Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История отечественного государства и права".

Работа содержит 1 файл

История отечественного государства и права.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

История отечественного государства  и права (экз. ответы по вопросам Казанцева, 1 семестр)

 
 
Страница: 1/3
 

1. Племенные княжения  восточных славян.

 
Датировки появления государства  у восточнославянских племен зависят  от трактовки самого понятия государства. Традиционно считается, что не любая  политическая организация общества тождественна государственности, что  государство - это наивысшая форма  политической организации общества.

 
Достоверных данных о восточных  славянах в первой половине первого  тысячелетия н.э. практически нет. Во второй половине первого тысячелетия  н.э. восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря. Откуда точно сюда пришли восточные славяне, непонятно. Датируемая история Руси начинается лишь с IXв. Летописи на Руси начали появляться только на рубеже XI-XIIвв. Видимо, на Руси до ее крещения (конец Xв.) не было даже своей письменности.

 
Прародиной славян в русских летописях  называется Подунавье (Центральная  Европа), откуда (под давлением неведомы волохов) в IVв. славяне вынуждены  были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т.е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток - будущие  восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев - поляне) до Ладоги (Новгород - ильменские словене)), на юг - будущие южные славяне (сербы). Были и другие восточнославянские племенные  союзы, например, такие как древляне.

 
Протогосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости.

 
Известно о живших в Vв. в Прикарпатье  антах (видимо, тоже славянах), у которых  господствовала военная демократия, некая протогосударственная форма  политической организации славянского  общества.

 
Говорить о политической организации  восточных славян в V-VIIIвв. (от антов  до Киевской Руси) достаточно сложно. Нельзя в полной мере говорить о таких  признаках государства как общность людей на территориальной (а не родовой) основе, наличие публичной (государственной) власти со своим особым аппаратом, налоги применительно к восточнославянскому  обществу указанному периоду. Также  восточнославянские княжения не обладали государственным суверенитетом  в международном аспекте, что  позволяет говорить об отсутствии у  них государственности вплоть до VIII-IXвв.

 
Нужно дополнительно отметить, что  восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, словене ильменские, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях  развития, и поэтому в одних  процесс политогенеза (государствообразования) протекал быстрее, а в других - медленнее.
 

2. Образование древнерусского  государства.

 
К середине IXв. северные восточные славяне (словене ильменские), видимо, находились в даннической зависимости от варягов (норманнов). Южные восточные  славяне (поляне и пр.), в свою очередь, платили дань хазарам. В 859 объединившиеся славяне и финно-угоры выгнали  варягов из Новгорода. Вскоре здесь  началась анархия, постоянные междоусобицы. В итоге победила компрадорская  партия, которая позвала обратно  варягов. В 862 в Новгород прибыл княжить  варяг Рюрик. Как сообщают некоторые  источники, Рюрик происходил из варяжского племени русь. Ходят споры, существовали ли братья Рюрика Синеус и Трувор, якобы  вокняжившиеся соответственно в  Белоозере и Изборске. Через несколько  лет после призвания варягов  в Новгороде вспыхнуло восстание  против их власти, возглавлявшееся  Вадимом, которое было вскоре подавлено. Восточные путешественники сообщают о трех протогосударственных образованиях в IXв. на территории Киевской Руси: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань?).

 
После смерти Рюрика правителем при  его сыне Игоре стал Олег, дружинник  или родственник Рюрика. После  его смерти вокняживается сам  Игорь Рюрикович. В 882 Олег совершает  поход на юг и захватывает Киев, центр племенного союза полян, где  до этого правили Аскольд и  Дир. В Киев была перенесена столица  теперь уже объединенного восточнославянского  государства. Затем Олег подчинил себе древлян, радимичей и др. Русы (росы) - это либо поляне (по имени реки Рось, впадающей в Днепр недалеко от Киева), либо варяги (как уже отмечалось, есть данные, что Рюрик происходит из варяжского племени русь). Т.о. во второй половине IXв. образовалось Русское  государство с центром в Киеве - Киевская Русь.
 

