Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

Среди функций правовой ответственности  прежде всего выделяют штрафную, карательную. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это наказание правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание — всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется либо путем изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей.

Однако наказание правонарушителя  не самоцель. Оно является также  средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную)функцию. Реализуя наказание, государство воздействует на сознание правонарушителя. Это воздействие заключается в устрашении, доказательстве неизбежности наказания и тем самым в предупреждении новых правонарушений. Причем предупредительное воздействие оказывается не только на самого правонарушителя, но и на окружающих. Тем самым достигается так называемая общая превенция

При этом наказание направлено и на воспитание правонарушителя, то есть юридическая ответственность  имеет такжевоспитательную функцию. Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их права и интересы будут надежно защищены. Это в свою очередь способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а в конечном счете — укреплению законности и устойчивости правопорядка.

В значительном числе случаев  меры юридической ответственности  направлены не на формальное наказание  виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного  субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В  этом случае правовая ответственность  осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию.

Таким образом, юридическая  ответственность связана в основном с охранительной деятельностью  государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) роль. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества

 

 

38.Нормативный акт как  источник права.

 

     Нормативный  акт  является формой права,  которая является преобладающей  в большинстве государств.. Нормативный акт - это официальный документ, исходящий от государственного органа, содержащий в себе нормы права. Нормативный акт обладает следующими признаками: 1) он содержит нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неопределенное число случаев. Правда это правило содержит исключения, например, бюджет, нормативные акты, по которым выделяются субсидии и т.п. Поскольку в этих случаях нет нормы права, можно утверждать, что они носят формальный характер; 2) Нормативный акт исходит от государства и представляет собой прямое выражение воли органов власти. В зависимости от того кем принимается нормативный акт,  его можно отнести к тому или иному виду; 3)  Принятие  нормативного акта происходит в строго установленном порядке. В первую очередь это касается законов.

    

Существуют следующие  виды нормативных актов.

 

  1. Закон - нормативно-правовой акт, принимаемый высшим  представительным органом или народом, обладающий вышей юридической силой. Законы также обладающим характерными свойствами: 1) принимаются парламентом страны, 2)регулируют наиболее важные сферы жизни общества, 3)рассчитаны на  многократное применение, 4)принимаются в особом порядке, который называется регламентом;5) подлежат опубликованию; 6) отменяются и изменяются в особом порядке.

     Законы   разделяются на несколько видов.  В зависимости от значимости  и юридической силы выделяют конституционные и текущие законы. Оба этих вида регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни общества и государства, но в отличие от текущих, конституционные принимаются в развитие положений Конституции и утверждаются в особом порядке. Так, для принятия конституционного закона необходимо не менее двух третей голосов депутатов в Государственной Думе и одобрение верхней палаты - Совета Федерации.

     В зависимости  от органа принимающего законы, они делятся на федеральные, действующие на всей территории Российской федерации и законы субъектов федерации, действующие на территории этих субъектов и принимаемые представительными органами субъектов федерации.

    Кроме того, можно  выделить отраслевые законы, касающиеся сферы общественных отношений, регулируемой определенными отраслями права и комплексные, содержащие в себе нормы нескольких отраслей. Например, Закон о здравоохранении и т.п.

     Среди законов  можно выделить такой вид как кодексы. Кодекс - это единый законодательный акт, систематизирующий какую-либо область права. Зачастую кодекс пересматривает ранее действующее законодательство. Кодексы издаются для удобства реализации права или правоприменения.

2)Подзаконные  акты. Они обладают  нормативной силой, обязательны к исполнению, не должны противоречит законам К ним относятся 1) Указы Президента Российской федерации; 2) Постановления Правительства Российской Федерации; 3) Приказы  и инструкции министерств   и ведомств, регулирующие отношений в подведомственной сфере. Предусмотрена обязательная ведомственных актов в Министерстве юстиции РФ.

    На территории  субъектов федерации действуют  акты местной исполнительной  власти, так глава администрации  субъекта федерации вправе издавать распоряжение. Кроме того, издаются акты местных муниципальных органов, локальные нормативные акты.

     Все нормативные  акты имеют  определенные правила  действия во времени, пространстве, по кругу лиц.

      Говоря о  действии нормативного акта во  времени, следует ввиду порядок  вступления его в силу, момент  прекращения действия и применение  нормативного акта, к  отношениям, возникшим до его принятия, то  есть речь идет об «обратной  силе закона».

     В Российской  федерации нормативно-правовые акты  вступают в действие одним  из следующих способов.

  1. В тексте закона или иного нормативного акта указывается календарная дата, с которой он приобретает юридическую силу;
  2. В тексте закона или иного нормативного акта может содержаться указание на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу - «с момента подписания», «с момента опубликования»;
  3. Если в тексте закона или иного нормативного акта не содержится особых указаний о его вступлении в юридическую силу, то они вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.
  4. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования.

     Официальными  изданиями являются  «Российская  газета», «Собрание законодательства  Российской федерации».

  1. Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования;
  2. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов  федерации, муниципальных органов определяется самостоятельно.

