Развитие учения о юридических лицах в науке гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:30, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в формулировании и обосновании положений, которые в своей системной совокупности сформировали бы теоретическую основу функционирования тех или иных организаций – юридических лиц в реалиях современной экономики России.
Достижение поставленной цели предполагает разрешение следующих задач:

Во-первых, осуществить анализ понятия «юридическое лицо» в гражданском праве в историческом аспекте;

Во-вторых, исследовать развитие взглядов на корпорацию и корпоративные отношения;

В-третьих, рассмотреть различные теории и взгляды на юридическое лицо;

В-четвертых, дать понятие юридического лица и раскрыть его признаки, а также выявить значение этого института гражданского права, его сущности;

В-пятых, рассмотреть актуальные проблемы института юридического лица в современном Российском гражданском праве путем исследования накопившейся за последние несколько лет судебно-арбитражной практики.

Объектом исследования избраны отношения, возникшие в связи с организаций и функционированием юридических лиц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
Глава 1. История формирования понятия «юридическое лицо» в науке гражданского права……………………………………………………………….5

1.1. Общие положения о «юридическом лице» в гражданском праве………5

1.2. Основные направления буржуазных концепций юридического лица….10

1.3. Юридическое лицо в советском гражданском праве…………………….27
Глава 2. Современная понимание сущности юридического лица................43

2.1. Понятие сущности юридического лица…………………………………..43

2.2. Юридическое лицо как субъект гражданского права: понятие, признаки, правосубъектность……………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….62
Список используемой литературы……………………………………………..66

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 128.73 Кб (Скачать)

     Д).Теория директора.  Эта наиболее полно исследованная в работах К. К. Толстого, исходит из того, что главная цель наделения организации правами юридического лица — это обеспечение возможности ее участия в гражданском обороте. Именно директор уполномочен действовать от имени организации в сфере гражданского оборота, поэтому он и является основным носителем юридической личности государственного юридического лица.19

     Общей для всех этих концепций является идея о наличии людского субстрата (лица или коллектива) в государственном  юридическом лице. Возможна, однако, и принципиально иная трактовка  его сущности. Так, еще в 20-е годы в СССР получила значительное распространение  “теория персонифицированного (целевого) имущества”. Ее сторонники считали  главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим имущественным комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной основой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица.

     В пятидесятые и последующие годы известное распространение получила теория, сторонники которой, ограничиваясь  констатацией того, что юридическое  лицо — это социальная реальность, в сущности отказываются от попыток  выявить его людской субстрат. Эта теория известна в цивилистической  науке как теория социальной реальности юридических лиц. Ее придерживались, в частности, Д.М. Генкин и Б. Б. Черепахин. Противники этой теории не без оснований  указывали на то, что задача цивилистики  состоит в том, чтобы выявить  специфические признаки юридического лица как социальной реальности, поскольку  не всякая социальная реальность есть юридическое лицо. А эту задачу теория социальной реальности перед  собой как раз и не ставит.

     Также выделяются иные теории:

     1. Теория социальных связей. Автор  О. А. Красавчиков утверждает, что в юридических лицах на передний план выдвигаются различные социальные связи разрозненных лиц, которые тем самым активно решают общегосударственные задачи, участвуют в общественной жизни(прежде всего экономической) .

     2.Теория  юридической конструкции. Юридическое  лицо – это специально созданная  государством конструкция, элемент  юридической техники, некая юридическая  категория, некая условность, благодаря  которой организация получает  возможность участвовать в гражданском  обороте. 

     3.Теория  хозяйственной компетенции. 

     Согласно  этой теории юридические лица(будучи субъектами хозяйственного права) имеют  определенную компетенцию, через которую  реализуется правосубъектность  юридического лица, в том числе  и при вступлении в гражданско-правовые отношения 

     4. Волевая теория.

     Субъектами  права могут быть только люди(отдельные  индивиды и коллективы) обладающие сознанием и волей, что бы понимать значение норм права и руководствоваться  ими.

     Участвую  в гражданском обороте в определенной организационно правовой форме коллектив  участников и работников соответствующей  организации или отдельное лицо, обособившее часть своего имущество  образует субъект гражданского права, именуемый юридическим лицом.

     Одновременное существование множества столь  разных научных теорий юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления.20

     На  разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в  зависимости от того, какая из функций  этого института превалировала  на этом этапе. Соответственно, развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.

 

    

    1. Юридическое лицо в советском  гражданском праве
 

     Какие отношения выражает фигура юридического лица в советском праве? Почему государственные  предприятия, госбюджетные учреждения, кооперативные и общественные организации, а иногда и социалистическое государство  в целом являются субъектами гражданского права? Правильные ответы на эти вопросы являются ключом к уяснению природы юридического лица в советском праве и послужат основой для создания марксистской конструкции советского юридического лица и правильной классификации его видов.

     Наибольшую  трудность для правильного решения  проблемы представляют социалистические государственные предприятия и  учреждения. Почему при единстве фонда  государственной социалистической собственности в имущественных  правоотношениях выступает множество  самостоятельных субъектов права, государственных предприятий и  учреждений?

     Единство  политического и хозяйственного руководства, осуществляемое советским  государством на основе единой государственной  собственности на орудия и средства производства, означает, что государство  — это действительный представитель  всего общества. В этом смысле социалистическое государство является субъектом  права государственной собственности (всенародного достояния). Однако советское  государство выступает в гражданских  правоотношениях в качестве непосредственного  субъекта имущественных прав лишь в  тех случаях, когда оно действует  в качестве казны. Содержание понятия  казны будет раскрыто в дальнейшем. Сейчас необходимо отметить лишь следующее. 21

     Понятие казны тесным образом связано  с понятием государственного бюджета. Деятельность советского государства, как казны, выражает единый процесс собирания и расходования в соответствии с потребностями социалистического строительства той части общественного дохода, которая проходит через государственный бюджет. Государство в единстве своих доходов и расходов выступает как целое, как казна. Поэтому понятие казны не столько гражданско-правовое, сколько государственно-правовое понятие.

