Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной  Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации  состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации  призван выражать интересы отдельных  местностей, региональные мнения.

Основными функциями парламента являются:

1) представительство;

2) законотворчество;

3) контроль.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта  в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта  в Государственной Думе, принятие  или отклонение закона;

3) рассмотрение закона  Советом Федерации, его одобрение  или неодобрение;

4) подписание Президентом  РФ и обнародование закона.

Субъектами права законодательной  инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции  РФ):

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) депутаты Государственной  Думы;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы государственной власти  субъектов Российской Федерации;

6) Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ и Высший  Арбитражный Суд РФ, но только  по вопросам их ведения.

В реализации этих функций  участвуют обе палаты Федерального Собрания. Полномочия Совета Федерации  и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции  РФ (ст. 102 и 103).

Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует  множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции  РФ Государственной Думой принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ.

Структура и организация  деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава  и порядка формирования Совета Федерации. В верхней палате представлены все  субъекты Российской Федерации на паритетных началах – по два представителя, при этом один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации  формируется в соответствии с  Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113–ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

К компетенции Совета Федерации  отнесены следующие вопросы.

1. Возможность изменения  границ между субъектами РФ  предусмотрена ч. 3 ст. 67 Конституции  РФ, согласно которой такое изменение  требует их взаимного согласия.

Однако комментируемый пункт  определяет, что, помимо этого взаимного  согласия, требуется еще согласие Совета Федерации.

2. Возможность введения  военного положения Президентом  РФ предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции  РФ.

Указанная статья Конституции  РФ обязывает Президента РФ незамедлительно  сообщить о введении военного положения  на территории РФ или в отдельных  ее местностях палатам Федерального Собрания РФ.

3. Вопрос об использовании  Вооруженных Сил РФ за пределами  ее территории может возникать  в различных ситуациях. Он может  возникнуть в связи с отраже18бнием  агрессии против РФ, с выполнением  международных договорных обязательств, в частности в связи с выполнением  миротворческих задач.

Для принятия решений об использовании Вооруженных Сил  за пределами России в случаях, когда  это прямо предписано действующими международными договорами, согласия Совета Федерации не требуется.

4. Совет Федерации должен  принять постановление о назначении  выборов Президента РФ в одном  из двух случаев: когда истекает  срок полномочий Президента РФ  или когда должность Президента  РФ освободилась досрочно.5. Условия  и порядок отрешения Президента  РФ от должности урегулированы  в ст. 93 Конституции РФ.6. Назначение  на должность судей Конституционного  Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ осуществляется  Советом Федерации по представлению  Президента РФ (п. «е» ст. 83 Конституции  РФ).7. Полномочие Совета Федерации  по назначению Генерального прокурора  РФ сходно с вышеизложенным. Однако  есть и отличие, заключающееся  в том, что согласно самой  Конституции РФ Совет Федерации  не только назначает, но и  освобождает Генерального прокурора РФ от должности по представлению Президента РФ.8. Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе с Государственной Думой в формировании Счетной палаты РФ (в соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ), назначая заместителя Председателя палаты и шесть из двенадцати ее аудиторов.

 

 

 

 

 

8) Формирование, структура,  функции и полномочия органов  зконодательной власти РФ.Совет Федерации РФ, (Фз №113)

Структура и организация  деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Государственная Дума РФ является нижней палатой Парламента РФ.Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин  РФ, достигший 21 года и имеющий право  участвовать в выборах.

Порядок выборов депутатов  Государственной Думы устанавливается  федеральным законом: 225 депутатов  избираются по одномандатным избирательным  округам, образуемым в субъектах  Федерации. Остальные 225 депутатов Государственной  Думы избираются на основе системы  пропорционального представительства  по общефедеральному избирательному округу.

Полномочия Государственной  Думы:

1. Дача согласия Президенту  РФ на назначение Председателя  Правительства РФ.Данное полномочие Государственной Думы предусматривает ее участие в формировании Правительства Российской Федерации.

