Понятие образовательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
В свою очередь Конституция РФ в ст. 43 закрепляет следующие положения:
Каждый имеет право на образование.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.32 Кб (Скачать)

 

 В системе прав и  свобод человека и гражданина право  каждого человека на образование  занимает главенствующее положение. Впервые  это право было закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.    

В свою очередь Конституция РФ в  ст. 43 закрепляет следующие положения:     

Каждый  имеет право на образование.    

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях и  на предприятиях.    

Каждый  вправе на конкурсной основе бесплатно  получить высшее образование в государственном  или муниципальном образовательном  учреждении и на предприятии.    

Основное  общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.    

Российская  Федерация устанавливает государственные  образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования  и самообразования.    

Российское  государство исходя из особой значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции от 13 января 1996г. (СЗ РФ, 1996 г., №3, ст. 150) провозгласила область образования приоритетной.     

В указанном законе под образованием понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов).   

  Названный закон закрепил также  следующие принципы государственной  политики в области образования:     

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви  к окружающей природе, Родине и семье.     

  Единство федерального культурного  и образовательного пространства, включая защиту и развитие  системы образования, национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства.     

  Общедоступность образования, адаптивность  системы образования к уровням  и особенностям развития и  подготовки обучающихся, воспитанников.     

  Светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях.    

Свобода и плюрализм в образовании.    

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.    

14 декабря 1960 г. Генеральная конференция  ООН по вопросам образования,  науки и культуры приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989, с. 241. Россией ратифицирована). Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой степени и типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких- либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.     

Российское  законодательство  не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст.5 Закона РФ "Об образовании" гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Однако на практике российские граждане сталкиваются с фактической дискриминацией в области образования. Ее существование обусловлено разными возможностями получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны, неодинаковым качеством получения образования вследствие нехватки учителей в отдельных местностях и сельских районов, в различиях уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений и другими причинами.    

Немаловажным  в условиях многонационального Российского  государства является положение  о том, что граждане РФ имеют право  на получение основного общего образования  на родном языке, а также на выбор  языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан РФ на получения  образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа учреждений, классов, групп, а также созданием  условий для их функционирования. (см. Закон РФ от 25 октября 1991 г. №1807 -1 "О языках народов Российской Федерации" с изменениями от 24 июля 1998 г.).    

Немаловажной  гарантией получения каждым гражданином  РФ образования выступает государственное  и (или) муниципальное финансирование образования. Государство гарантирует  ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования  не менее 10% национального дохода, а  также защищенность соответствующих  расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов.    

Доля  расходов на финансирование высшего  профессионального образования  не может составлять менее трех процентов  расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется в государственных  образовательных учреждениях не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч  человек, проживающих на территории РФ. В то же время следует отметить, что на практике отмечается недофинансированность государственного и муниципального образования, что сказывается в первую очередь на качестве образования и его материально-технической базе.    

В части 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов  образования в указанных образовательных  учреждениях и на предприятиях. Эти  гарантии характеризует их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения  вышеназванных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования  для большинства населения страны немыслима без возможности по лучить его бесплатно.     

Обязанность получения каждым основного общего образования относится к конституционным  обязанностям граждан в сфере  образования. Требования об обязанности  основного общего образования (9 классов) применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено учеником ранее. Этот возраст может быть увеличен для подростков с общественно опасным поведением и для подростков с отклонениями в развитии. Устанавливается, также, предельный возраст для получения основного общего образования по очной форме обучения он составляет 18 лет.

    

В РФ устанавливаются государственные  образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Данный стандарт состоит  из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок разработки, утверждения  и введения в действие стандартов определяется Правительством РФ. Однако важно отметить, что стандарт основного  общего образования устанавливается  федеральным законом. Стандарты  разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в  десять лет также на основе конкурса, который объявляется Правительством РФ.    

Для обучающихся с отклонениями в развитии государством устанавливаются специальные стандарты. Главное социальное предназначение стандартов состоит в том, что они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.    