     Деятельность  государства, как казны, по собиранию  и расходованию денежных средств  есть одна из форм проявления государственного суверенитета и осуществления принадлежащих  социалистическому государству  функций властвования. Но в некоторых  случаях казна является стороной и в гражданском правооотношении  — по внешеторговым операциям  через торговые представительства  — за границей, в случае спора  по искам о выморочном имуществе  и в ряде других случаев. В отличие от буржуазного государства, в котором всё государственное имущество — это имущество казны, понятие советской казны, как связанное только с бюджетом понятие, имеет более узкое содержание. 22

     В буржуазном государстве казна воплощает  всю имущественную сторону деятельности буржуазного государства. В социалистическом же обществе имущество, принадлежащее  государству, как казне, не тождественно с государственной собственностью. Земля, воды, леса, недра, государственные  предприятия, железные дороги и т  д входят в состав всенародного достояния, но не являются объектами собственности  государства, как казны. Однако имущество  советской казны не противостоит народному богатству, но является его  органической частью и важнейшей  формой его выражения.

     Итак, социалистическое государство (здесь  имеются в виду СССР и союзные  советские республики) как непосредственный субъект гражданского права, т. е. как  юридическое лицо, действует только в качестве казны. Случаи выступления государства как юридического лица немногочисленны. Хозяйственная деятельность социалистического государства характеризуется не этими случаями его участия в гражданском обороте. Советское государство осуществляет как хозяйственное управление, так и управление в иных областях общественной жизни, в том числе и в культурно-воспитательной области, через разветвленную сеть своих органов.

       Хотя советское государство —  единственный субъект права государственной  собственности, а учреждения и  предприятия суть лишь его  органы, последние являются юридическими  лицами. Объясняется это тем, что,  хотя государство, как целое,  и является хозяйствующим субъектом,  процесс производства и распределения  общественного продукта проходит  через известные ступени, опосредствован  деятельностью государственных  органов.23

     Любое государство, в том числе и  социалистическое, немыслимо вне  деятельности государственного аппарата, представляющего собой систему  органов; через эти органы осуществляется государственное властвование. Основой  буржуазного общества является частная  собственность. Поэтому по общему правилу  буржуазное государство само не управляет  хозяйством. Иначе в социалистическом обществе, в котором государство  через свои органы управляет хозяйством, в связи с чем имущественная  сторона деятельности госорганов приобретает  принципиально иное по сравнению  с деятельностью органов буржуазного  государства значение. Непосредственно  хозяйствующие госорганы становятся хозяйственными организациями. Но было бы неправильно отсюда делать вывод, что социалистическое государство  может быть сведено к сумме  его органов или растворено в  этих органах. Неправильным явилось  бы и обратное утверждение, а именно, что государство стоит над  этими органами. Соотношение между  социалистическим государством и его  органом таково, каково соотношение  между общим и отдельным, целым  и частью.

     Общее не растворяется в особенном и  отдельном, равно как и отдельное  не поглощается общим. И вместе с  тем одно предполагает другое. «...Отдельное  не существует иначе как в той  связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное  есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона  или сущность) отдельного». Равным образом целое не сводимо к сумме отдельных, частей, оно всегда нечто большее, качественно иное, чем, эта сумма.

     Социалистическое  государство не только как субъект  властвования, но и как хозяйствующий  субъект и, стало быть, субъект, права  государственной собственности  — это не абстрактное, но конкретное, выступающее в многообразии своих  органов единство. Обособление в  управление госоргана части государственного имущества, предназначенного в зависимости  от характера деятельности органа либо для выполнения производственного  плана, либо для осуществления организационных, оборонных или социально-культурных задач, не нарушает единства государственной  собственности и единства воли социалистического  государства рабочих и крестьян.24

     В основе деятельности советского государства  лежит демократический централизм. Демократический централизм означает единство воли рабочего класса и всего  трудового народа, не исключающее, но предполагающее известную самостоятельность  и инициативу госорганов, как проводников  этой воли, в процессе осуществления  тех или иных функций советского государства. Демократический централизм в хозяйственной области выражается в государственном плане и в оперативной самостоятельности и инициативе государственных предприятий, выполняющих этот план. Государственные предприятия являются государственными хозяйственными организациями. Осуществляя непосредственную деятельность по производству или распределению товаров, по оказанию услуг, государственная хозяйственная организация является вместе с тем и государственным органом.

     Мы  исходим из того, что органом являются те живые люди, которые вырабатывают волю общественного образования, и  через которых осуществляется деятельность этого общественного образования, как единого целого. Орган —  это та часть целого, в котором  проявляется деятельность целого. Поэтому  органом с нашей точки зрения нельзя считать должность, как определенную компетенцию и вытекающие из нее  действия, которые выполняет должностное  лицо. Нельзя также считать органом  только возглавляющее данный участок  административного, хозяйственного и  социально-культурного управления отдельное должностное лицо.25

     Вслед за А. В. Бенедиктовым мы считаем, что  органом является возглавляемый  этим должностным лицом организованный коллектив трудящихся, выполняющий  возложенные на него социалистическим государством функции. «...Производственный план, — говорит товарищ Сталин,—есть  живая и практическая деятельность миллионов людей. Реальность нашего производственного плана — это  миллионы трудящихся, творящие новую  жизнь. Реальность нашей программы  — это живые люди, это мы с  вами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость  выполнить план» .

Информация о работе Развитие учения о юридических лицах в науке гражданского права