Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

 

11)Формирование, структура,  функции и полномочия федеральных  органов исполнительной власти. "Федер. Констит. закон №2)

Правительство РФ в системе  государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции  РФисполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ– высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть.

В состав Правительства РФ входят:

1) Председатель Правительства  РФ;2) заместители Председателя Правительства  РФ;3) федеральные министры.В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФПрезидент назначаетс согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким—либо сроком не связан).Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФтакже осуществляется Президентом РФ по личному заявлению об отставке, в случаях выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства). Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ, при этом по поручению Президента РФ Правительство РФ продолжает функционировать до формирования нового Правительства, а исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе поручить одному из заместителей Председателя Правительства на срок до 2 месяцев.Правительство является высшим органом исполнительной власти в РФ, но основной объем работы по государственному управлению выполняется федеральными органами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведена достаточно серьезная реформа системы исполнительной власти в России. Указ закрепляеттри вида федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство, федеральную службу и федеральное агентство.Правительство РФосуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и др., руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12)Формирование, структура,  функции и полномочияорганов судебной власти (ФКЗ № 1)

Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви  государственной власти (ст. 10 Конституции  РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФправосудие(особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею)в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные органы правосудия не отправляют. Запрещает Конституция РФ и создание чрезвычайных судов.

Судебная система включает в себя следующие суды:

1) Конституционный Суд  РФ, конституционный (уставный) суд  субъекта Российской Федерации;

2) суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд,  верховный суд республики, краевой,  областной, окружной суд, военный  суд, Верховный Суд РФ);

3) арбитражный суд (субъекта  Российской Федерации, апелляционный,  окружной, Высший Арбитражный Суд  РФ);

4) третейский суд.

Судебная система России закреплена в федеральном конституционном  законе «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация  признает юрисдикцию какого—либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения  являются обязательными для России.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом административное судопроизводство организационно оформлено  не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет самостоятельной  подсистемы административных судов (их создание – вопрос осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из административных правоотношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные  административные коллегии).

В отличие от законодательной  и исполнительной властей носителем  судебной власти является не какой—либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья  единолично, которые выступают от имени государства.

Законодательство предусматривает  достаточно высокие требования к  носителям судейской мантии (по сравнению  с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–I «О статусе судей в Российской Федерации». Правосудие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общихконституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательствах.

Судебные органы РФ: порядок  формирования, состав и компетенция 

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие натри ветви:1) конституционное правосудие;2) общее правосудие;3) арбитражное  правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

1) федеральных законов  и нормативных правовых актов  Президента РФ, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  РФ;

2) конституций республик,  уставов, законов субъектов РФ;

3) договоров между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти  субъектов РФ, договоров между  субъектами РФ;

4) не вступивших в силу  международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает  споры о компетенции:

1) между федеральными  органами государственной власти;

2) между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ;

3) между высшими государственными  органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Верховный Суд РФявляется высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел  в качестве суда первой инстанции, в  кассационном порядке, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд  РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всегосудьи.

Требования к кандидату  на должность судьи следующие:

1) гражданство РФ;

2) возрастной ценз (не  моложе 25 лет);

3) высшее юридическое  образование;

4) стаж работы по юридической  профессии не менее 5 лет;

5) отсутствие медицинских  противопоказаний. Судьи Конституционного  Суда РФ, Верховного Суда

РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ, судьи других федеральных  судов – Президентом РФ, судьи  конституционных (уставных) судов –  законодательными органами субъектов  Российской Федерации, мировые судьи  назначаются (избираются) на должность  по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13) Формирование, структура, функции и полномочия  органов госуд. власти субъектов РФ.

 

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Исполнительная власть в  субъектах РФ занимает ведущее место  в системе органов государственной  власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов  РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной  власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы  государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя  законов и по своему политическому  весу превосходит законодательную  власть.

Формирование системы  органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов  РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, федеральным законом, а также нормативными актами, определяющими  правовой статус республики, края, области  как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов  власти. Такими актами являются конституции, уставы краев и областей, схема  управления, законы, а также положения  об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с конституционным  принципом разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный орган  и высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они взаимодействуют  в целях28бэффективного управления процессами экономического и социального  развития субъекта РФ и в интересах  его населения.

Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

1) рганы, составляющие аппарат главы администрации;

2) управления, комитеты, отделы  и прочие службы администрации,  находящиеся в двойном подчинении  с преобладанием подчинения главе  администрации;

3) территориальные органы  федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов  исполнительной власти субъекта  РФ, но имеющие ярко выраженную  вертикальную подчиненность. Кроме  того, в субъектах РФ действуют  различные коммерческие предприятия,  созданные на базе бывших подразделений  краевых, областных органов и  подведомственные администрации,  а также различные общественные  советы при соответствующих администрациях  и их главах.

Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого губернатором, а в Москве – мэром, и его заместителей, руководителей  многочисленных управленческих структур.

Следует отметить, что в  ряде областей (Ленинградской, Курганской), в краях (Ставропольском), городе федерального значения Москве термин «администрация»  заменен на термин «правительство», что отражает стремление этих субъектов  РФ к уравнению своих государственно—правовых  форм с республиканскими.

Органы законодательной  власти субъектов РФ

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФолицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции.

Законодательный орган государственнойвласти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Федеральным законом установлено, что не менее 50 % депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями  в соответствии с законодательством  о выборах.

Срок полномочий депутатоводного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет.

Законодательный орган принимает  конституцию (устав) и поправки к  ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование  по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Президента РФ он принимает решение о наделении  гражданина РФ полномочиями высшего  должностного лица субъекта РФ.

При отклонении кандидатур Президент проводит консультации с  законодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются  внеочередные выборы.

Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) или законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.

Выборы проводятсяна основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В течение срока своих  полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные  должности РФ, государственные должности  федеральной государственной службы, иные государственные должности  субъекта РФ или государственные  должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные  должности и муниципальные должности  муниципальной службы. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"