Конкретизируют  стандарты в нашей стране образовательные  программы. Именно они определяют содержание образования определенных уровней  и направленности. В образовательном  процессе в настоящее время используются общеобразовательные (основные и общие) и профессиональные (основные и общие) программы.     

Действующая в стране система образования  поддерживает различные формы образования, в том числе получение образования  в негосударственных образовательных  организациях, создаваемых в организационно-правовых формах, предусмотренных для некомерческих организаций (частные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций, объединений). В соответствии с законом РФ "Об образовании" образование может быть получено в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.    

Государство также поощряет получение образования  в форме семейного образования  и самообразования с прохождением аттестации в форме экстерната в  аккредитованных образовательных  учреждениях соответствующего типа, а также получение дополнительного  образования в учреждениях повышения  квалификации, на курсах, центрах профессиональной ориентации, школах искусств, домах  детского творчества и т.д.     

Согласно  закону "Об образовании" семейное образование рассматривается как  форма освоения ребенком общеобразовательных  программ в семье.    

Принципы  организации семейного образования  как формы освоения ребенком общеобразовательных  программ начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования  в семье изложены в "Примерном  положении о получении образования  в семье", утвержденном приказом Минобразования России от 27 июня 1994 г., №225.    

Перейти на семейную форму получения образования  могут обучающиеся на любой ступени  общего образования. В то же время  обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.    

Отношения между общеобразовательным учреждением  и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования  регулируются договором. Для осуществления  семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут: пригласить преподавателя самостоятельно; обратиться за помощью в общеобразовательное  учреждение; обучать самостоятельно.     

Родители (лица, их заменяющие) информируют общеобразовательное  учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного учреждения возможности  их участия в промежуточной и  итоговой аттестации. Общеобразовательное  учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в  семье, на общих основаниях по заявлению  родителей (лиц, их заменяющих) с указанием  выбора семейной формы получения  образования. В приказе о зачислении ребенка в общеобразовательное  учреждение указывается форма получения  образования.    

Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором:    

- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения; 
    - обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; 
    - осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.    

Родители (лица, их заменяющие) совместно с  общеобразовательным учреждением  несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в  соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к  освоению обучающимися общеобразовательных  программ.    

Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего  ребенка в семье, выплачиваются  денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка  на соответствующем этапе образования  в государственном, муниципальном  общеобразовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами.    

Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование несовершеннолетнего  ребенка в семье, не лишаются права  на получение компенсаций, установленных  государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.

 

 

 