3. Норманнизм и антинорманнизм.

 
Норманнисты считают, что государственностью Русь обязана исключительно Рюрику. Антинорманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Предпосылки  же государственности на Руси складываются в силу объективных причин в течение  предшествовавшего призванию Рюрика времени. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую Академию Наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал  Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между  норманнистами и антинорманнистами  в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем государство поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов  пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная  версия: признание скандинавского происхождения  Рюрика, а также признание наличия предпосылок государственности в самой Руси до Рюрика. "Антинаучная" норманнская теория была "разоблачена" в 30-е гг. XXв., а в 90-е гг. XXв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили "антинаучной" и "коммунистической" Во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.
 

4. Источники древнерусского  права.

 
До IXв. не представляется возможным  судить о конкретных структурированных  нормах права.

 
Источники древнерусского права:

 
1. Правовой обычай - обычное право,  складывающееся веками и очень  медленно подвергающееся трансформации.  Обычное право в договорах  Руси с Византией называется  Законом Русским.

 
2. Договоры: договоры Руси с Византией  (Xв), другие международные договоры, договоры между княжествами, сохранилось  даже несколько частных договоров  времен Киевской Руси.

 
3. Судебные прецеденты - решения  княжеского суда, растолковывающие  или уточняющие обычные правовые  нормы. Некоторые судебные прецеденты  вошли впоследствии в текст  Русской правды.

 
4. Законодательство - писаные законы  стали издаваться на Руси с  Xв. Тогда был издан Устав  кн. Владимира, устанавливавший церковную  десятину и определявший юрисдикцию  церковных властей (в частности,  семейные правоотношения). Более  подробный устав на эту же  тему издал чуть позже кн. Ярослав  Мудрый. Помимо светского, в кон. Xв. появилось церковное законодательство, не зависящее от воли киевского  князя, ведь церковное законодательство  было заимствовано из Византии (греческий номоканон - постановления  церковных соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.), т.е. светские  уголовные и гражданские законы). Все законы, заимствованные Русью  из Винзантии, были в Xв. объединены  в Кормчую книгу. Всеобщая западноевропейская  тенденция рецепции римского  права Киевскую Русь не затронула,  для Руси Римом стала Византия. С XIв. основным законодательным  источником древнерусского права  становится Русская правда (подробнее  см. вопросы №№5-7).
 

5. Русская правда. Краткая  редакция.

 
Существует несколько десятков отличающихся друг от друга списков (изводов) Русской  правды. Все эти списки группируются по трем редакциям Русской правды: Краткой, Пространной (больше всего списков) и Сокращенной. Хотя, например, проф. С.В. Юшков выделял среди списков Русской правды 6 редакций. Но даже внутри редакций тексты некоторых списков совпадают не полностью. В оригинале текст Русской правды не был разделен на статьи, эта классификация была произведена позже Владимирским-Будановым.

 
Краткая редакция Русской правды состоит  из Правды Ярослава (Древнейшей правды) и Правды Ярославичей. Особняком  стоят статьи "Покон вирный" и "Устав мостникам". Правда Ярослава была создана в правление кн. Ярослава Мудрого, т.е. примерно во второй четверти XIв. Текст Правды Ярославичей сформировался  к концу XIв. Появление Краткой  правды как единого сборника исследователи  относят ко времени не позднее  конца XIв. или начала XIIв. Текст Краткой  правды чаще всего встречается в  древнерусских летописях. Прежде всего, Краткая редакция ограничила кровную  месть (ст.1). Помимо этого, в Древнейшей правде (ст.ст.1-17) содержатся нормы об убийстве, побоях, о нарушении права  собственности и способах его  восстановления, о порче чужих  вещей. В Правде Ярославичей, в частности, содержатся нормы о судебных пошлинах и расходах.

