Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

20.Антидемократические режимы  и их хар-ка

Среди недемократических  режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный. Тоталитарный режим  хар-ся всеобъемлющим контролем гос-ва над обществом и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Этот режим обладает чертами: 1.идеологизация всей общественной жизни: на гос-ом уровне введена едина общая официальная для всей страны идеология; 2.нетерпимость ко всякому инакомыслию; 3.монополизация гос-ва на информацию, наличие гос-ой цензуры; 4.подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения; 5.однопартийность, слияние партийного и гос-го аппаратов; 6.жесткая централизация власти, иерархию к-ой возглавляет вождь; 7.упразднение местного самоуправления; 8.доминирующее положение гос-ой собственности. Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что гос-ом руководит узкий круг – правящая элита, к-ая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для данного вида режим хар-но то, что 1.власть элиты не ограничена законом; 2.народ отстранен от управления гос-вом и не может контролировать деятельность правящей элиты; 3.в полит-ой жизни допускается многопартийность; 4.имеются сферы, свободные от полит-го контроля; 5.устанавливается приоритет интересов гос-ва перед личными интересами; 6.принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников режима. Авторитарный занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

 

 

 

 

 

 

 

3) Гос-во и гражданское  общество. Формы взаимодействия  гос-ва с гражд. обществом. (указ Президента РФ от 01.02.2011 № 120 "О Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека"(вместе с "Положением и Совете при Президенте РФ по развитию гражд. общества и правам человека")

1. Совет при Президенте  Российской Федерации по развитию  гражданского общества и правам  человека (далее - Совет) является  консультативным органом при  Президенте Российской Федерации,  образованным в целях оказания  содействия главе государства  в реализации его конституционных  полномочий в области обеспечения  и защиты прав и свобод человека  и гражданина, информирования Президента  Российской Федерации о положении  дел в этой области, содействия  развитию институтов гражданского  общества в Российской Федерации,  подготовки предложений главе  государства по вопросам, входящим  в компетенцию Совета.2. Совет  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации,  федеральными конституционными  законами, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента  Российской Федерации, а также  настоящим Положением.3. Положение  о Совете и его состав утверждаются  Президентом Российской Федерации. 4. Основными задачами Совета являются:а) оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета;б) содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию указанных процессов;в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества;

г) систематическое информирование Президента Российской Федерации о  положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;д) организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;е) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;ж) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;з) подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Совета;и) содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;к) участие в укреплении международного сотрудничества в области развития гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина;л) содействие правовому просвещению населения путем активного взаимодействия Совета с представителями средств массовой информации и иных структур гражданского общества;м) анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;н) рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.5. Совет не рассматривает обращения по личным вопросам, в том числе связанным с имущественными, жилищными и трудовыми спорами, а также с жалобами на решения судов, органов следствия и дознания.6. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также требовать от них своевременного представления информации и материалов, запрашиваемых Советом;б) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;в) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений;г) привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;д) направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями по проблемам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, развития институтов гражданского общества;е) участвовать в организации и проведении круглых столов, конференций и семинаров по вопросам, относящимся к компетенции Совета;ж) использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации.7. В состав Совета входят председатель Совета, заместитель председателя Совета, ответственный секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.8. Совет формирует из числа членов Совета постоянные и временные комиссии и рабочие группы по направлениям своей деятельности. К участию в работе этих комиссий и рабочих групп могут привлекаться ученые, специалисты, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений. Состав комиссий и рабочих групп определяется решением Совета.Координацию деятельности рабочих групп осуществляет ответственный секретарь Совета.9. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.Заседание Совета ведет председатель Совета, а в случае его отсутствия - заместитель председателя Совета.Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета, за исключением решений по процедурным вопросам. При необходимости по решению Совета может проводиться заочное голосование. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета.Порядок созыва и проведения заседаний Совета, процедура принятия решений Совета, а также порядок формирования постоянных и временных комиссий и рабочих групп Совета определяются Регламентом Совета, принимаемым на заседании Совета большинством голосов от общего числа членов Совета.10. В целях обеспечения деятельности Совета председатель Совета:а) созывает очередные и внеочередные заседания Совета, организует их подготовку и проведение, определяет повестку дня заседаний;б) представляет Совет в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями, а также с организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации;в) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности Совета.11. Председатель Совета вправе:а) вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по составу Совета;б) представлять Президенту Российской Федерации от имени Совета проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Совета, а также аналитические записки и иные материалы, подготовленные по результатам организованных Советом экспертиз.12. Члены Совета участвуют в заседаниях Совета и в принятии его решений, а также в работе комиссий и рабочих групп Совета.Члены Совета вправе вносить предложения по повестке дня заседания Совета, а также получать информацию о деятельности Совета, его комиссий и рабочих групп. 13. Решения Совета носят рекомендательный характер.Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также общественные объединения, получившие рекомендации Совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Совета доводится до сведения Президента Российской Федерации.14. Совет имеет собственный бланк. При ведении переписки, связанной с деятельностью Совета, письма подписываются председателем Совета или заместителем председателя Совета.15. Обсуждаемые Советом общественно значимые вопросы и принятые на заседаниях Совета решения доводятся до сведения общественности через средства массовой информации, а также размещаются в сети Интернет.16. Обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  4) Гос. управление :сущность, виды, функции, принципы, технологии. 

