Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История отечественного государства и права".

Работа содержит 1 файл

истор.docx

— 50.96 Кб (Скачать)

История отечественного государства и права. Экзаменационные  ответы

1. Племенные княжения  восточных славян

Датировки появления  государства у восточнославянских племен зависят от трактовки самого понятия государства. Традиционно  считается, что не любая политическая организация общества тождественна государственности, что государство - это наивысшая форма политической организации общества.

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия н.э. практически нет. Во второй половине первого тысячелетия н.э. восточные  славяне заселяют Восточно-Европейскую  равнину от Балтики до Черного  моря. Откуда точно сюда пришли восточные  славяне, непонятно. Датируемая история  Руси начинается лишь с IXв. Летописи на Руси начали появляться только на рубеже XI-XIIвв. Видимо, на Руси до ее крещения (конец Xв.) не было даже своей письменности.

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомы волохов) в IVв. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т.е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток - будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев - поляне) до Ладоги (Новгород - ильменские словене)), на юг - будущие южные славяне (сербы). Были и другие восточнославянские племенные союзы, например, такие как древляне.  

Протогосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости.

Известно о живших в Vв. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах), у которых господствовала военная демократия, некая протогосударственная форма политической организации славянского общества.

Говорить о политической организации восточных славян в  V-VIIIвв. (от антов до Киевской Руси) достаточно сложно. Нельзя в полной мере говорить о таких признаках государства как общность людей на территориальной (а не родовой) основе, наличие публичной (государственной) власти со своим особым аппаратом, налоги применительно к восточнославянскому обществу указанному периоду. Также восточнославянские княжения не обладали государственным суверенитетом в международном аспекте, что позволяет говорить об отсутствии у них государственности вплоть до VIII-IXвв.

Нужно дополнительно  отметить, что восточнославянские союзы  племен (поляне, древляне, словене ильменские, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс политогенеза (государствообразования) протекал быстрее, а в других - медленнее.  

2. Образование древнерусского  государства.

К середине IXв. северные восточные славяне (словене ильменские), видимо, находились в даннической зависимости от варягов (норманнов). Южные восточные славяне (поляне и пр.), в свою очередь, платили дань хазарам. В 859 объединившиеся славяне и финно-угоры выгнали варягов из Новгорода. Вскоре здесь началась анархия, постоянные междоусобицы. В итоге победила компрадорская партия, которая позвала обратно варягов. В 862 в Новгород прибыл княжить варяг Рюрик. Как сообщают некоторые источники, Рюрик происходил из варяжского племени русь. Ходят споры, существовали ли братья Рюрика Синеус и Трувор, якобы вокняжившиеся соответственно в Белоозере и Изборске. Через несколько лет после призвания варягов в Новгороде вспыхнуло восстание против их власти, возглавлявшееся Вадимом, которое было вскоре подавлено. Восточные путешественники сообщают о трех протогосударственных образованиях в IXв. на территории Киевской Руси: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань?).

После смерти Рюрика правителем при его сыне Игоре стал Олег, дружинник или родственник Рюрика. После его смерти вокняживается сам Игорь Рюрикович. В 882 Олег совершает поход на юг и захватывает Киев, центр племенного союза полян, где до этого правили Аскольд и Дир. В Киев была перенесена столица теперь уже объединенного восточнославянского государства. Затем Олег подчинил себе древлян, радимичей и др. Русы (росы) - это либо поляне (по имени реки Рось, впадающей в Днепр недалеко от Киева), либо варяги (как уже отмечалось, есть данные, что Рюрик происходит из варяжского племени русь). Т.о. во второй половине IXв. образовалось Русское государство с центром в Киеве - Киевская Русь.  

3. Норманнизм и антинорманнизм.

Норманнисты считают, что государственностью Русь обязана исключительно Рюрику. Антинорманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Предпосылки же государственности на Руси складываются в силу объективных причин в течение предшествовавшего призванию Рюрика времени. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую Академию Наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем государство поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также признание наличия предпосылок государственности в самой Руси до Рюрика. "Антинаучная" норманнская теория была "разоблачена" в 30-е гг. XXв., а в 90-е гг. XXв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили "антинаучной" и "коммунистической" Во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.  

4. Источники древнерусского  права.

До IXв. не представляется возможным судить о конкретных структурированных нормах права.

Источники древнерусского права:

1. Правовой обычай - обычное право, складывающееся  веками и очень медленно подвергающееся  трансформации. Обычное право  в договорах Руси с Византией  называется Законом Русским. 

2. Договоры: договоры  Руси с Византией (Xв), другие международные договоры, договоры между княжествами, сохранилось даже несколько частных договоров времен Киевской Руси.

3. Судебные прецеденты - решения княжеского суда, растолковывающие  или уточняющие обычные правовые  нормы. Некоторые судебные прецеденты  вошли впоследствии в текст  Русской правды.