Раздел IV. Источники образовательного права

Глава 1. Понятие и виды источников образовательного права 

Нормы образовательного права  выражаются, закрепляются в разного рода правовых источниках. Под источниками права российские правоведы понимают письменные документы при , помощи которых правотворче-ские органы объективируют, закрепляют свое решение о создании норм права ( изменении действующих норм, признании их утратившими силу) и доводят свою волю до всех заинтересованных лиц. В числе основных ис-точников права признаются нормативно-правовые акты, судебные преце-денты, нормативные договоры и правовые обычаи. 
В системе образовательного права действуют два вида источников: нормативно-правовой акт и нормативный договор. 
Ряд российских правоведов под нормативно-правовым актом пони-мают правовой акт, содержащий нормы права ( Г.В. Назаренко. 46. С. 103). Однако, это определение является чрезмерно широким. Далеко не всякий правовой акт, содержащий нормы права, является источником пра-ва. 
Во-первых, не признаются источниками права акты органов испол-нительной власти, которыми доводятся до сведения подчиненных им орга-нов, учреждений и предприятий нормативные акты, принятые вышестоя-щими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительст-ва РФ и др. Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких эк-земплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного министерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведомства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к све-дению и неукоснительному руководству Постановление Совета Минист-ров СССР (далее приводились его реквизиты), которым устанавливается, что ...». Затем дословно приводился текст самого постановления. 
В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Президен-та РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официального опуб-ликования, необходимость в издании подобных актов отпала. Однако Ми-нобразование России и другие федеральные министерства по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, уч-реждений, организаций актов Президента РФ и Правительства РФ. Напри-мер, инструктивным письмом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июня 1996 г. было доведено до сведения ректоров ву-зов постановление Правительства РФ от 11 июня 1996, № 695. 
Акты, содержание которых составляют нормы другого источника права, являются безусловно правовыми, содержат нормы права, но не об-ладают признаками нормативно-правового акта. Это всего лишь разно-видность информационных актов, которые оформляются как ведомствен-ные, но не имеют силы ведомственного акта. В них отсутствует собствен-ная воля центрального органа исполнительной власти, направленная не создание новых норм или изменение действующих. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. имеют силу закона, указа, постановления, которая ни при каких условиях не пере-ходит на воспроизводящие их акты других органов. 
Нормативно-правовой акт ? это не любая совокупность действую-щих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права. В нормативно-правовом акте должна содержаться одна, как минимум, оригинальная норма. Правовой акт, со-стоящий из норм, принятых другими правотворческими органами, не за-крепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы. 
В систему нормативно-правовых актов не входят также правовые ак-ты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых ориги-нальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкова-ния, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Примером актов нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъяс-няющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму феде-ральных законов. В частности, названными органами 1 июля 1996 г. было принято постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором разъяснялись положения Кодекса, вызвавшие определенные затруднения в процессе их толкования судебными органами. 
В систему нормативно-правовых актов не включаются акты, содер-жащие оригинальные нормы права, но принятые некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу дея-тельности другого органа. 
За пределами компетенции правотворческого органа принимаются нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению другого органа, а также нормы права, противоречащие Конституции РФ, федераль-ным законам и иным актам вышестоящих органов. Такие действия при-знаются незаконными и не могут породить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределами своей компетенции. Соответствен-но, и принятые такими способами нормы права оказываются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются раз-новидностью правонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедли-тельной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными за-конами порядке. 
В системе нормативно-правовых актов имеются и такие акты, кото-рые не содержат новых оригинальных норм, а представляют собой пере-чень нормативно-правовых актов, утративших силу. После принятия ново-го нормативно-правового акта правотворческий орган принимает специ-альное решение о том, какие ранее принятые нормативно-правовые акты утрачивают силу и прекращают действие. Решения оформляются в виде нормативно-правового акта, где отсутствуют какие-либо новые нормы права, а называются лишь реквизиты актов, утративших силу. Тем самым акт вносит коррективы в действующую систему права, выражает волю правотворческого органа на ее изменение и в теории права признается вспомогательным нормативным актом. 
