Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Система государственного и муниципального управления"
14) Формирование,
структура, функции и
Наиболее типичными субъектами реального контроля являются органы государственного управления федерального или регионального значения. Органы государственного контроля созданы и функционируют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства Российского государства, а также из законодательно установленной сферы деятельности по контролю и надзору.Систему государственного контроля образуют семь основных видов. Каждый из них имеет свой статус, свою сферу деятельности. Они отличаются также спецификой проведения контрольных мероприятий и содержанием контрольных функций, объемом полномочий субъектов контроля и средствами воздействия на объекты контроля и др. В организационном плане система государственного контроля имеет вертикальные и горизонтальные структуры (органы). К ним относятся:а) государственные органы контроля федерального значения и их подразделения, созданные в федеральных округах и субъектах РФ;б) государственные органы контроля регионального значения — комитеты, комиссии, управления и т. п., созданные в аппаратах руководителей исполнительной и представительной власти субъектов РФ.Следовательно, государственный контроль — это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на достижение целей государственного строительства и развития. Полномочия государственных контролирующих органов распространяются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования. Важнейший элемент системы государственного контроля - президентский контроль. Ему присущ стратегический характер действий. Президентскому контролю подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должностных лиц на предмет своевременности и эффективности исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Для президентского контроля характерна политическая составляющая. Это достаточно полно выразилось в деятельности института полномочных представителей Президента в федеральных округах по укреплению вертикали исполнительной власти, а также по упорядочению законодательства субъектов РФ в части его согласования и устранения расхождений с федеральным законодательством.Среди субъектов президентского контроля особо выделяются: а) Контрольное управление Президента Российской Федерации; б) Военная инспекция (Управление военной инспекции аппарата Совета Безопасности Российской Федерации); в) управления — окружные инспекции аппаратов полномочных представителей Президента в федеральных округах.К субъектам президентского контроля относятся структурные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, реализующие контрольную функцию наряду с основной, ради которой они созданы. К субъектам президентского контроля относятся также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контрольно-надзорные функции, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Среди них — Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонном заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба и др.Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участвуют, например, в организации и проведении парламентских (депутатских) расследований, в контроле за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др.Счетная палата является постоянно действующим парламентским органом финансового контроля. Региональные контрольно-счетные палаты созданы практически во всех субъектах РФ. Счетная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проектов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные внебюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предприятия, организации независимо от форм собственности, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, если они получают, используют средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью, а также если они имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти, руководителям проверяемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, организаций. В случае необходимости материалы проверки Счетная палата направляет в органы прокуратуры.Правительственный контроль есть контроль исполнительных органов государственной власти. Этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контролирующих организаций федерального и регионального значения.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в системе Правительства РФ предусмотрено 15 федеральных министерств, 34 федеральных службы и 24 федеральных агентства. При этом определено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль. Министерства РФ уполномочены вести контроль деятельности только находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, т. е. осуществлять внутренний контроль. Федеральные службы по контролю и надзору, как правило, имеют федеральные подчиненные им территориальные органы на уровне субъектов Федерации, районов и городов.
18) Федеральное законодательство об основах МСУ.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ч. 2 ст. 3, ст. 12) местное
самоуправление является самостоятельным
видом публичной власти, обеспечивающим
решение населением вопросов местного
значения. Органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Основным законодательным актом, регулирующим рассматриваемую сферу общественных отношений, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Он представляет собой очень большой по объему правовой акт, нормы которого регулируют самые различные аспекты местного самоуправления - бюджетные, социальные, налоговые, земельные, организационно-властные и иные. Следует отметить, что название данного Закона не вполне соответствует его содержанию: он регулирует не столько "общие принципы организации местного самоуправления", сколько весьма детализированно регламентирует всю сферу муниципальных отношений. Принятие этого Закона можно рассматривать как проявление своеобразной "унитаристской" тенденции в российском законотворчестве, ибо он, по сути, унифицировал многие подходы к правовому регулированию в рассматриваемой области.