4. Законодательство - писаные законы стали издаваться  на Руси с Xв. Тогда был издан Устав кн. Владимира, устанавливавший церковную десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже кн. Ярослав Мудрый. Помимо светского, в кон. Xв. появилось церковное законодательство, не зависящее от воли киевского князя, ведь церковное законодательство было заимствовано из Византии (греческий номоканон - постановления церковных соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.), т.е. светские уголовные и гражданские законы). Все законы, заимствованные Русью из Винзантии, были в Xв. объединены в Кормчую книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция рецепции римского права Киевскую Русь не затронула, для Руси Римом стала Византия. С XIв. основным законодательным источником древнерусского права становится Русская правда (подробнее см. вопросы №№5-7).  
 

8. Правовое положение  групп зависимого  населения Киевской  Руси. 

Среди зависимых  категорий населения

можно выделить следующие  группы:

- смерды (крестьяне) - лично свободные (данное положение  оспаривается некоторыми исследователями,  которые считают, что смерды  находились в определенной степени  личной зависимости, отдельные  даже считают, что смерды были  практически рабами, холопами) сельские  труженики. Имели право принимать  участие в военных походах  как ополченцы. Свободный смерд-общинник  обладал определенное имущество,  которое он мог завещать только  сыновьям. При отсутствии наследников  его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество  смерда. За совершенные проступки  и преступления, а также по  обязательствам и договорам он  нес личную и имущественную  ответственность. В судебном процессе  смерд выступал полноправным  участником.

- закупы (рядовичи) - лица, отрабатывающие свой долг  в хозяйстве кредитора. Устав  о закупах помещался в Пространной  редакции Русской правды (данные  правоотношения были урегулированы  кн. Владимиром Мономахом после  восстания закупов в 1113г.). Были  установлены предельные размеры  процентов на долг. Закон охранял  личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно  наказывать его и отнимать  имущество. Если сам закуп совершал  правонарушение, то ответственность  его была двоякой: господин  уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть "выдан  головой", т.е. обращен в холопство.  Такой же исход ждал закупа  в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком (смердом?) и холопом.

- рядовичи - по договору (ряду) работали у землевладельца, нередко оказывались как бы  временными рабами.

- изгои - лица, находящиеся  как бы вне социальных групп  (например, отпущенные на волю  холопы, фактически зависимые от  своего бывшего хозяина) 

Фактически в положении  рабов находились холопы (челядины) - лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабе (рабыни).  

9. Правовое положение  феодалов Киевской  Руси.

В особом правовом положении ("над законом") находились князья. В привилегированном правовом положении  находились более мелкие феодалы - бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.

Боярство выделилось из боевых соратников князя, его старших  дружинников. В XI-XIIв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

В княжеском хозяйстве  важной рабочей силой была несвободная  челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в кабалу.

Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять  две основные функции: во-первых, участвовать  в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве.

Постепенно формируется  боярская вотчина - крупное иммунитетное наследственное землевладение.  
 

11. Суд и процесс  в Киевской Руси.

Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суда был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер.

Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и гражданский. Вместе с тем, только по уголовным делам было возможно гонение следа, т.е. расследование преступления по горячим следам. Особой формой предварительного расследования дела был свод. Свод начинался закличем - публичным объявлением о краже. Если законный собственник находил человека со своей вещью, тот (новый владелец вещи) должен был объяснить, где и у кого он ее приобрел и так дальше; человек, который не мог объяснить происхождение похищенной вещи, объявлялся вором и подлежал соответствующей ответственности. Крайним (т.е. вором) объявлялся также тот, в чьих руках находилась вещь до того, как ее следы уходили в другую землю. Также собственник забирал свою вещь, если свод доходил до третьего, а третий сам продолжал свод.

Свидетели делились на послухов (рассказывали про образ  жизни подозреваемого и пр.) и  видоков (очевидцев происшествия). Были и вещественные доказательства (например, поличное - украденная вещь).

Особым видом доказательства была ордалия, выделялись испытания  железом, испытания водой.  

12. Правонарушение и  ответственность  в Киевской Руси.

Уголовная ответственность  в Киевской Руси наступала после  нанесения "обиды" и за "разбой" Древнерусскому уголовному праву (что  обычно для древности) свойственная казуальность.  

В Русской правде упоминаются преступления против личности, против частного имущества, однако нет  указаний на государственные и некоторые  другие преступления (видимо, ответственность  за их совершение устанавливалась другими  законодательными актами или по княжескому произволу). Правда Ярослава еще допускала  кровную месть за убийство, Ярославичи заменили кровную месть вирой (штрафом  за убийство). Остальные штрафы именовались  продажей. Вира платилась только за убийство свободных людей. Обычная  вира у Ярослава составляла 40 гривен. За убийство привилегированных лиц (бояре, огнищане, княжеские конюхи и др.) назначалась двойная вира в размере 80 гривен.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"