Понятие образовательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:18, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Федеральной Программе развития образования на 2000-2005 годы, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.

Содержание

Введение 3

1. Содержание образовательного права как отрасли права

1.1 Системообразующие признаки отрасли права 5

1.2 Принципы образовательного права 9

1.3 Становление образовательного права в Российской Федерации 15

2. Проблемы признания образовательного права как отрасли права 22

Заключение 28

Список литературы

Работа содержит 1 файл

итог прав обеспеч.rtf

— 243.57 Кб (Скачать)

     Принципы образовательного права остаются неизвестными действующему законодательству. Вместо них в Законе РФ «Об образовании» закреплены принципы государственной политики. В статье говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

     1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;

     2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

     3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

     4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

     5) свобода и плюрализм в образовании;

     6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений».8

     Как видно, изложенные принципы в Законе признаются принципами государственной политики, а не образовательного права. Все они формулируют исходные, основополагающие требования, которым должна удовлетворять деятельность как законодательной, так и исполнительной и судебной ветвей власти в области законодательства. Независимо от того, принимается ли подзаконный нормативно-правовой акт или акт применения нормы права, органы государства всегда должны защищать гуманистический характер образования, сохранять его общедоступность, демократизм и автономность образовательных учреждений и т. д.

     Все изложенные принципы, так или иначе, лежат в основе Закона РФ «Об образовании», его конкретных статей и нормативных предписаний. Законодатель, формулируя принципы государственной политики в области образования, дал образец их соблюдения и творческого воплощения в тексте Закона. При этом в нем содержится достаточно развитая система мер, призванных обеспечить действие принципов на стадии реализации закона, его воплощения в конкретных правоотношениях. Например, в Законе РФ «Об образовании» имеются специальные нормы, направленные на обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, на воспитание гражданственности, трудолюбия и иных социально необходимых человеку знаний, навыков и умений.

     В этой ситуации возникает вопрос: можно ли принципы государственной политики, примененные в законотворческой деятельности при подготовке законов и иных нормативно-правовых актов, признавать принципами образовательного права? Если нет, то почему? Чтобы аргументировано ответить эти вопросы, следует дать некоторые дополнительные пояснения.

     Система действующих норм образовательного права основывается не только на вышеприведенных принципах государственной политики, но и на собственно правовых принципах, ведущую роль среди которых играют конституционные принципы.

     Конституционные принципы имеют всеобщее значение и выступают исходным пунктом нормативно-правового регулирования общественных отношений любой отрасли права. Ни одна отрасль права не может содержать норм, направленных на умаление достоинства личности, посягающих на свободу личной жизни, слова и мысли, свободу передвижения, закрепляющих дискриминацию субъектов или ограничивающих право граждан на участие в управлении делами государства и др.9 
Не может противоречить конституционным нормам и принципам и образовательное право. Призванная обеспечивать реальное действие конституционного права жителей России на образование, данная отрасль права органично переводит положения Конституции РФ на уровень конкретных нормативных предписаний.

     Так, в полном соответствии с конституционными нормами решается вопрос о социальном обеспечении обучающихся и педагогических работников, о разделении компетенции Федерации и ее субъектов в области образования, о создании и функционировании в системе образования общественных и государственно-общественных объединений и др.

     Хотя в конкретных отраслях права применяются практически все конституционные принципы, однако в ранг принципов отрасли права переходят лишь те из них, которые прямо и непосредственно относятся к предмету соответствующей отрасли права. Так, в УК РФ принципами уголовного права признаны принципы: законности; равенства граждан перед законом и др. Принципами семейного права признаются такие конституционные положения, как равенство прав супругов, право и обязанность родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Поэтому можно полагать, что принципами образовательного права выступают общедоступность и бесплатность образования, закрепленные ст. 43 Конституции РФ.

     Рассматривая с этих позиций систему принципов государственной политики, закрепленную ст. 2 Закона РФ «Об образовании», можно отметить, что не все они характеризуют предмет правового регулирования образовательного права. Так, требования, согласно которым образование должно носить гуманистический характер, обеспечивать приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине и семье, представляют собой не принципы, а перечень требований, которым должно отвечать современное образование.

     В этот же перечень входят и положения, согласно которым в условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, образование должно органически сочетать общие для всех жителей страны знания с изучением национальных культур и региональных культурных традиций, а система образования должна быть адаптирована к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

     Таким образом, из принципов государственной политики в области образования, содержащихся в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», принципами образовательного права могут быть признаны те, которые имеют в пределах отрасли общий характер: общедоступность образования, светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании.10

     Проблема системы принципов образовательного права пока что остается малоисследованной и во многом дискуссионной. К сожалению, коллективный законотворческий опыт не дает четкого ответа на вопрос, какие конкретно принципы можно отнести к образовательному праву. Критерий повторяемости не может служить аргументом для вывода о том, что искомыми принципами являются те, которые чаще всего встречаются в исследуемых законах об образовании. Истинность мысли не зависит от числа признающих ее лиц. При этом принципы, закрепленные в законах, являются весьма разнородными по содержанию.

