Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История отечественного государства и права".
Фактически в положении рабов
находились холопы (челядины) - лица, попавшие
в рабство в результате самопродажи,
рождения от рабыни, купли-продажи (например,
из-за границы), женитьбы на рабе (рабыни).
9. Правовое положение феодалов Киевской Руси.
В особом правовом положении ("над
законом") находились князья. В привилегированном
правовом положении находились более
мелкие феодалы - бояре, например, их жизнь
защищалась двойной вирой; в отличие
от смердов, боярам могли наследовать
дочери, а не только сыновья; и пр.
Боярство выделилось из боевых соратников
князя, его старших дружинников.
В XI-XIIв. происходит оформление боярства
как особого сословия и закрепление
его правового статуса. Вассалитет
формируется как система
В княжеском хозяйстве важной рабочей
силой была несвободная челядь (т.е.
холопы). В боярских хозяйствах работали
закупы, попавшие в кабалу.
Боярство, как особая социальная группа,
была призвана выполнять две основные
функции: во-первых, участвовать в
боевых походах князя, во-вторых, участвовать
в управлении и судопроизводстве.
Постепенно формируется
10. Холопы на Руси в X-XVIIвв.
Холопы (челядины) по сути являлись рабами.
В Киевской Руси в холопство попадали
путем самопродажи, рождения от рабыни,
купли-продажи (например, из-за границы),
женитьбы на рабе (рабыни), поступления
в ключничество, а также в результате
совершения преступления ("поток
и разграбление", "выдача головой").
В холопство переходили несостоятельные
закупы. Наиболее распространенным источником
холопства, не упомянутым, однако, в
Русской правде, был плен.
Холоп являлся не субъектом, а объектом
права. Все, чем обладал холоп, считалось
собственностью его господина. Личность
холопа не защищалась законом. За его
убийство взимался штраф как за уничтожение
имущества. Штрафную ответственность
за холопа нес его господин. Холоп
не мог выступать в качестве стороны
в судебном процессе.
Впоследствии источники
В XVв. выделилась категория больших
(докладных) холопов, т.е. княжеских
или боярских слуг, ведавших отдельными
отраслями хозяйства - ключников, тиунов,
огнищан, конюших, старост, пашенных. Со
временем большая часть этих холопов
получали свободу.
С XVв. особо выделяется кабальное
холопство. В отличие от полного
холопа, его кабальный коллега
не мог отчуждаться как обычное
имущество, его дети не становились
холопами. Кабальные люди часто сами
стремились в полное холопство к
господам, закон же ограничивал кабальные
отношения уплатой или
Для древнерусского права характерен
классический состязательный процесс
с процессуальным равенством сторон
при пассивной роли суда. Суда был
гласным и открытым взору народа.
Судопроизводство носило устный характер.
Суды не были отделены от княжеской
администрации. Каких-то особых форм судебного
процесса не было, он не разделялся на
уголовный и гражданский. Вместе
с тем, только по уголовным делам
было возможно гонение следа, т.е. расследование
преступления по горячим следам. Особой
формой предварительного расследования
дела был свод. Свод начинался закличем
- публичным объявлением о краже.
Если законный собственник находил
человека со своей вещью, тот (новый
владелец вещи) должен был объяснить,
где и у кого он ее приобрел и
так дальше; человек, который не мог
объяснить происхождение
Свидетели делились на послухов (рассказывали
про образ жизни подозреваемого
и пр.) и видоков (очевидцев происшествия).
Были и вещественные доказательства
(например, поличное - украденная вещь).
Особым видом доказательства была
ордалия, выделялись испытания железом,
испытания водой.
Уголовная ответственность в Киевской
Руси наступала после нанесения
"обиды" и за "разбой" Древнерусскому
уголовному праву (что обычно для
древности) свойственная казуальность.
В Русской правде упоминаются преступления
против личности, против частного имущества,
однако нет указаний на государственные
и некоторые другие преступления
(видимо, ответственность за их совершение
устанавливалась другими
За отсечение руки и, видимо, за убийство
женщин назначалось полувирье в
размере 20 гривен. За убийство княжеского
холопа назначалась продажа в 12 грвиен,
за убийство холопа (а также, судя по
всему, и смерда) назначалась продажа
в 5 гривен. Т.о. налицо дифференциация
наказания в зависимости от социального
статуса жертвы преступления.
