Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История отечественного государства и права".
Вследствие отмирания Боярской думы
в конце XVII - начале XVIIIвв. возникают
органы, призванные выполнять совещательные
и распорядительные функции при
монархе: сначала Ближняя канцелярия,
затем Консилия министров и, наконец,
Сенат.
Правительствующий Сенат был учрежден
Петром I в 1711 сначала как временный
орган, который был призван замещать
царя во время Прутского похода.
Однако просуществовал Сенат более
двухсот лет, до 1917.
Сенат издавал законодательные акты,
которые, естественно, были ниже указов
царя; обладал административными
полномочиями; являлся высшим судебным
органом (после царя); выполнял определенные
надзорные функции. Надзор за самим
Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор,
потом специальные гвардейские
офицеры, потом обер-прокурор.
Первоначально Петр I назначил 9 сенаторов,
позже их число значительно увеличилось,
в Сенат по должности входили
канцлер, президент военной коллегии,
президент адмиралтейств-
При Екатерине I и Петре II многие управленческие
функции Сената осуществлял Верховный
тайный совет, а при Анне Иоанновне
- Кабинет министров. Только в 1741 Елизавета
Петровна, упразднив Кабинет министров,
вернула управленческие и административные
функции Сенату.
В 1763 по повелению Екатерины II была
проведена реформа Сената. Он был
разделен на 5 департаментов, 2 из которых
находились не в Санкт-Петербурге, а
в Москве. Первый департамент осуществлял
внешнеполитические, законосовещательные,
высшие административные функции. На остальные
департаменты Сената были возложены
судебные полномочия.
Святейший Синод сначала задумывался
как одна из коллегий, Духовная коллегия,
однако позже его статус был повышен,
он сравнялся по значению с Сенатом.
Члены Синода, церковные иерархи,
назначался царем, который т.о. фактически
стал главой Русской православной церкви.
Оперативное руководство делами
Синода осуществлял светский чиновник,
обер-прокурор. Т.о. Русская православная
церковь стала частью российского
государственного аппарата.
В 1717 начинается замена приказов коллегиями.
Еще до этого Петр I учредил Преображенский
приказ, который сохранился и после
1717. Преображенский приказ вел следствие
по стрелецкому бунту 1698, позже руководил
гвардией, а также вел следствие
по государственным преступлениям,
т.е. стал тайной военной полицией.
За образец при создании коллегий
Петр I взял устройство шведских органов
центрального управления.
Фактически коллегии стали работать
в 1718-1719. 50 приказов заместили 12 коллегий.
Коллегии:
1. Коллегия иностранных дел - одна
из важнейших коллегий, возглавлялась
канцлером, канцлер входил в
Сенат.
2. Военная коллегия - одна из важнейших
коллегий, президент военной коллегии
входил в Сенат.
3. Военно-морская (
4. Камер-коллегия - финансовая коллегия,
ведавшая сбором
5. Штатс-контор-коллегия - финансовая
коллегия, ведавшая государственными
расходами.
6. Ревизион-коллегия - финансовая коллегия,
ведавшая ревизией
7. Берг-коллегия - экономическая коллегия,
занимавшаяся горными делами (и
тяжелой промышленностью в
8. Мануфактур-коллегия - экономическая
коллегия, занимавшаяся легкой
9. Коммерц-коллегия - экономическая
коллегия, занимавшаяся торговлей,
прежде всего, внешней
10. Юстиц-коллегия - юридическая коллегия,
занимавшаяся вопросами
11. Вотчинная коллегия - юридическая
коллегия, занимавшаяся судебными
делами по землевладению.
12. (Святейший) Синод (Духовная
коллегия) - церковные дела. У Святейшего
Синода был особый статус, напоминающий
статус Правительствующего
В основе коллегий стоял коллегиальный
принцип управления. Коллегии возглавлялись
президентами, которые не единолично
руководили коллегами, а были как
бы "первыми среди равных", хотя
фактически властные полномочия концентрировались
именно у президентов коллегий. Только
президент коллегии имел право личного
доклада императору. Вице-президентами
большинства коллегий Петр I назначил
иностранцев. В состав коллегии также
входили советники и асессоры,
все они имели прав голоса на присутствии
(заседании) коллегии, как и президент,
и вице-президент коллегии. При
коллегии (но не членами коллегии с
правом голоса) состояли также технические
работники (бывшие дьяки и подьячие):
коллежские секретари, коллежские регистраторы,
коллежские переводчики.
При Петре I в России впервые появились
собственно суды (т.е. государственные
органы, занимающиеся исключительно
отправлением правосудия и не обремененные
административными функциями): надворные
(губернские) суды, городовые судьи
в городах. Правда, эти суды были
упразднены вскоре после смерти Петра
I. Однако все же по сути суды не были
отделены от администрации. Судебные полномочия
по определенным отраслям принадлежали
соответствующим коллегиям. Судебными
вопросами также занимались Сенат (например,
именно сенаторы судили опального царевича
Алексея Петровича) и даже лично царь.
