Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История отечественного государства и права".

Работа содержит 1 файл

История отечественного государства и права.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

36. Сенат и Синод  в XVIIIв.

 
Вследствие отмирания Боярской думы в конце XVII - начале XVIIIвв. возникают  органы, призванные выполнять совещательные  и распорядительные функции при  монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и, наконец, Сенат.

 
Правительствующий Сенат был учрежден Петром I в 1711 сначала как временный  орган, который был призван замещать царя во время Прутского похода. Однако просуществовал Сенат более  двухсот лет, до 1917.

 
Сенат издавал законодательные акты, которые, естественно, были ниже указов царя; обладал административными  полномочиями; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за самим  Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, потом специальные гвардейские  офицеры, потом обер-прокурор.

 
Первоначально Петр I назначил 9 сенаторов, позже их число значительно увеличилось, в Сенат по должности входили  канцлер, президент военной коллегии, президент адмиралтейств-коллегии.

 
При Екатерине I и Петре II многие управленческие функции Сената осуществлял Верховный  тайный совет, а при Анне Иоанновне - Кабинет министров. Только в 1741 Елизавета Петровна, упразднив Кабинет министров, вернула управленческие и административные функции Сенату.

 
В 1763 по повелению Екатерины II была проведена реформа Сената. Он был  разделен на 5 департаментов, 2 из которых  находились не в Санкт-Петербурге, а  в Москве. Первый департамент осуществлял  внешнеполитические, законосовещательные, высшие административные функции. На остальные  департаменты Сената были возложены  судебные полномочия.

 
Святейший Синод сначала задумывался  как одна из коллегий, Духовная коллегия, однако позже его статус был повышен, он сравнялся по значению с Сенатом. Члены Синода, церковные иерархи, назначался царем, который т.о. фактически стал главой Русской православной церкви. Оперативное руководство делами Синода осуществлял светский чиновник, обер-прокурор. Т.о. Русская православная церковь стала частью российского  государственного аппарата.

37. Коллегиальная система  управления.

 
В 1717 начинается замена приказов коллегиями.

 
Еще до этого Петр I учредил Преображенский приказ, который сохранился и после 1717. Преображенский приказ вел следствие  по стрелецкому бунту 1698, позже руководил  гвардией, а также вел следствие  по государственным преступлениям, т.е. стал тайной военной полицией.

 
За образец при создании коллегий Петр I взял устройство шведских органов  центрального управления.

 
Фактически коллегии стали работать в 1718-1719. 50 приказов заместили 12 коллегий.

 
Коллегии:

 
1. Коллегия иностранных дел - одна  из важнейших коллегий, возглавлялась  канцлером, канцлер входил в  Сенат.

 
2. Военная коллегия - одна из важнейших  коллегий, президент военной коллегии  входил в Сенат.

 
3. Военно-морская (адмиралтейская) коллегия - одна из важнейших коллегий, президент адмиралтейств-коллегии  входил в Сенат.

 
4. Камер-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая сбором государственных  доходов.

 
5. Штатс-контор-коллегия - финансовая  коллегия, ведавшая государственными  расходами.

 
6. Ревизион-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая ревизией государственных  финансов.

 
7. Берг-коллегия - экономическая коллегия, занимавшаяся горными делами (и  тяжелой промышленностью в целом).

 
8. Мануфактур-коллегия - экономическая  коллегия, занимавшаяся легкой промышленностью.

 
9. Коммерц-коллегия - экономическая  коллегия, занимавшаяся торговлей,  прежде всего, внешней торговлей.

 
10. Юстиц-коллегия - юридическая коллегия, занимавшаяся вопросами юстиции.

 
11. Вотчинная коллегия - юридическая  коллегия, занимавшаяся судебными  делами по землевладению.

 
12. (Святейший) Синод (Духовная  коллегия) - церковные дела. У Святейшего  Синода был особый статус, напоминающий  статус Правительствующего Сената.

