Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История отечественного государства и права".
Как уже было указано, были ликвидированы
Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия
(их заменили губернские казенные палаты),
Юстиц-коллегия (ее заменили губернские
палаты уголовного и гражданского суда).
Другие коллегии (кроме Военной коллегии
и Коллегии иностранных дел) также
ликвидировались. Ликвидировали также
Главную полицию, размещавшуюся
в Санкт-Петербурге, также передав
полицейские функции и
Была создана губернская прокуратура,
губернские прокуроры входили в
состав губернских правлений. Губернскому
прокурору помогали губернские стряпчие,
в уездах ему подчинялись уездные
стряпчие. Губернскому прокурору
также подчинялись прокурор верхнего
земского суда, прокурор губернского
магистрата, прокурор верхней расправы.
Губернские прокуроры надзирали
за деятельностью всех судов и
прочих государственных органов
и должностных лиц губернии (кроме
генерал-губернатора и
В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту
дворянству, которая представляла собой
кодификацию законодательства о
статусе дворянства. За дворянами
закреплялись следующие права:
1. Личные: телесная неприкосновенность
(дворяне не подвергались
2. Имущественные: монополия на
обладание населенными
На уездном и губернском уровнях
создавались дворянские собрания, выбиравшие
соответствующих предводителей
дворянства. Дворяне выбирали своих
сословных судей (для уездных
судов и верхних земских судов)
и даже часть чиновников.
В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту
городам, которая представляла собой
кодификацию законодательства о
статусе городского населения.
Выделялось 6 категорий городского
населения. Городские купцы (1) были
разделены на гильдии, в зависимости
от размера состояния. Городская
интеллигенция, банкиры и капиталисты
составили слой почетных (именитых)
граждан (2), которые обладали правами
личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой
торговлей, составили значительный
слой городских обывателей (3). Мещане,
занимавшиеся ремеслом, получили правовой
статус ремесленников (4). В состав Жалованной
грамоты городам 1785 вошел специальный
Ремесленный устав. Отдельно выделялись
иностранные граждане, а также
иногородние (5). В последнюю категорию
было отнесено все прочее посадское
население (6).
В городах создавались городские
думы, которыми руководили городские
головы.
Всего таких комиссий от Петра I до Екатерины
II было восемь, все они готовили новое
Уложение, взамен Соборного Уложения
1649.
Первая попытка
В 1720-1725 в Санкт-Петербурге действовала
Уложенная комиссия, в ее работе
были задействованы тексты Соборного
Уложения 1649, Кормчей книги, Военного
устава, Морского устава, шведских и
датских законов. Главным направлением
кодификационной работы в это
время было выделение норм, направленных
на укрепление и защиту государственного
интереса. В 1725 Уложенная комиссия подготовила
проект нового Уложения, включавший 4 книги:
"О процессе, т.е. о суде, месте
и о лицах, к суду принадлежащих",
"О процессе в криминальных, розыскных
и пыточных делах", "О злодействах,
какие штрафы и наказания следуют",
"О цивильных или гражданских
делах и о состоянии всякой
экономии", всего - 120 глав, разделенные
на 2000 статей. Однако после смерти Петра
I и прихода к власти Верховного
тайного совета кодификационная
работа была свернута. Тем не менее,
при Петре I были все же утверждены
следующие кодексы: Артикул воинский
(1714-1715), Генеральный регламент (Устав
коллегий) (1720), Пункты о вотчинных
делах (1725).
Кодификационные комиссии Сената, без
особого успеха, работали при Анне
Иоанновне.
Уложенные комиссии вновь в полную
силу заработали при Елизавете Петровне,
начиная с 1754. Также эта деятельность
продолжалась при Екатерине II, которая
решила перейти от административного
назначения состава этих комиссий к
сословным выборам. В 1767-1768 по поручению
(наказу) Екатерины II работала Комиссия
по составлению проекта нового Уложения
(Уложенная комиссия), депутаты в
которую выбирались по сословиям (по
куриям), в нее не входили только
представители крепостных крестьян.
Уложенная комиссия начала работу в
1767 в Москве.
Вскоре работа Уложенной комиссии
зашла в тупик. С началом русско-турецкой
войны в 1768 Уложенная комиссия была
распущена Екатериной II. Доц. С.М. Казанцев
считает, что Уложенная комиссия
при Екатерине II была просто не способна
что-либо создать, и императрица
была права, распустив ее.