Устанавливалась продажа за нанесение
телесных повреждений (отсечение различных
частей тела), за "муку" (не совсем
понятно, что это такое).
Виры и продажи, по-видимому, шли
князю (через специальных вирников).
Помимо виры, выплачивалось головничество
семье потерпевшего. Также виновный
платил лекарю мзду за лечение потерпевшего.
Дикая вира платилась вервью (общиной)
по принципу круговой поруки, если след
преступника оканчивался в
В Русской правде не упоминаются
различные формы вины, однако учитываются
обстоятельства совершения преступления.
Так, при убийстве в обиде назначалась
предусмотренная вира, а при убийстве
в разбое - высшая мера наказания "поток
и разграбление" Поток - телесные
наказания или продажа
Кражи дифференцировались не по размеру,
а по виду украденного имущества.
На грани преступления и гражданского
правонарушения находились такие действия
как перепахивание межи и уничтожение
межевых знаков.
Древнерусское государство сложилось
и вплоть до первой трети XIIв. существовало
как раннефеодальная монархия.
Великий киевский князь организовывал
дружину и военного ополчение, командовал
ими, заботился об охране границ государства,
возглавлял военные походы в целях
покорения новых племен, установления
и взимания с них дани, осуществлял
суд, руководил дипломатией, осуществлял
законодательство, управлял своим хозяйством.
Помогали киевским князьям в управлении
посадники, волостели, тиуны и прочие
представители администрации. Вокруг
князя постепенно сформировался
круг доверенных лиц из числа родственников,
дружинников и племенной знати
(боярский совет). Его роль и значение
не вполне выяснено: был ли он совещательным
органом при князе или же князь
являлся лишь председателем такого
собрания, связанным его решениями.
"В послушании" у киевского
великого князя находились
С развитием феодализма десятичная
систему управления (тысяцкие - сотские
- десятские) сменяет дворцово-вотчинная
(воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники
и пр. княжеские должностные лица).
Ослабление (со временем) власти великого
киевского князя и рост власти
крупных феодальных землевладельцев
стали причиной создания такой формы
государственно-властного
Противоречивы исторические источники
и мнения исследователей по вопросы
о роли веча в Киевской Руси. В
отличие от совета дружины, вечевые
собрания в этот период проходили, как
правило, в чрезвычайных ситуациях:
война, городское восстание, государственный
переворот. Вече- народное собрание - возникло
еще в догосударственный период
и по мере укрепления княжеской власти
и становления феодализма теряло
свое значение (кроме Новгорода и
Пскова).
Органом местного крестьянского самоуправления
была вервь - сельская территориальная
община, выполнявшая, в частности, административные
и судебные функции.
Вооруженные силы Киевского государства
состояли из профессиональной постоянной
части - дружины и народного ополчения
- "воев". Ополчение строилось
на основе десятичной системы управления:
во главе его стоял тысяцкий, более
низкими начальниками были сотские
и десятские.
С формальной точки зрения Киевская
монархия была неограниченной. Но в
исторический и в юридической
литературе обычно понятие неограниченной
монархии отождествляется с западной
абсолютной монархией XV-XIXвв. Поэтому
для обозначения формы
Для характеристики формы государственного
устройства Киевской Руси в литературе
обычно используется выражение "относительно
единое государство", которое нельзя
отнести ни к унитарным, ни к федеративным.
Постепенно в XI-XIIвв. отношения Киева
с удельными княжествами и
князей с боярами оформились в
систему, которая в литературе получила
название дворцово-вотчинной.
Феодальная раздробленность
Долгое время отечественная
С другой стороны, если шире посмотреть
на состояние вещей, сюзерены и вассалы
в средневековой Руси все же существовали.
Так, в XII-XIIIвв. Большое развитие получила
система иммунитетов, освобождавших
боярские вотчины и удельные княжества,
а также монастыри от (велико)княжеского
управления и суда. Старшими сюзеренами
были великие князья, им подчинялись
удельные князья, вассалами первого
уровня являлись бояре, владевшие своими
вотчинами, и монастыри, которым
принадлежали обширные земельные угодья.
В одних руках (княжеских и
боярских), как и в Западной Европе,
объединялись имущественные и
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"