          Прекращение действия нормативного  акта происходит в трех основных  случаях 1) по истечении срока  действия закона или иного  нормативного акта, если он имел  срочный характер;2) в случае прямой  отмены нормативного акта управомоченным  органом. В данном случае должно  быть прямое указание на отмену, которое содержится в специальном  акте; 3) принятия управомоченным  органом нового нормативного  акте равной или большей силы, регулирующего тот же круг  общественных отношений.

     При раскрытии  вопроса о действии нормативно-правовых  актов во  времени следует рассмотреть  еще два аспекта - Так называемую  «обратную силу закона » и  «переживание закона».

     Как правило,  нормативные акты не имеют  обратной силы, они действуют  только  в отношении тех   обстоятельств и случаев, которые  возникли после  введения его  в действия. Это правило - необходимый  фактор правовой стабильности, года  субъекты права должны быть  уверены в том, что их правовое  положение не будет ухудшено  законом. Исключение составляет  только уголовное законодательство, в котором действует правило  «Уголовный закон имеет обратную  силу, если им смягчается или  устраняется наказуемость деяния».

    Переживание закона  имеет место тогда, когда нормативный  акт  утратил юридическую силу, но отдельные его положения  действуют  и регулируют общественные  отношения.

     Для раскрытия  вопроса о действии нормативных  актов в пространстве необходимо  уяснить что  именно подразумевается  под территорией Российской Федерации,  на которую распространяется  государственный суверенитет. К территории, ограниченной границами государства относится сухопутное пространство, включая внутренние воды, недра, континентальный шельф, территориальные воды (двенадцать морских миль), воздушное пространство. Воздушный коридор. Демаркационная линия.

     К государственной  территории приравниваются морские,  речные, воздушные суда, находящиеся  под флагом государства. По  правилам международного права  военные суда приравниваются  к территории государства без  ограничений, а гражданские морские  и воздушные суда  -  в водах  и воздушном пространстве своего  государства, в открытом море, воздушном пространстве. Кроме того, в отношении территории посольств,  консульств, иных территорий, согласно  международным договорам, действует  правило экстерриториальности.  Какие бы  то ни было посягательства  на здание посольства приравниваются  к посягательствам на территорию  государства и рассматриваются  как факт нарушения международного  права. Судейская и депутатская неприкосновенность. ( раскрыть) – особенности привлечения к уголовной и административной ответственности.

     Правила действия  нормативных актов по кругу  лиц  таковы, что все граждане, лица без гражданства (апатриды) , иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), юридические лица подпадают  под сферу действия законодательства  государства, в котором они  пребывают. Однако некоторые лица  обладают  правовым иммунитетом.  К ним относятся дипломатические  представители иностранных государств. Они признаются  не находящимися  на территории государств где  они реально пребывают, а юридически  считаются  находящимися  на  территории того государства,  чьими представителями они являются.

 

39.Злоупотребление правом.

 

Злоупотребление правом — особый вид правового поведения, которое  состоит в использовании гражданами своих прав недозволенными способами, противоречащими назначению права, в результате чего наносится ущерб (вред) обществу, государству, отдельной  личности.

Можно назвать два вида злоупотребления  правом:

не характеризующееся явной  противоправностью

характеризующееся явной противоправностью, т. е. относящееся к разряду правонарушений

— выражается в социально вредном  поведении управомо-ченного лица, опирающегося на принадлежащее ему  субъективное право;

— выражается в выходе лица за пределы  установленного законом объема субъективного  права, влекущем искажение назначения права.

Без субъективного права лицо не может злоупотреблять им. Любое субъективное право имеет границы, поскольку  субъективное право есть мера возможного поведения управомоченно-го лица в  правоотношениях. Злоупотребление  правом, как правило, — это использование  субъективного права с нарушением границ его действия. Выход за установленные  законом границы действия субъективного  права влечет определенные юридические  последствия — но только в случае установления его компетентными  правоохранительными органами.

Злоупотребление правом есть ненормальное (бесполезное, необычное, вредное, аморальное) осуществление права, которое выражается в недозволенных конкретных действиях, причиняющих вред другому лицу, или  угрожает чужому праву.

Например, злоупотреблением правом являются сознательные действия гражданина, которому принадлежит дом на праве частной  собственности, по ухудшению жилищных условий с целью требования о  выселении нанимателя. Или другой пример: член семьи нанимателя жилого помещения без каких-либо причин не дает согласия на обмен. Злоупотребляя  своим правом, он ущемляет права  других членов семьи.

Злоупотреблением правом являются притворные (мнимые) сделки, фиктивные  браки, в частности регистрация  брака без намерения создать  семью, а с целью незаконного  приобретения жилой площади и  др. В наши дни нередко государство  провоцирует граждан на злоупотребление  правом. Например, несвоевременная  выплата заработной платы гражданам  со стороны государства как носителя властных полномочий влечет за собой  злоупотребление правом гражданами в их трудовых, расчетно-кредитных, налоговых отношениях с государством. Но даже в этом случае злоупотребление  правом недопустимо, поскольку, как  бумеранг, оно «обрушивается» на государство  и наносит вред всему обществу и конкретному гражданину, в том  числе злоупотребляющему правом.

Информация о работе Проблемы теории государства и права