19) Основные модели МСУ
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Англосаксонская модель
Существуют так же и
иные подходы к вопросу о моделях
местного самоуправления. И первая
модель - англосаксонская.Она предусматривает
самоуправление во всех звеньях, на всех
ступенях административно-
Характерно, что деятельность органов местного самоуправления не контролируется чиновниками из центра. Указанные органы самостоятельно решают вопросы местного значения, утверждают собственный бюджет, используют субсидии центра, а центральные государственные органы осуществляют финансовый контроль за целевым использованием выделенных средств. Однако, будучи относительно автономными от центральной власти, муниципалитеты этой системы находятся под жестким судебным контролем Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие - М., 2002. С. 60..
Существует практика утверждения
министерствами чиновников, которые
затем утверждаются советами. Прежде
чем назначить чиновника по пожарной
охране, по здравоохранению, надо согласовать
такое решение с
Континентальная модель
Данная модель основана на сочетании выборных местных коллегиальных органов самоуправления с назначаемыми «сверху» чиновниками. Однако в общинах назначенных чиновников нет, а в районом звене есть назначенный представитель центра, контролирующий законность деятельности советов нижестоящих общин.На всех уровнях существует выборный Совет, но везде есть и назначенные представители правительства - префекты. Фактически это государственная власть над властью местного самоуправления (ни одно постановление муниципального совета не вступает в силу, если на нем нет визы комиссара или перфекта).Государство осуществляет контроль и раньше контролировал деятельность органов местного самоуправления довольно жестко. Сейчас целесообразность не проверяют, но законность проверяют всегда. Например, законность расходования средств. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается неработоспособным.Эта система обеспечивает необходимую для государства централизацию, особенно если у населения еще не сформировалась соответствующая политическая культура. Главная проблема состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант сочетания централизма с инициативой и правами мест.
Иберийская
модельЭта модель получила распространение
в Испании, Португалии, многих странах
Латинской Америки. При данной модели
во всех звеньях административно-
20) Понятие муниц. образования, МО как экономическая система.
Муниципальное образование: понятие, виды, признаки.
Городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная ФЗ 154, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Члены муниципального образования: Только граждане РФ, проживающие на его территории.
Ассоциации (союзы)
МО в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
Им не могут передаваться полномочия ОМС, выборных должностных лиц ОМС ни под каким предлогом.
Их решения носят только рекомендательный характер и принимаются на основе консенсуса.
Символика МО
МО вправе иметь собственную символику (герб, эмблемы, др. символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национально-этнические и иные традиции и особенности. Это право МО, но не обязанность.
Характерные признаки муниципального образования
Наличие территории городского или сельского типа;
Наличие на этой территории компактно проживающего населения, объединенного общими интересами;
Факт прямого волеизъявления населения данной территории на создание муниципального образования, а также его санкционирование соответствующими государственными органами субъекта РФ;
Осуществление в данных территориальных пределах местного самоуправления;
Наличие на данной территории муниципальной собственности;
Наличие местного бюджета;
Наличие выборных органов местного самоуправления.
22)Представительный орган МО и его роль в системе органов МС.
Представительные органы местного самоуправления: понятие и порядок формирования
Представительные органы–
это выборные органы, обладающие правом
представлять интересы населения и
принимать от его имени решения,
действующие на территории муниципального
образования. Представительный орган
состоит из депутатов, численность
которых определяется уставом территориальной
единицы. Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» количество
депутатов ставит в зависимость
от численности населения
1) 7 депутатов – при численности населения менее 1 тыс. человек;
2) 10 депутатов – при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;
3) 15 депутатов – при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;
4) 20 депутатов – при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;
5) 25 депутатов – при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;
6) 35 депутатов – при численности населения свыше 500 тыс. человек.
Особо оговариваетсячисленность депутатовмуниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна составлять не менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
В отдельную группу выделяютсяпредставительные органы муниципальных районов. Они формируются двумя способами: в результате избрания на муниципальных выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом варианте число депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе района по норме представительства, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Помимо депутатов, в состав представительного органа района по должности включаются главы поселений, расположенных в границах муниципального района.
В поселениях с численностью
жителей, обладающих избирательным
правом, менее 100 человек представительный
орган не образуется. В этом случае
его функции выполняет сход граждан.
Прежде такое допускалось уставом
муниципального образования независимо
от количества проживающих. Понятно, что
такие муниципальные
23) Организационно-правовой статус главы Мо.
Глава муниципального образования: правовой статус 1 - Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. 2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. 4. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. 5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления
Информация о работе Шпаргалка по "Системе государственного и муниципального управления"