 
Русская правда возникла на местной  почве и была результатом развития юридической мысли в Киевской Руси. Считать древнерусское право  собранием норм других государств было бы ошибочным. В то же время Русь находилась в окружении других государств и народов, которые так или  иначе влияли на нее и на которые  влияла она. Так, есть основание полагать, что нормы Русской правды сказались  на развитии права западных и южных  славян. Русская правда оказала большое  влияние и на становление более  поздних памятников отечественного права, таких, например, как Псковская  судная грамота, Двинская уставная грамота, Судебник 1497 года, Судебник 1550 года и  даже некоторых статей Соборного  Уложения 1649 года.
 

6. Русская правда. Пространная  редакция.

 
Пространная редакция Русской правды состоит из Суда (устава) Ярослава (ст.ст.1-52) и Устава Владимира Мономаха (ст.ст.53-131). Видимо, основной текст Пространной  редакции Русской правды был принят на совещании князей и бояр в Берестово  в 1113. Эта редакция Русской правды действовала в русских землях до XIV-XVвв.

 
Пространная редакция Русской правды развивает положения Краткой  редакции Русской правды, выстраивая их в более стройную систему, и  добавляет к ним нормы, установленные  законодательством кн. Владимира  Мономаха.

 
Разделение Пространной редакции Русской правды на Суд Ярослава и  Устав Владимира довольно условное: с именами этих князей связаны  только первые статьи разделов, остальные  статьи кодекса заимствованы из разных эпох и источников, ведь в задачу Пространной редакции Русской правды входило собрать и включить в  свой состав разные нормы, которые кодификатор  считал необходимым закрепить.
 

7. Русская правда. Сокращенная  редакция.

 
Сокращенная редакция Русской правды представляет собой выдержки из Пространной  редакции Русской правды, включающие ее статьи, наиболее актуальные для XVв., т.е. времени, когда была создана  данная редакция.
 

8. Правовое положение  групп зависимого  населения Киевской  Руси.

 
Среди зависимых категорий населения  можно выделить следующие группы:

 
- смерды (крестьяне) - лично свободные  (данное положение оспаривается  некоторыми исследователями, которые  считают, что смерды находились  в определенной степени личной  зависимости, отдельные даже считают,  что смерды были практически  рабами, холопами) сельские труженики.  Имели право принимать участие  в военных походах как ополченцы.  Свободный смерд-общинник обладал  определенное имущество, которое  он мог завещать только сыновьям. При отсутствии наследников его  имущество переходило общине. Закон  защищал личность и имущество  смерда. За совершенные проступки  и преступления, а также по  обязательствам и договорам он  нес личную и имущественную  ответственность. В судебном процессе  смерд выступал полноправным  участником.

 
- закупы (рядовичи) - лица, отрабатывающие  свой долг в хозяйстве кредитора.  Устав о закупах помещался  в Пространной редакции Русской  правды (данные правоотношения были  урегулированы кн. Владимиром Мономахом  после восстания закупов в  1113г.). Были установлены предельные  размеры процентов на долг. Закон  охранял личность и имущество  закупа, запрещая господину беспричинно  наказывать его и отнимать  имущество. Если сам закуп совершал  правонарушение, то ответственность  его была двоякой: господин  уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть "выдан  головой", т.е. обращен в холопство.  Такой же исход ждал закупа  в случае его попытки уйти  от господина, не расплатившись.  В качестве свидетеля в судебном  процессе закуп мог выступать  только в особых случаях. Правовое  положение закупа было как  бы промежуточным между свободным  человеком (смердом?) и холопом. 

 
- рядовичи - по договору (ряду) работали  у землевладельца, нередко оказывались  как бы временными рабами.

 
- изгои - лица, находящиеся как  бы вне социальных групп (например, отпущенные на волю холопы, фактически  зависимые от своего бывшего  хозяина)

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"