 
В основе коллегий стоял коллегиальный  принцип управления. Коллегии возглавлялись  президентами, которые не единолично руководили коллегами, а были как  бы "первыми среди равных", хотя фактически властные полномочия концентрировались  именно у президентов коллегий. Только президент коллегии имел право личного  доклада императору. Вице-президентами большинства коллегий Петр I назначил иностранцев. В состав коллегии также  входили советники и асессоры, все они имели прав голоса на присутствии (заседании) коллегии, как и президент, и вице-президент коллегии. При  коллегии (но не членами коллегии с  правом голоса) состояли также технические  работники (бывшие дьяки и подьячие): коллежские секретари, коллежские регистраторы, коллежские переводчики.

38. Суд и процесс  при Петре I.

 
При Петре I в России впервые появились  собственно суды (т.е. государственные  органы, занимающиеся исключительно  отправлением правосудия и не обремененные административными функциями): надворные (губернские) суды, городовые судьи  в городах. Правда, эти суды были упразднены вскоре после смерти Петра I. Однако все же по сути суды не были отделены от администрации. Судебные полномочия по определенным отраслям принадлежали соответствующим коллегиям. Судебными вопросами также занимались Сенат (например, именно сенаторы судили опального царевича Алексея Петровича) и даже лично царь.

 
В 1697 Петр I предписал все дела (даже гражданские) разрешать в порядке  розыска, т.е. суд был отменен (о  различиях суда и розыска в XVIIв. см. вопрос №32). На практике был сохранен судебный порядок рассмотрения некоторых  гражданских дел. Несмотря на обязательность розыска, появляются элементы состязательности.

 
Судебный процесс регулировало Краткое  изображение процессов (часть Воинского  устава 1716, подготовленного в 1715) для  военных судов, где судьями были воинские начальники (генералы и офицеры).

 
В России в это время появляется теория формальных доказательств, т.е. законодательно определяются ценность и значимость тех или иных доказательств.

 
В 1723 Петр I издает указ "О форме  суда", которым, в частности, определяется форма искового заявления, также  восстанавливаются нормы Соборного  Уложения 1649 по гражданским делам  и части уголовных дел в  гражданских (невоенных) судах, т.о. произошел  возврат к состязательности по этим категориям дел.

 
Нужно отметить, что Преображенский приказ фактически выполнял функции  специального суда по политическим делам.

 
Сохраняли правовую обособленность церковные  суды.

39. Реформа местного  управления при  Петре I.

 
В 1708 Россия была разделена Петром I на 8 губерний, затем число губерний увеличилось. Позже сложилась трехзвенная  система административно-территориального деления России: губерния - провинция - уезд (дистрикт). При этом основной пласт административных функций  был спущен с губернского на провинциальный уровень. Во главе губернии стоял  губернатор, во главе провинции и  уезда - воеводы, это были чиновники, назначаемые из центра.

 
Прежние выборные губные и земские  органы (избы) были упразднены Петром I еще в начале XVIIIв.

40. Воинские артикулы.

 
Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в  Устав воинский, который вступил  в силу с 1716.

 
Воинские артикулы были посвящены  вопросам уголовной и административной ответственности военнослужащих. За основу воинских артикулов были взяты  шведское, немецкое и пр. законодательство.

 
В петровский период в русском законодательстве появляется само понятие "преступление" в его современном понимании.

 
При Петре I состояние опьянения  переводится из разряда смягчающих в отягчающие вину обстоятельства.

 
Виды преступлений по Воинским артикулам 1715:

 
1. Преступления против веры, в  частности, сурово преследовалось  раскольничество.

 
2. Государственные преступления, появляется  такое преступление как оскорбление  (в самом широком смысле этого  слова) царя.

 
3. Должностные преступления: казнокрадство,  взяточничество и пр.

 
4. Преступления против личности.

 
5. Имущественные преступления.

41. Изменения в верховных  органах управления  Российской империи  в XVIIIв.

 
Петр I преобразовал приказы в коллегии (см. вопрос №37), учредил Сенат и  Синод (см. вопрос №36).