  Государственное  управление – это сознательное воздействие всех государственных институтов на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

Субъект государственного управления –государственные институты, т. е. организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующие от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.

        Объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность        В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных ценностей государственного управления:

         ● правовой подход;

         ● политический подход;

         ● менеджеристский (управленческий) подход.

      Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан.

      Согласно политическому подходу, в качестве ценности государственного управления выступает максимально лучшее воплощение воли народа.

      Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления являются эффективность, экономичность и результативность 

     Качество  государственного управления обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления

Структура государственного управления как                   системы

      ● институциональная  подсистема;

      ● нормативно-правовая  подсистема;

      ● коммуникативная  подсистема;

      ●  функционально-структурная  подсистема;

      ● профессионально-кадровая  подсистема;

      ●  профессионально-культурная  подсистема;

      ● научно-технологическая  подсистема

        Институциональная подсистема – важнейший элемент системы госуправления, характеризующаяся наличием организационно-структурированной системы институтов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Нормативно-правовая подсистема – это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются: совокупность правовых норм и требований, регулирующих организацию и порядок деятельности органов государственной власти и управления, а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду.

Коммуникативная подсистема определяет управленческие отношения, официальные (юридически урегулированные) и неофициальные (деловые и неформальные) связи субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, их взаимодействие с общественными институтами, организациями, гражданами, т.е. такая коммуникация, без которой нормальное функционирование системы государственного управления невозможно

Функционально-структурная  подсистема – это функциональная структура системы органов государственного управления, различающихся в управленческих функциях по предмету, содержанию, способу и объему воздействия.

Профессионально-кадровая подсистема определяет в качестве одного из наиболее важных элементов системы государственного управления наличие в институтах власти и управления квалифицированных, профессиональных кадров, способных правильно и своевременно использовать нормативно-правовые установки, достижения науки в практической функционально-управленческой деятельности.

      Профессионально-культурная подсистема характеризует профессиональную культуру управленцев как важную составляющую системы государственного управления. Культура управленцев это субъективный фактор управления, определенное слияние интеллекта и действий. Это совокупность и характер профессиональных знаний, образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, исторического опыта и современных гуманистических ориентаций, а также реальное поведение их носителей.

      Сущность научно-технологической подсистемы заключается в том, что научная проработка и современная технологизация государственного управления позволят избежать стихийности и хаотичности в управлении, придать ему характер целеустремленности и динамичности, обеспечить высокий уровень управленческой эффективности.

Функции 
1. Институциональная 2. Регулятивная  3. Целеполагающая 4. Функциональная 5. Идеологическая

Формы государственного управления – это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управления достигаются поставленные цели.

       Выделяют  два блока форм государственного  управления: правовой и организационный.

       К правовому блоку форм относится: издание нормативных правовых актов и индивидуальных (административных) актов, заключение договоров, принятие государственных программ, регистрация, лицензирование, применение различных административных мер и др.

       Формы организационного блока включают в себя принятие государственно значимых решений по стратегическим и тактическим вопросам, определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер воздействия при возникновении тех или иных нестандартных ситуаций. Для выработки оптимальных вариантов решения той или иной государственно значимой проблемы проводятся сессии, заседания, совещания, конференции, экспертизы, консультации и согласования, а также другие мероприятия.

        Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

Классификация методов гос.управления 
В зависимости от средств управляющего воздействия различаются методы: административно-правовые, организационные, политические, экономические, социальные, информационные, идеологические и социально-психологически

      По характеру воздействия: демократические, авторитарные, принудительные, манипуляционные, мобилизационные, партисипативные.

        По результатам воздействия: революционные и реформаторские, инновационные и консерваторские.

Принципы формирования системы  гос.управления

    1. Принцип разделения  властей

    2. Принцип комплементарности

    3. Принцип субсидиарности

    4. Принцип суверенности 

    5. Принцип демократизма 

    6. Принцип гомогенности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Правовое обестпечение госуд. управления(система, порядок принятия и разработки нпа)

Правовое обеспечение  государственного управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов. Оно  начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона или  иного правового нормативного акта «охватывается» назревшая общественная потребность в упорядочении взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом (моделью, логической структурой) и в определенном направлении. Правовой документ рассчитан на многократное применение разными людьми в приблизительно подобных обстоятельствах. Здесь всегда имеются сложности, связанные с тем, что формирование норм (правил) поведения осуществляется на основе информации о прошлом (о знаемой потребности), но они должны будут применяться и в будущем, которое неведомо. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогнозный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"