоотношений между  центральными и местными властями.

Выделяют 2 вида государственного устройства: простой (унитарное государство) и сложный (федеративное государство).

Унитарное государство представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе  государственных образований. Ему  присущи следующие черты:

1.единый центр государственной  власти для всей страны;

2.одна система законодательства;

3.единое гражданство;

4.единая судебная система;

5.одноканальная система  налогов;

6.административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью, но наделяются  компетенцией в экономической,  социальной и культурной сферах.

Унитарные государства могут  быть централизованными (отсутствует  местное самоуправление, во главе  стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованными (местные  органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью).

Федерация – это сложное  государственное устройство, в составе  которого имеются государственные  образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Образования  с составе федерации носят  название субъектов. Входящие в федерацию  субъекты не обладают государственным  суверенитетом, т.е. полным верховенством  на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации. Федеральное  законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и  имеет приоритет перед актами законодательства субъектов.

16.Федеративное гос-во: понятие  и признаки

Федерация – это сложное  государственное устройство, в составе  которого имеются государственные  образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Образования  с составе федерации носят  название субъектов. Входящие в федерацию  субъекты не обладают государственным  суверенитетом, т.е. полным верховенством  на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации. Федеральное  законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и  имеет приоритет перед актами законодательства субъектов.

Признаки : территория федерации  состоит из территории субъектов; верховная  законодательная, исполнительная и  судебная власть принадлежит федеральным  гос-ым органам; компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией; субъекты федерации имеют свои конституционные, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов Федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны); две системы (федеральный и верховный); двухканальная система налогов. Среди видов федераций различают национальную (США, Мексика, ФРГ и др) и территориальную (способствует укреплению государственности, Индия) федерации, также симметричные (все субъекты имеют одинаковое правовое положение) и ассиметричные (субъекты имеют разный правовой

17.Унитарное гос-во: понятие  и признаки

Унитаризм – гос-ое устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) гос-ых образований, например, Франция, Норвегия, Греция и др. Унитарное государство представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

1.единый центр государственной  власти для всей страны;

2.одна система законодательства;

3.единое гражданство;

4.единая судебная система;

5.одноканальная система  налогов;

6.административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью, но наделяются  компетенцией в экономической,  социальной и культурной сферах.

Унитарные государства могут  быть централизованными (отсутствует  местное самоуправление, во главе  стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованными (местные  органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью).

18. Политический (гос-ый) режимы

Режим – гос-ый строй.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между  социальными группами, сутью которой  является определение форм, задач, содержания длеятельности гос-ва. Политический режим (отвечает на ? кто отправляет власть, в чьих она интересах) – это совокупность приемов и методов, с помощью к-ых гос-ые органы осуществляют принадлежащую им власть.

Политический режим (в  широком смысле) – уровень гарантированности  демократических прав и полит-их свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых форм полит-им реалиям, характер отношения  властных структур к правовым основам  гос-ой и общественной жизни.

Полит-ий режим бывает: недемократическим сосредоточение всей гос-ой власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэконом-ми принципами (деспотическим, тираническим, олигархическим, аристократическим, авторитарным, тоталитарным, фашистским);

демократическим: гос-ная власть действует в интересах общества в целом (социально-демократическим, либерально-демократическим, парламентским).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Понятие и признаки  демократического режима

Демократический режим –  одна из разновидностей ли берального режима, основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участия народа в управлении гос-ом. Демок-ое гос-во обеспечивает для своих граждан социально-экономическое благополучие и устанавливает конституциональные гарантии их прав и свобод. Народ является источником власти. Депутаты и высшие должностные лица избираются. Демократическое общество характеризуется совпадением объекта и субъекта управления. Управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Принятие решения осуществляется путем голосования и методом согласования при принятии решений. Демократический режим имеет свои проблемы: -чрезмерное социальное расслоение общества; своеобразная диктатура демократии (авторитарное господство большинства) и т.д. Демократический режим появляется в тех гос-вах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, др.социальным силам, соглашаются на компромиссы в организации и осуществлении гос-ой власти. Хаар-ные черты: народовластие, свобода личности в экономической сфере, реальная гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина, функционирование гос-ой власти на основе принципа разделения властей, выборность и сменяемость, децентрализация гос-ой власти, учет интересов и мнения меньшинства, политический плюрализм, наличие легальной оппозиции.

Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"