Таким образом, нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действую-щих норм права путем приятия новых норм права или решения, на-правленного на отмену устаревших актов. 
Другим источником образовательного права является нормативный договор, т.е. соглашение государственных органов, иных лиц, которое ус-танавливает нормы права, обязательные для лиц, заключивших это согла-шение, и иных заинтересованных лиц. Нормативные договоры выступают чаще всего источниками международного права. С их помощью определя-ются общеобязательные правила, нормы права, регулирующиет отноше-ния между отдельными государствами, гражданами этих государств, ины-ми лицами. Однако в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ либо федеральными законами, государственным органам или иным лицам разрешается заключать договоры с целью установления и закрепления ка-ких-либо норм права. 
Особенность нормативного договора как источника права характери-зуется тем, что он, во-первых, принимается только при добровольном со-гласии всех лиц его подписавших. Для принятия нормативно-правового акта коллегиальным правотворческим органом достаточно согласия боль-шей части его членов. Во-вторых, нормативный договор предусматривает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее вы-полнение договора и его положения являются обязательными как для лиц, подписавших договор, так и для других заинтересованных лиц. Во всех случаях неисполнения норм, закрепленных нормативным договором, заинтересованное лицо может обратиться в суд либо в иные государствен-ные органы за защитой своего нарушенного права. 
Примером нормативного договора служит Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами госу-дарственной власти Российской федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации». Этот договор, заключенный между феде-ральными органами и республиками в составе Российской Федерации, со-держит нормы права, которыми нужно руководствоваться при решении вопросов о компетенции федеральных органов государственной власти и органов субъектов Российской Федерации. 
Применяемые в сфере образовательного права нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. 
Согласно ст. 3 Закона РФ «Об образовании» данная отрасль права включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Феде-ральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской федерации в области образования. 
Таким образом, система законов в сфере образования является трех-уровневой и состоит из Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Ведущую роль в этой системе играют Конституция РФ, а так же федеральные законы, т.е. нормативно-правовые акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Рос-сийской Федерации. 
Конституция РФ как акт высшей юридической силы устанавливает права и свободы человека и гражданина в области образования. Реальное право человека на образование в Российской Федерации обеспечивается и некоторыми другими статьями Конституции РФ, в том числе закрепляю-щими право гражданина на судебную защиту своих конституционных и иных прав, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культур-ным ценностям, свободу творчества и преподавания и др. 
Конституционные нормы по вопросам образования содержатся так-же в конституциях республик Российской Федерации. 
Следующими после Конституции РФ актами высшей юридической силы являются федеральные законы, принимаемые Государственной Ду-мой Федерального Собрания Российской Федерации. Основополагающий из них Закон РФ «Об образовании» устанавливает исходные, первичные нормы правого регулирования в области образования. Его нормативные положения дополняются и конкретизируются другими федеральными за-конами, а также законами субъектов Российской Федерации. В числе наи-более значимых федеральных законов, принятых по вопросам образования, можно назвать: 
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональ-ном образовании»; 
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; 
Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обу-чающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных уч-реждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». 
Особую значимость законодатель и педагогическая общественность придавали подготовке Федеральной программы развития образования, ко-торая была утверждена Федеральным законом, принятым Государственной Думой 15 марта 2000 г. Данный акт содержит перечень мероприятий, которые законодатель признает необходимыми провести до 2005 г. в целях «развития системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества». 
Однако система федеральных законов по вопросам образования пока незавершена. Ряд федеральных законов, прямо предусмотренных Законом РФ «Об образовании», но еще по тем или иным причинам не принятых Го-сударственной Думой. Это, в частности, федеральные законы о порядке регистрации и деятельности образовательных учреждений, о государст-венном образовательном стандарте основного общего образования, о госу-дарственной аттестационной службе. Предполагается принять специаль-ные федеральные законы по каждому отдельному уровню образования ? общему, начальному профессиональному, среднему профессиональному и дополнительному образованию. 