При Иване III окончательно укрепился
принцип, по которому московский великокняжеский
престол отходил не к старшему
в роду, а к старшему в семье,
т.е. старшему сыну умершего великого князя.
Только если он умирал, не оставив сыновей,
власть отходила следующему по старшинству
брату.
В 1722 Петр I изменил порядок
При своей коронации в 1797 Павел I
утверждает новый закон "О престолонаследии"
Отныне монарх лишался права назначать
себе наследника, был установлен четкий
и последовательный порядок престолонаследия:
престол переходил к (старшему) сыну, если
сыновей не было - то к следующему по старшинству
брату умершего императора. Женщины к
престолу отныне не допускались. Т.о. Павел
I восстановил допетровский порядок престолонаследия,
вернувшись еще к московским великокняжеским
традициям.
В 1802 Александр I своим Манифестом об
образовании министерств
Были учреждены следующие
1. Министерство военных
2. Министерство военных морских
сил.
3. Министерство иностранных дел.
4. Министерство внутренних дел
(впервые).
5. Министерство юстиции. Первым
министром юстиции России стал
Г.Р. Державин. Министр юстиции
теперь по должности
6. Министерство финансов.
7. Министерство коммерции.
8. Министерство народного
В 1810-х гг. существовало также Министерство
полиции.
Также в 1802 для координации деятельности
министерств был учрежден Комитет
министров, чем были значительно
урезаны функции Сената.
В 1810 Александр I одобрил подготовленное
М.М. Сперанским Общее учреждение министерства.
В 1812 Александр I одобрил подготовленное
М.М. Сперанским Положение о Комитете министров.
Данные акты являлись регламентами деятельности
соответственно любого из министерства
и Комитета министров.
В 1802 Александр I своим указом о правах
Сената совершил попытку вернуть
Сенату управленческие государственные
функции. Сенат, в частности, получал
право представления на императорский
указ (право ремонстрации), однако его
вскоре у Сената отняли, когда сенаторы
им попробовали воспользоваться. Вскоре
центр тяжести управления государством
был перенесен Александром I с
Сената на министерства. За Сенатом
окончательно остались лишь судебные
и некоторые другие (у первого
департамента) полномочия (такое положение
сохранялось до 1917), такое положение
вещей закрепилось за Сенатом
к 20-м гг. XIXв., Сенат стал высшим имперским
апелляционным судебным учреждением.
Число департаментов Сената (во главе
каждого стоял свой обер-прокурор)
к середине XIXв. возросло до 127. Первый
департамент осуществлял надзор
за правительственным аппаратом
и проводил обнародование законов.
Все остальные департаменты играли
роль высших апелляционных судов
для определенных губерний империи.0
В 1810 Александром I по представлению
М.М. Сперанского был учрежден Государственный
совет, который просуществовал в
России вплоть до 1917. У Государственного
совета первоначально были законосовещательные
функции. Государственный совет
делился на следующие департаменты:
департамент закона, департамент
гражданских и духовных дел, военный
департамент, финансовый департамент.
После польского восстания 1830 в
составе Государственного совета был
образован специальный
При Александре I и Николае I Государственный
совет занимался следующими вопросами:
Разработка плана финансовых преобразований
с последующим представлением императору
(1810), обсуждение плана преобразования
Сената, предложенного М.М. Сперанским
(1811), разработка проектов гражданского
и уголовного уложений на основе французских
наполеоновских кодексов (1812), вопросы
создания особого совета кредитных
установлений и Коммерческого банка
(1816) пр.
При Александре I Собственная Его
Императорского Величества Канцелярия
выполняла чисто канцелярские функции
при императорском дворе.
При Николае I (с 1826) Собственная Его
Императорского Величества Канцелярия
состояла из следующих отделений:
1. Первое отделение Собственной
Его Императорского Величества
Канцелярии выполняло
2. Второе отделение Собственной
Его Императорского Величества
Канцелярии занималось
3. Третье отделение Собственной
Его Императорского Величества
Канцелярии к исходу
4. Четвертое (с 1828) отделение Собственной
Его Императорского Величества
Канцелярии ведало
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"