     Принципы, признаваемые государствами-участниками СНГ и странами Балтии в качестве всеобщих требований организации образования или образовательной политики, можно разбить (с определенной долей условности) по сфере их действия на три группы:11

     1) определяющие содержание образования;

     2) определяющие содержание и задачи образовательного процесса;

     3) определяющие специфику правового статуса участников общественных отношений и их иные компоненты.

     В первую группу входят такие принципы, как гуманизма, научности, адаптивности, гибкости, целостности образования, защита и развитие национальной культуры, мировой уровень образования и др.

     Вторую группу составляют принципы, характеризующие образовательный процесс: демократизм, непрерывность, преемственность, многообразие образовательных учреждений, творчество и целостность, воспитание гражданственности, единство обучения духовного и физического совершенствования и др. Многообразие принципов, закрепленных в законах государств-участников СНГ и стран Балтии, объясняется теми же причинами, что и в российском законодательстве. Это отсутствие у законодателя четких критериев, которым должны удовлетворять принципы образовательных отношений. В результате произошло смешение их с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования либо образовательному процессу. Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов:12

     1) общедоступность образования;

     2) обязательность основного общего образования;

     3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования;

     4) государственная социальная помощь обучающимся;

     5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям);

     6) светский характер образования.

     В конечном итоге современная номенклатура понятий образовательного права в полной мере отражает специфику ее предмета и метода правового регулирования и позволяет законодателю без какого-либо труда формулировать нормативные предписания, способные полно и всесторонне отразить специфику регулируемых ими отношений. Для образовательного права, имеющего собственную теоретическую основу в виде его принципов и развитой номенклатуры понятий, характерна своя структура, т.е. устойчивая система связей на уровне норм права, объединенных в правовые институты, которые образуют единое целое - отрасль. 

     1.3 Становление образовательного права в Российской Федерации 

     В ходе коренного изменения социально-экономических условий жизни российского общества идет неизбежный процесс адекватного изменения законодательной и правовой систем страны. 10 июля 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Закон «Об образовании». 12 декабря 1993 г. на Всенародном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, две статьи которой (43 и 44.1) прямо связаны с правом на образование и свободой преподавания. 22 августа 1996 г. появился Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

     Всего за последние два десятилетия в России принято около 40 федеральных законов, так или иначе касающихся правового регулирования отношений в сфере образования. В Общеправовой классификатор отраслей законодательства в качестве самостоятельной рубрики включено «Законодательство об образовании», в литературе ставится вопрос о разработке Образовательного кодекса Российской Федерации. Нормотворческая деятельность Российского государства в сфере образования требует теоретического осмысления. В этой связи можно говорить о формировании новой комплексной предметно-ориентированной отрасли российского права - образовательном праве и обеспечивающей ее развитие юридической науке, а также учебной дисциплине «Образовательное право».

     Каждая самостоятельная отрасль права имеет свой предмет и, как правило, адекватный ему метод правового регулирования, который рассматривается российской правовой наукой в качестве материального критерия разграничения отраслей права. Определить предмет правового регулирования - значит ответить на вопрос «что регулируется?», какие общественные отношения, какая сфера жизни общества.

     Образовательное право РФ можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната. Эти отношения составляют основу предмета образовательного права как самостоятельной правовой отрасли. Это основные или базовые образовательные отношения.

     Кроме базовых образовательных отношений, существуют образовательные отношения - сателлиты, дополнительные к основным, зависимые от основных образовательные отношения.13

     Подобно тому, как сгусток материи изменяет пространство вокруг себя, образование, провозглашенное государством приоритетной областью, влияет на обслуживающие эту область трудовые, пенсионные, финансовые, управленческие и иные отношения, во многом определяя содержание регулирующих их правовых норм.14 Образовательные правоотношения-сателлиты - общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, обслуживающие основные образовательные правоотношения, исходя из провозглашенной в законе приоритетности сферы образования для государства и общества. Так, в гражданско-правовой сфере в настоящее время для государственных и муниципальных образовательных учреждений в России установлен особый режим реорганизации и ликвидации, изменения состава учредителей, действует мораторий на их приватизацию.

     Законодательство о труде, исходя из приоритетности образования и особых условий труда педагогов, устанавливает для них сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск, дополнительные основания для увольнения за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, предусматривает льготы для лиц, совмещающих работу с учебой.15

     В сфере пенсионного обеспечения и социального страхования педагоги пользуются правом на пенсию за выслугу лет, льготами по оплате периода временной нетрудоспособности.

     Современное российское законодательство предусматривает особый порядок финансирования образовательных учреждений, налоговые льготы для них и обучающихся, а также для субъектов хозяйственной деятельности, направляющих средства на нужды образования.

Информация о работе Понятие образовательного права