Поскольку вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» субъекты Российской Федерации могут при-нимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регу-лирование образовательных отношений. В частности, им предоставляется право определять особенности порядка создания, реорганизации, ликвида-ции и финансирования образовательных учреждений, разрабатывать и реа-лизовывать республиканские, региональные программы развития образо-вания, устанавливать национально-региональные компоненты государст-венных образовательных стандартов, определять местные налоги и сборы на нужды образования, республиканские, региональные нормативы финан-сирования образования и др. 
Конституционное право субъектов Российской Федерации осущест-влять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в сфере образования позволяет им существенно дополнять Закон РФ “Об образовании” с учетом национальных, социально-экономических, геогра-фических, демографических и других конкретно-исторических особенно-стей региона и тем самым полнее учитывать интересы отдельных социаль-ных слоев региона, закреплять дополнительные гарантии их конституци-онного права на образование. 
Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации за-крепляют исходные, первичные нормы в сфере образования, которые до-полняются и конкретизируются развитой системой подзаконных норма-тивно-правовых актов, состоящей из четырех элементов: федеральных подзаконных нормативно-правовых актов; подзаконных нормативно-правовых актов государственных органов субъектов Российской Федера-ции; нормативно-правовых актов органов местного самоуправления; ло-кальных нормативно-правовых актов, принимаемых образовательными уч-реждениями. 
В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства. В области образования эти указы решают вопросы, связанные с установлением размеров стипендий и предоставлением льгот студентам и аспирантам, закреплением мер соци-альной защиты работников образовательных учреждений, определением правового статуса отдельных видов образовательных учреждений, и дру-гие вопросы. Например, Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 903 «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фун-даментальной науки» были одобрены основные направления государст-венной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки, а также дано поручение Правительству РФ в развитие указа подго-товить федеральную целевую программу и представить ее на утверждение Президента РФ. 
Среди федеральных подзаконных нормативно-правовых актов по во-просам образования наиболее распространены нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации. Свои нормативные решения Пра-вительство принимает в виде постановлений или распоряжений. Как феде-ральный орган исполнительной власти, Правительство принимает норма-тивные решения по всем вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. Оно определяет порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, присвоения ученых степеней и званий, размеры и порядок оплаты труда работникам образовательных учреждений и др. 
В системе нормативно-правовых актов Правительства по вопросам образования особое значение имеют типовые положения об образователь-ных учреждениях соответствующих типов и видов, например, Типовое по-ложение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановле-нием Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительст-ва РФ от 5 апреля 2001 г. № 264. 
Типовые положения об образовательных учреждениях соответст-вующего типа или вида закрепляют порядок деятельности образователь-ных учреждений, их права и обязанности при осуществлении образова-тельной деятельности, управлении этими учреждениями, порядок государ-ственного контроля за их деятельность, решают иные вопросы. 
Нормативные акты Правительство РФ принимает нормативно-правовые акты и по вопросам дальнейшего развития, совершенствования законодательства. Одним из таких актов является распоряжение Прави-тельства РФ от 28 декабря 2001 г. № 1576-Р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».  
Названная Концепция ставит практически те же цели, что и Феде-ральная программа развития образования, утвержденная Федеральным за-коном в 2000 г., но предусматривает меры, противоречащие Федеральной программе. Так, если Федеральная программа закрепляет меры, направ-ленных на формирование и обеспечение социально-экономических меха-низмов расширения доступа граждан к получению высшего профессио-нального образования за счет средств федерального бюджета, то Концеп-ция Правительства РФ в числе одной из основных мер по финансовому укреплению образовательных учреждений называет «спонсорскую помощь семьи». Подобная мера признается реальной, поскольку Правительство РФ уверено в том, что доходы семей и предприятий «позволят существенно увеличить платежеспособный спрос на образование». 
Значительный удельный вес в системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов занимают нормативно-правовые акты Мини-стерства образования РФ. В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258, Минобразование России устанавливает порядок приема граждан в го-сударственные учреждения среднего и высшего профессионального обра-зования, разрабатывает и утверждает типовые положения об образователь-ных учреждениях, федеральные компоненты государственных образова-тельных стандартов, утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, решает другие во-просы, отнесенные к его компетенции. 
