Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:18, контрольная работа
В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Федеральной Программе развития образования на 2000-2005 годы, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.
Введение 3
1. Содержание образовательного права как отрасли права
1.1 Системообразующие признаки отрасли права 5
1.2 Принципы образовательного права 9
1.3 Становление образовательного права в Российской Федерации 15
2. Проблемы признания образовательного права как отрасли права 22
Заключение 28
Список литературы
Контрольная работа по дисциплине
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности работников образования»
План
Введение
1. Содержание образовательного права как отрасли права
1.1 Системообразующие признаки отрасли права 5
1.2 Принципы образовательного права
1.3 Становление образовательного права в Российской Федерации 15
2. Проблемы признания образовательного права как отрасли права 22
Заключение
Список литературы
Введение
Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления.
В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Федеральной Программе развития образования на 2000-2005 годы, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.
Изучая ситуацию в сфере образования, можно отметить, что в последние годы появились некоторые обнадеживающие тенденции в развитии образования в России, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер. С одной стороны, можно отметить, что начиная с 1999 года наблюдается некоторый рост расходов на образование в бюджетах всех уровней; с другой - российскую общественность не может не беспокоить состояние экономики образования в целом, обострение проблем в ее правовом регулировании, противоречие реальной практики действующему законодательству.
Тревогу вызывает стремление некоторых радикальных политиков и экономистов пересмотреть принципы всеобщности и обязательности общего образования. До настоящего времени не разработаны и не утверждены федеральным законом государственные нормативы финансирования образовательных учреждений, не отработана система социального образовательного процесса.
Все
это происходит в обстановке отсутствия
единого взгляда на роль и значение образовательного
права в регулировании реально существующих
образовательных отношений. Как верно
отмечает один из ведущих ученых в области
образовательного права профессор В. М.
Сырых, тезис об образовательном законодательстве
как самостоятельной отрасли права не
является общепризнанным в юридической
литературе. Значительная часть российских
правоведов по традиции, идущей еще от
советских времен, рассматривает массив
этих норм в качестве комплексной отрасли
законодательства, содержащей нормы административного,
гражданского, трудового и иных отраслей
права и не имеющей свойств, присущих отрасли
права - собственного оригинального предмета
и метода правового регулирования.
1.
Содержание образовательного права как
отрасли права
1.1
Системообразующие признаки отрасли права
Если в системе законодательства имеется достаточно развитый массив норм прав и институтов, который не подпадает под действие традиционных отраслей права и образует некое автономное образование, то, чтобы правомерно рассматривать его в качестве новой самостоятельной отрасли права, необходимо осуществить научную классификацию - взять признаки, которые согласно воззрениям российских правоведов присущи каждой отрасли права, и посмотреть, в какой мере эти признаки присущи массиву норм права по вопросам образования.
Если этот массив обладает всеми признаками отрасли права, то его следует признать и в качестве отрасли права, даже если этот научный факт плохо согласуется с субъективными ожиданиями и представлениями.1 Способность логики обеспечивать правильные выводы при объективности ее исходных посылок могут подвергать сомнению лишь лица, для которых вера в непогрешимость собственных знаний стоит превыше научных истин и доказанных фактов, а собственные воззрения выступают «передовым рубежом» современного научного знания.
Под юридическим режимом понимаются специфические приемы регулирования - особые способы закрепления и осуществления прав и обязанностей субъектов правоотношений, специфические санкции и способы их применения, иные компоненты, образующие метод правового регулирования отрасли права, а также действующие в пределах этой отрасли единые принципы, иные общие положения.2
Таким образом, правовой режим отрасли подразделяется на два компонента: а) особые приемы регулирования, воплощающиеся в методе правового регулирования; б) особые принципы, общие положения, пронизывающих содержание отрасли
Метод правового регулирования понимается как система способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.3 С его помощью закрепляются отраслевое своеобразие правового статуса субъектов правоотношений, способы реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных правоотношениях.
Считается, что в основе метода правового регулирования отдельной отрасли лежат императивный, диспозитивный либо запретительный способ правового регулирования, либо сочетание этих методов. Так, административному праву присуще императивное регулирование общественных отношений, основанное на безусловном подчинении граждан и иных лиц законным действиям и решениям государственных органов и должностных лиц. В гражданском праве превалирует диспозитивный, дозволительный метод, позволяющий субъектам конкретных правоотношений самостоятельно определять свои права и обязанности, а в уголовном праве - запретительный метод правового регулирования.