 
При Екатерине I был учрежден Верховный  тайный совет, которому был подчинен даже Сенат, верховники фактически руководили страной при Екатерине I и Петре II. Фактически это было определенное ограничение самодержавия.

 
Анна Иоанновна в 1730 упразднила ненавистный  Верховный тайны совет, который  осмелился пытаться навязать ей "Кондиции" и учредила вместо него Кабинет министров  (в его состав входило несколько кабинет-министров, назначаемых императрицей), его возглавил Остерман, Сенат оставался в загнанном положении. С 1735 Кабинет министров мог даже издавать законодательные акты, наравне с императрицей (просто Анне Иоанновне было лениво самой управлять огромной страной). Кабинет министров был упразднен Елизаветой Петровной в 1741, его управленческие функции (в духе возрождения петровского наследия) были переданы обратно Сенату.

 
О дальнейших преобразований Сената и  коллегий при Екатерине II см. вопросы  №№36, 42.

 
Помимо этого, в конце 60-х гг. XVIIIв. Екатерина II создает особое совещание  при императрице - Совет при Высочайшем Дворе.

42. Учреждение о губерниях  1775г.

 
В 1775 Екатерина II утвердила "Учреждения для управления губерний Всероссийской  империи" (Учреждение о губерниях), т.о. была проведена губернская реформа 1775.

 
До этого в России было 23 губернии, губернии были разделены на провинции, в провинции - на уезды. Губернии были разукрупнены, из расчета, чтобы в  одной губернии проживало 400тыс.чел. Т.о. в России стало около 50 губерний, которые были разделены на уезды, в каждом из которых проживало  около 30тыс.чел., т.е. был упразднен  провинциальный уровень административно-территориального деления. Несколько губерний (обычно 2-3) объединялись в генерал-губернаторство (наместничество) во главе с генерал-губернатором, который был наместником императора.

 
Во главе губернии стоял губернатор. Коллегиальными органом управления на уровне губернии было губернское правление. Губернатору помогал вице-губернатор, который возглавлял казенную палату. Также в каждой губернии существовал  приказ общественного призрения, который  занимался делами здравоохранения, образования. В состав губернского  правления входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, губернский прокурор и советники. Губернское правление  обладало административной и судебной компетенцией. Казенная палата, возглавляемая  вице-губернатором, отвечала за губернскую казну, казенные предприятия, надзирала  за частными предприятиями на территории данной губернии, т.е. выполняла на губернском уровне функции упраздненных в ходе реформы Мануфактур-коллегии, Коммерц-коллегии и Берг-коллегии.

 
Городом руководил городничий.

 
Уездом руководил земский исправник (капитан-исправник). На уездном уровне был создан нижний земский суд - орган  уездного управления. Земский исправник (являвшийся председателем нижнего земского суда) и заседатели нижнего земского суда избирались уездным дворянством.

 
Губернская реформа 1775 разделяет  администрацию и суд. Суд стал сословным: выделяются дворянские, мещанские, крестьянские суды. Отдельно функционировала  система церковных судов. Судами первого (уездного) звена были соответственно: для дворян - уездный суд; для мещан - городской магистрат; для крестьян - нижняя расправа. Судами второго (губернского) звена были соответственно: для дворян - верхний земский суд; для мещан - губернский магистрат; для крестьян - верхняя расправа. Всесословной губернской апелляционной инстанцией являлись палата гражданского суда и палата уголовного суда (фактически они, как  и Сенат, состояли исключительно  из дворян). Высшей судебной имперской  апелляционной инстанцией являлся  Правительствующий Сенат. Указанным  крестьянским судам были подсудны дела только относительно государственных  крестьян, частновладельческих крестьян судили их помещики, кроме уголовных  дел, которые для всех крестьян рассматривались  государственными судами. В связи  с указанными преобразованиями была ликвидирована Юстиц-коллегия. Сословные  уездные и губернские суды избирались представителями соответствующих  сословий. Основным источником процессуального  права было объявлено Соборное Уложение 1649.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"