Нормативно-правовые акты Минобразования России принимаются в форме приказов, писем, инструкций, разъяснений, решений Коллегии. Ми-нобразование России устанавливает нормы, регулирующие собственные отношения Министерства, своих органов, образовательных учреждений с гражданами, иными учреждениями, организациями, не входящими в сис-тему Министерства. Такие акты принято называть общеобязательными и все они подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ. Общеобяза-тельные нормативно-правовые акты Минобразования России, равно как и других центральных органов исполнительной власти, не прошедшие дан-ной процедуры и не имеющие номера государственной регистрации в Ми-нистерстве юстиции РФ, не могут вступать в действие, а содержащиеся в них нормы права ? регулировать общественные отношения. 
Подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам образования могут приниматься органами исполнительной власти субъектов Россий-ской Федерации, главой их исполнительной власти , либо органами управ-ления образованием. Акты могут приниматься в пределах компетенции этих органов и в строгом соответствии с действующими федеральными за-конами, законами соответствующего субъекта Российской Федерации, ука-зами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. На этом уров-не правового регулирования могут приниматься нормы, закрепляющие республиканские, региональные нормативы финансирования образования, дополнительные к федеральным льготы обучающимся и работникам обра-зовательных учреждений, дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части строительных норм и санитарных правил и по другим вопросам. 
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления при-нимаются по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов. Согласно 
ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления мо-гут осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений собст-венности в системе образования, устанавливать дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования, местные нормативы фи-нансирования системы образования, утверждать местные бюджеты расхо-дов на образование. 
Замыкают рассматриваемую систему подзаконных нормативно-правовых актов в области образования локальные нормативно-правовые акты образовательных учреждений. Благодаря им, образовательному уч-реждению предоставляется возможность конкретизировать и дополнить нормы законов, указов Президента РФ, нормативно-правовых актов госу-дарственных органов исполнительной власти и органов местного само-управления применительно к специфике образовательного учреждения, особенностям его педагогической и иной деятельности в сфере образова-ния. 
Правотворческая деятельность в образовательных учреждениях осу-ществляется учредителями, органами управления либо их коллективом учреждения. Перечень вопросов, по которым могут принимать норматив-но-правовые акты органы управления образовательным учреждением, по-рядок принятия таких актов закрепляются в уставе учреждения. Большие права в подготовке и принятии локальных актов предоставлены коллекти-ву образовательного учреждения. В частности, он принимает правила внутреннего трудового распорядка, рассматривает проекты годовых учеб-ных планов, определет перечень и порядок предоставления работникам образовательных учреждений социальных льгот из фондов трудового кол-лектива. 
Среди локальных актов образовательного учреждения особое место занимает его устав. Согласно ч. 12 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», Ус-тав принимаемый трудовым коллективом, закрепляет нормы права по ос-новным вопросам организации и деятельности образовательного учрежде-ния, в том числе его финансовой, хозяйственной деятельности, порядок ор-ганизации, изменения и прекращения деятельности, права и обязанности участников образовательных отношений. При этом остальные локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. Как правильно подчеркивают авторы работы «Управление школой: теоре-тические основы и методы», устав « является важнейшим правовым доку-ментом, своеобразной «конституцией» конкретного образовательного уч-реждения» ( 90. С.293). 
Признавая устав в качестве одного из важнейших источников права, призванного конкретизировать академические свободы образовательного учреждения, пределы и порядок пользования ими, нельзя не отметить и некоторых недостаточно корректных решений законодателя в части со-держания устава. На уровень локального регулирования оказался передан-ным ряд вопросов, связанных с реализацией некоторых конституционных прав и установлением ограничений в пользовании этими правами.  
Закон РФ «Об образовании» предоставил право образовательным учреждениям самостоятельно определять возраст, с которого допускается прием граждан в образовательное учреждение (ч. 2 ст. 19), порядок и осно-вания отчисления обучающихся ( ч. 5 ст. 13), формы участия обучающихся в управлении делами образовательного учреждения ( ч. 4 ст. 50). Учреди-тель может конкретизировать порядок приема граждан в образовательное учреждение (ч. 1 ст. 16) и устанавливать порядок предоставления препода-вателям длительного отпуска сроком до одного года (ч. 5 ст. 55). 
Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы могут ограничи-ваться только федеральным законом и, следовательно, на этом уровне нормативно-правового регулирования надлежит устанавливать возраст, до достижения которого ребенок не может посещать школу. Равным обра-зом, только федеральный закон ограничивает конституционное право на образование посредством установления порядка и основания отчисления обучающихся из образовательных учреждений. Ни учредитель, ни образо-вательное учреждение не правомочны по своему усмотрению решать во-прос о реализации конституционного права педагогических работников на отдых, в том числе и на получение длительного отпуска сроком до одного года. 