Другой специфической чертой метода правового регулирования признается правовой статус субъектов правоотношений, составляющих предмет правового регулирования отрасли. Каждая основная отрасль права характеризуется тем, что участники регулируемых ею отношений обладают особым правовым статусом, охватывающим правосубъектность, а также основные права и обязанности субъектов.
Специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений присущ ко всем компонентам системы российского права. В гражданском праве субъекты правоотношений обладают равноправием и вступают в правоотношения только по собственному желанию и при наличии соответствующей совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения гражданских правоотношений.4 Специфика правового статуса субъектов семейного права характеризуется тем, что членам семьи присущ «лично-правовой статус», с учетом которого определяются имущественные и иные их права и обязанности. Особый правовой статус участников трудовых отношений выражается в сочетании их равенства при вступлении в трудовые отношения, с определенной зависимостью подчинением работников трудовой и иной дисциплине в процессе труда.
Еще один признак метода правового регулирования отрасли характеризуется особыми способами возникновения и изменения конкретных правоотношений и формирования содержания прав и обязанностей их субъектов. Такими способами могут выступать соглашения сторон, правоприменительные акты, факты совершения противоправных деяний, события и др. Так, в административном праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства.5
Специфика метода правового регулирования отрасли права может проявляться также в санкциях, применяемых к нарушителям норм права, а также в способах и процедурах их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут применяться к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений.
Различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.
Отрасль права как самостоятельное системное образование помимо основных классификационных оснований - предмета и метода правового регулирования - характеризуется и некоторыми дополнительными признаками. В их числе чаще всего российские правоведы называют наличие у отрасли, во-первых, общих принципов права, во-вторых, отдельного самостоятельного института, закрепляющего эти принципы и содержащего иные общие для всего массива норм положения, и в-третьих, достаточно развитого массива законов и иных нормативно-правовых актов.
Принципы отрасли права не заменяют предмета и метода правового регулирования как основных классификационных признаков отрасли права, а служат вспомогательным, дополнительным к ним классификационным средством. Общеотраслевые принципы права, как правило, закрепляются в отдельном институте, в котором также определяются предмет и задачи отрасли, содержатся иные общие положения.
Каждая отрасль права имеет развитую систему источников, обеспечивающих полное и последовательное регулирование всех отношений, образующих содержание предмета этой отрасли. Предмет отраслей российского права регулируется при помощи ряда законов и конкретизирующих их подзаконных нормативно-правовых актов.
В основе множества источников права отрасли лежит кодифицированный акт, содержащий ее основополагающие, исходные нормы. Исключение составляет только административное право. Вследствие сложности предмета правового регулирования этой отрасли и недостаточно тесной связи между ее основными компонентами - государственным управлением, государственной службой и административной ответственностью - отрасль не имеет единого кодифицированного акта.6
Обоснование того или иного массива норм права в качестве самостоятельной системы права представляет собой сложную научную проблему, для решения которой требуются специальные научные исследования. Сложность проблемы объясняется двумя факторами: постоянным изменением системы права и консервативностью взглядов правоведов на систему основных отраслей права.
Процесс
изменения, совершенствования системы
права происходит не только за счет уточнения
и конкретизации имеющихся научных выводов
и представлений, но и по объективным причинам,
вследствие изменений, которые претерпевают
сами общественные отношения. Одни отрасли
и институты утрачивают значение, поскольку
устаревают регулируемые ими отношения.
И наоборот, появление новой сферы общественных
отношений или усиление их значимости
неизбежно влечет за собой создание новых
структурных частей системы права. Так,
в современных условиях колхозное право
утратило статус отрасли в связи с утратой
колхозами доминирующего положения в
сельскохозяйственном производстве и
возникновением новых форм ведения сельского
хозяйства. Природоохранительное право,
наоборот, из подотрасли земельного права
превратилось в основной компонент системы
права Российской Федерации, поскольку
общественные отношения, связанные с охраной
окружающей природной среды, выделились
в самостоятельную сферу производственных
и социальных отношений и потребовали
специфического метода правового регулирования.
1.2
Принципы образовательного права
Образовательное право в полной мере обладает таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права.
В теории права под правовым принципом понимается общее положение, высказывание, которое имеет обязательное значение и подлежит применению при регулировании конкретных отношений, как в процессе правотворчества, так и на стадии реализации норм права.7 Это, например, принципы: законности, равноправия, гуманизма, верховенства закона, приоритета и охраны прав и свобод личности.
Принципы отрасли права выступают основанием для всех норм права отрасли и непосредственно влияют на их содержание. Каждая норма права может осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в строгом соответствии с принципами отрасли права, с учетом их требований относительно правового статуса субъектов правоотношений, совокупности их прав и обязанностей, а также системы санкций.