Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"
20.Антидемократические режимы и их хар-ка
Среди недемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный. Тоталитарный режим хар-ся всеобъемлющим контролем гос-ва над обществом и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Этот режим обладает чертами: 1.идеологизация всей общественной жизни: на гос-ом уровне введена едина общая официальная для всей страны идеология; 2.нетерпимость ко всякому инакомыслию; 3.монополизация гос-ва на информацию, наличие гос-ой цензуры; 4.подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения; 5.однопартийность, слияние партийного и гос-го аппаратов; 6.жесткая централизация власти, иерархию к-ой возглавляет вождь; 7.упразднение местного самоуправления; 8.доминирующее положение гос-ой собственности. Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что гос-ом руководит узкий круг – правящая элита, к-ая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для данного вида режим хар-но то, что 1.власть элиты не ограничена законом; 2.народ отстранен от управления гос-вом и не может контролировать деятельность правящей элиты; 3.в полит-ой жизни допускается многопартийность; 4.имеются сферы, свободные от полит-го контроля; 5.устанавливается приоритет интересов гос-ва перед личными интересами; 6.принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников режима. Авторитарный занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.
3) Гос-во и гражданское общество. Формы взаимодействия гос-ва с гражд. обществом. (указ Президента РФ от 01.02.2011 № 120 "О Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека"(вместе с "Положением и Совете при Президенте РФ по развитию гражд. общества и правам человека")
1. Совет при Президенте
Российской Федерации по
г) систематическое информирование
Президента Российской Федерации о
положении дел в области
4) Гос. управление :сущность, виды, функции, принципы, технологии.
Государственное управление – это сознательное воздействие всех государственных институтов на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
Субъект государственного управления –государственные институты, т. е. организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующие от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.
Объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных ценностей государственного управления:
● правовой подход;
● политический подход;
● менеджеристский (управленческий) подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан.
Согласно политическому подходу, в качестве ценности государственного управления выступает максимально лучшее воплощение воли народа.
Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления являются эффективность, экономичность и результативность
Качество государственного управления обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления
Структура государственного управления как системы
● институциональная подсистема;
● нормативно-правовая подсистема;
● коммуникативная подсистема;
● функционально-структурная подсистема;
● профессионально-кадровая подсистема;
● профессионально-культурная подсистема;
● научно-технологическая подсистема
Институциональная подсистема – важнейший элемент системы
госуправления, характеризующаяся наличием
организационно-
Нормативно-правовая подсистема – это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются: совокупность правовых норм и требований, регулирующих организацию и порядок деятельности органов государственной власти и управления, а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду.
Коммуникативная подсистема определяет управленческие отношения, официальные (юридически урегулированные) и неофициальные (деловые и неформальные) связи субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, их взаимодействие с общественными институтами, организациями, гражданами, т.е. такая коммуникация, без которой нормальное функционирование системы государственного управления невозможно
Функционально-структурная подсистема – это функциональная структура системы органов государственного управления, различающихся в управленческих функциях по предмету, содержанию, способу и объему воздействия.
Профессионально-кадровая подсистема определяет в качестве одного из наиболее важных элементов системы государственного управления наличие в институтах власти и управления квалифицированных, профессиональных кадров, способных правильно и своевременно использовать нормативно-правовые установки, достижения науки в практической функционально-управленческой деятельности.
Профессионально-культурная
Сущность научно-технологической подсистемы заключается в том, что научная проработка и современная технологизация государственного управления позволят избежать стихийности и хаотичности в управлении, придать ему характер целеустремленности и динамичности, обеспечить высокий уровень управленческой эффективности.
Функции
1. Институциональная 2. Регулятивная
3. Целеполагающая 4. Функциональная 5. Идеологическая
Формы государственного управления – это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управления достигаются поставленные цели.
Выделяют
два блока форм
К правовому блоку форм относится: издание нормативных правовых актов и индивидуальных (административных) актов, заключение договоров, принятие государственных программ, регистрация, лицензирование, применение различных административных мер и др.
Формы организационного блока включают в себя принятие государственно значимых решений по стратегическим и тактическим вопросам, определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер воздействия при возникновении тех или иных нестандартных ситуаций. Для выработки оптимальных вариантов решения той или иной государственно значимой проблемы проводятся сессии, заседания, совещания, конференции, экспертизы, консультации и согласования, а также другие мероприятия.
Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.
Классификация методов гос.управления
В зависимости от
средств управляющего воздействия
различаются методы: административно-правовые,
организационные, политические, экономические,
социальные, информационные, идеологические
и социально-психологически
По характеру воздействия: демократические, авторитарные, принудительные, манипуляционные, мобилизационные, партисипативные.
По результатам воздействия: революционные и реформаторские, инновационные и консерваторские.
Принципы формирования системы гос.управления
1. Принцип разделения властей
2. Принцип комплементарности
3. Принцип субсидиарности
4. Принцип суверенности
5. Принцип демократизма
6. Принцип гомогенности
\
5)Правовое обестпечение госуд. управления(система, порядок принятия и разработки нпа)
Правовое обеспечение государственного управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона или иного правового нормативного акта «охватывается» назревшая общественная потребность в упорядочении взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом (моделью, логической структурой) и в определенном направлении. Правовой документ рассчитан на многократное применение разными людьми в приблизительно подобных обстоятельствах. Здесь всегда имеются сложности, связанные с тем, что формирование норм (правил) поведения осуществляется на основе информации о прошлом (о знаемой потребности), но они должны будут применяться и в будущем, которое неведомо. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогнозный характер.
Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"