Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:18, контрольная работа
В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Федеральной Программе развития образования на 2000-2005 годы, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.
Введение 3
1. Содержание образовательного права как отрасли права
1.1 Системообразующие признаки отрасли права 5
1.2 Принципы образовательного права 9
1.3 Становление образовательного права в Российской Федерации 15
2. Проблемы признания образовательного права как отрасли права 22
Заключение 28
Список литературы
Несоответствие юридической формы фактическому содержанию правоотношений в данном случае - следствие неправомерного распространения норм гражданского права на образовательные отношения. Последние отражают специфику взаимоотношений личности, общества и государства в такой обширной сфере социального бытия, каковой является сфера образования и представляют собой самостоятельный вид общественных отношений, наряду с отношениями в сфере гражданского, трудового, административного права.
Стремление законодателя к максимально полному регулированию образовательных отношений с применением соответствующего их специфике метода и приводит к появлению в системе российского права новой отрасли - образовательного права.
Ученые Российской Федерации пришли к выводу, что гражданское и административное право - отрасли, которые, по мнению противников образовательного права, включают в себя все его нормы, - в действительности в силу специфики их предмета и метода не регулируют и не могут регулировать образовательные отношения.22 Наличие в системе законодательства об образовании норм гражданского, административного и других отраслей права, образующих так называемые комплексные институты, не меняют способности образовательного права быть самостоятельной отраслью права.
Таким образом, требуется совершенствовать законодательство в области образования, подготовить и принять Кодекс РФ об образовании. Подобный Кодекс, максимально полно и логически последовательно закрепляющий основы нормативно-правового регулирования образовательных отношений, позволит улучшить правоприменительную практику, создать действенную нормативную базу для реализации и защиты конституционного права личности на образование.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государственных образовательных уровней (образовательных цензов). Образование должно рассматриваться и как определенное социальное явление, и как социальный институт, и как система социальных связей. Возможен подход к образованию как к объекту экономических отношений и как к психолого-педагогическому феномену.
Одной из центральных задач образования как социального явления является формирование, воспитание человека как субъекта жизнедеятельности, а сама система образования в правовом аспекте включает в себя следующие взаимосвязанные, взаимодействующие элементы: преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательное право можно определить как отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната.
Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов: 1) общедоступность образования; 2) обязательность основного общего образования; 3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям); 6) светский характер образования.
Образовательные отношения формируются с учетом специфики образовательной сферы и представляют собой самостоятельный вид правоотношений, которые существенно отличаются от правоотношений других отношений права. Специфика образовательных отношений проявляется во всех их компонентах: объекте, субъекте, содержании, основании возникновения, изменения или прекращения.
Существует ряд причин, препятствующих восприятию широкой научной общественностью образовательного права как новой отрасли права. К основным причинам относятся: консерватизм мышления и отсутствие основополагающего законодательных актов, имеющих своим предметом образовательные отношения в чистом виде, свободном от связей с другими отраслями права
Проблема правового регулирования образовательных отношений относятся к числу фундаментальных проблем в российской юридической науке. Насущной потребностью для развития механизма правового регулирования образования в стране является принятие Кодекса Российской Федерации об образовании.
Список литературы