В 1697 Петр I предписал все дела (даже
гражданские) разрешать в порядке
розыска, т.е. суд был отменен (о
различиях суда и розыска в XVIIв.
см. вопрос №32). На практике был сохранен
судебный порядок рассмотрения некоторых
гражданских дел. Несмотря на обязательность
розыска, появляются элементы состязательности.
Судебный процесс регулировало Краткое
изображение процессов (часть Воинского
устава 1716, подготовленного в 1715) для
военных судов, где судьями были
воинские начальники (генералы и офицеры).
В России в это время появляется
теория формальных доказательств, т.е.
законодательно определяются ценность
и значимость тех или иных доказательств.
В 1723 Петр I издает указ "О форме
суда", которым, в частности, определяется
форма искового заявления, также
восстанавливаются нормы
Нужно отметить, что Преображенский
приказ фактически выполнял функции
специального суда по политическим делам.
Сохраняли правовую обособленность церковные
суды.
В 1708 Россия была разделена Петром I
на 8 губерний, затем число губерний
увеличилось. Позже сложилась трехзвенная
система административно-
Прежние выборные губные и земские
органы (избы) были упразднены Петром I
еще в начале XVIIIв.
Воинские артикулы (Артикулы воинские)
были приняты в 1715, они вошли в
Устав воинский, который вступил
в силу с 1716.
Воинские артикулы были посвящены
вопросам уголовной и административной
ответственности
В петровский период в русском законодательстве
появляется само понятие "преступление"
в его современном понимании.
При Петре I состояние опьянения
переводится из разряда смягчающих
в отягчающие вину обстоятельства.
Виды преступлений по Воинским артикулам
1715:
1. Преступления против веры, в
частности, сурово
2. Государственные преступления, появляется
такое преступление как
3. Должностные преступления: казнокрадство,
взяточничество и пр.
4. Преступления против личности.
5. Имущественные преступления.
Петр I преобразовал приказы в коллегии
(см. вопрос №37), учредил Сенат и
Синод (см. вопрос №36).
При Екатерине I был учрежден Верховный
тайный совет, которому был подчинен
даже Сенат, верховники фактически руководили
страной при Екатерине I и Петре
II. Фактически это было определенное
ограничение самодержавия.
Анна Иоанновна в 1730 упразднила ненавистный
Верховный тайны совет, который
осмелился пытаться навязать ей "Кондиции"
и учредила вместо него Кабинет министров
(в его состав входило несколько кабинет-министров,
назначаемых императрицей), его возглавил
Остерман, Сенат оставался в загнанном
положении. С 1735 Кабинет министров мог
даже издавать законодательные акты, наравне
с императрицей (просто Анне Иоанновне
было лениво самой управлять огромной
страной). Кабинет министров был упразднен
Елизаветой Петровной в 1741, его управленческие
функции (в духе возрождения петровского
наследия) были переданы обратно Сенату.
О дальнейших преобразований Сената и
коллегий при Екатерине II см. вопросы
№№36, 42.
Помимо этого, в конце 60-х гг. XVIIIв.
Екатерина II создает особое совещание
при императрице - Совет при Высочайшем
Дворе.
В 1775 Екатерина II утвердила "Учреждения
для управления губерний Всероссийской
империи" (Учреждение о губерниях),
т.о. была проведена губернская реформа
1775.
До этого в России было 23 губернии,
губернии были разделены на провинции,
в провинции - на уезды. Губернии были
разукрупнены, из расчета, чтобы в
одной губернии проживало 400тыс.чел.
Т.о. в России стало около 50 губерний,
которые были разделены на уезды,
в каждом из которых проживало
около 30тыс.чел., т.е. был упразднен
провинциальный уровень административно-
Во главе губернии стоял губернатор.
Коллегиальными органом управления
на уровне губернии было губернское правление.
Губернатору помогал вице-
Городом руководил городничий.
Уездом руководил земский
Губернская реформа 1775 разделяет
администрацию и суд. Суд стал
сословным: выделяются дворянские, мещанские,
крестьянские суды. Отдельно функционировала
система церковных судов. Судами
первого (уездного) звена были соответственно:
для дворян - уездный суд; для мещан
- городской магистрат; для крестьян
- нижняя расправа. Судами второго (губернского)
звена были соответственно: для дворян
- верхний земский суд; для мещан
- губернский магистрат; для крестьян
- верхняя расправа. Всесословной губернской
апелляционной инстанцией являлись
палата гражданского суда и палата
уголовного суда (фактически они, как
и Сенат, состояли исключительно
из дворян). Высшей судебной имперской
апелляционной инстанцией являлся
Правительствующий Сенат. Указанным
крестьянским судам были подсудны дела
только относительно государственных
крестьян, частновладельческих крестьян
судили их помещики, кроме уголовных
дел, которые для всех крестьян рассматривались
государственными судами. В связи
с указанными преобразованиями была
ликвидирована Юстиц-коллегия. Сословные
уездные и губернские суды избирались
представителями
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"