2. Решение вопроса о  доверии Правительству РФ.Полномочие дает Государственной Думе возможность, хотя и в ограниченной мере препятствовать осуществлению нежелательной для нее политики Правительства РФ. Данная конституционная норма тесно связана с положениями п. «в» ст. 83, п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ.

3. Полномочия по назначению  Председателя Центрального банка  РФ.

Председатель Центрального банка России назначается Государственной  думой сроком на 4 года. Кандидатуру  для назначения Президент РФ должен представить не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий предыдущего  председателя.

4. Назначение на должность  и освобождение от должности  Председателя Счетной палаты  РФ и половины состава ее  аудиторов.

5. Назначение на должность  и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека  РФ, действующего в соответствии  с федеральным конституционным  законом.

6. Объявление амнистии.

Амнистия– это однократное  освобождение от уголовной ответственности  или ее смягчение для лиц, совершивших  определенные преступления до установленной  в акте об амнистии даты.

7. Выдвижение обвинения  против Президента РФ для отрешения  его от должности. Полномочия  Государственной Думы могут быть  прекращены Президентом РФ досрочно  в трех случаях:

1) после трехкратного  отклонения представленных Президентом  РФ кандидатур Председателя Правительства  РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

2) в случае повторного (в течение 3 месяцев) выражения  недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

3) в случае однократного  отказа в доверии Правительству  РФ при постановке вопроса  о доверии Председателем Правительства  РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

 

9)Президент РФ:порядок избрания, полномочия

Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства  представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства.

Прерогативы Президента РФкак гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов.

В соответствии с гл. 4 Конституции  РФ Президент России назначает с  согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ, имеет право  председательствовать на заседаниях Правительства  РФ и принимает решение о его  отставке; по предложению Председателя Правительства назначает на должность  и освобождает от должности его  заместителей, а также федеральных  министров; утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных Сил  РФ и является Верховным главнокомандующим  Вооруженными Силами государства; при  определенных обстоятельствах и  в установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном  законом порядке вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение. Президент является также высшим носителем, организатором и руководителем  исполнительной власти в стране, которую  он разделяет как непосредственно  и персонально, так и через  Государственный совет РФ, Администрацию  Президента РФ и государственные  органы правительственной исполнительной власти

 

 

 

 

 

10) Органы обеспечения  Президентской власти (Указ Президента  №400 и указ № 590)

Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим дея—тель—ность Президента РФ и осуществляющим контроль исполнения его решений, и действует в составе руководителя Администрации Президента РФ, двух заместителей руководителя Администрации Президента РФ – помощников Президента РФ, помощников Президента РФ, пресс—секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации и Государственной думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений, которые состоят из департаментов. Администрации Президента РФ к коим относятся: Аппарат Совета безопасности РФ (на правах управления), аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления), аппарат советников Президента РФ, Государственно—правовое управление Президента РФ, Канцелярия Президента РФ (на правах управления), Контрольное управление Президента РФ, Референтура Президента РФ (на правах управления), Секретариат руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления), Управление Президента РФ по внешней политике, Управление Президента РФ по внутренней политике, Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, Управле16бние Президента РФ по вопросам государственной службы, Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, Управление пресс—службы и информации Президента РФ, Протокольно—организационное управление Президента РФ, Экспертное управление Президента РФ.

Руководитель Администрации  Президента РФ и помощники Президента РФ подчиняются Президенту РФ. Руководитель Администрации Президента РФ координирует деятельность помощников Президента РФ и распределяет вопросы, относящиеся  к их ведению. Заместители руководителя Администрации Президента РФ, помощники  Президента РФ по поручению руководителя Администрации Президента РФ осуществляют кадровые назначения в Администрации  Президента РФ, решают иные организационные  вопросы.

Заместитель руководителя Администрации  Президента РФ – помощник Президента РФ – по поручению руководителя Администрации Президента РФ в случае его временного отсутствия исполняет  его обязанности.

Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"