В сфере образовательного права наиболее широкое распространение имеют четыре вида нормативных договоров: соглашения, заключаемые между федеральными органами исполнительной власти и органами испол-нительной власти субъектов Российской Федерации; договор учредителей о создании образовательного учреждения; договор, заключаемый между учредителем и образовательным учреждением; коллективный договор ме-жду работодателями и работниками, принимаемый в целях регулирования социально-трудовых отношений в образовательном учреждении. 
В соответствии со ст. 78 Конституции РФ Правительство РФ и орга-ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут заклю-чать специальные соглашения и договоры для передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам субъектов Россий-ской Федерации, равно как и наоборот, передачи части вопросов, отнесен-ных к ведению субъектов Российской Федерации, на федеральный уро-вень. В значительной части таких договоров и соглашений имеются нормы по вопросам перераспределения полномочий в сфере образования между Федерацией и ее субъектами. В отдельных случаях принимаются и специ-альные договора или соглашения. Например, 29 мая 1996 г. заключено Со-глашение между Правительством РФ и администрацией Ростовской облас-ти о разграничении полномочий в области науки, среднего, высшего и по-слевузовского профессионального образования. 
В настоящее время практика заключения подобных соглашений признана недостаточно совершенной и ведется активный поиск более эф-фективных путей и способов распределения предметов ведения Федера-ции и ее субъектов. 
Нормативный договор является основной формой конституирования образовательного учреждения. Первый этап на пути его создания - за-ключение договора между его учредителями о правах и обязанностях уч-редителей между собой и по отношению к создаваемому образовательному учреждению, а также порядок и основания прекращения деятельности это-го учреждения. Такой договор устанавливает общеобязательные правила поведения для учредителей, других лиц и выступает одним из наиболее распространенных локальных источников образовательного права. 
Другим локальным источником образовательного права является до-говор между учредителем и образовательным учреждением, который оп-ределяет основные права и обязанности последнего, основные направления деятельности, порядок оплаты труда работников образовательного учреж-дения, предоставления им льгот и иных форм социальной защиты, порядок использования имущества, передаваемого учредителем образовательному учреждению и другие вопросы. 
Коллективные договоры заключаются между руководителем (рабо-тодателем) и трудовым коллективом образовательного учреждения с це-лью урегулирования социально-трудовых отношений. Чаще всего в кол-лективных договорах содержатся локальные нормы права по вопросам оп-латы труда, размеров премий и иных выплат, предоставляемых из фондов образовательного учреждения, добровольного и обязательного медицин-ского страхования, льгот для отдельных категорий трудового коллектива образовательного учреждения и др. Заключенные и вступившие в силу коллективные договоры являются общеобязательными. К лицам, винов-ным в неисполнении норм коллективного договора, применяются меры го-сударственного принуждения в том же порядке, что и за нарушения норм права, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами. 
Совокупность действующих источников образовательного права достаточно велика. В сфере образования по самым скромным оценкам на-считывается более 20.000 нормативно-правовых актов и нормативных до-говоров. Только на федеральном уровне за последние восемь лет было принято более 500 нормативно-правовых актов в форме федеральных за-конов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и норма-тивных актов Минобразования России. 
Обилие источников права по вопросам образования убедительно свидетельствует о том, что образовательное право в полной мере обладает и четвертым признаком отрасли права – наличием развитой системы ис-точников Не всякая традиционная отрасль российского права может «по-хвастаться» подобной совокупностью источников права. Поэтому задача ученых-юристов видится в том, чтобы по достоинству оценить этот факт и внести соответствующие коррективы в свои представления об образова-тельном праве. 
Конечно, система действующих источников образовательного пра-ва, далека от идеального состояния и нуждается в дальнейшем совершен-ствовании. Множественность органов и организаций, правомочных осуще-ствлять нормативно-правовое регулирование образовательных отношений, неизбежно создает дополнительные препятствия на пути создания полной и логически последовательной системы норм права. Беспокойство вызы-вают три существенных недостатка системы источников права: 1) наличие противоречий между нормами федерального законодательства и нормами законов субъектов Российской Федерации; 2) пробельность федерального законодательства; 3) декларативность значительной части норм образова-тельного права. 
В современных условиях система источников образовательного права, состоящая только из нормативно-правовых актов внутригосударст-венного правотворчества является неполной. Согласно ч. 4 ст. 15 Консти-туции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации яв-ляются общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому характеристике действующего законодательства в сфере образования целесообразно предпослать краткий обзор нормативно-правовых актов международного права по вопросам об-разования.

Информация о работе Понятие образовательного права